Через дорогу от Музея Декабристов, на той же улице Селенгинской, продолжится наше путешествие
в изумительный мир застывшей и живущей поныне истории.
Читы старинной уголок...
[700x525]
...бревенчатых домов очарование...
[700x525]
То жизни декабристов эпилог...
[700x525]
И в вечной к ним любви признание...
[700x525]
Чисто выметенной дорожкой - к святилищу, историческому и книжному...
[525x700]
Забайкальская березка - именно здесь уместна, как символ красоты, чистоты и стойкости.
[525x700]
Дверь тоже гостеприимно распахнута. Здесь всегда всем рады...
Взгляд скользит вверх, к мезонину...
Абонементный"зал", где трудятся более 40 лет милые женщины,
хранительницы и продолжательницы декабристских традиций.
И - о, неожиданность! Костина работа 1998 года...
Портрет Е.П.Нарышкиной (на бересте). Как же я могла забыть про эту работу сына...Да, приятными волнами воспоминаний окатывает: как бересту в лесу собирали с упавших берез, как мама тему картины подбрасывала, а сын развивал... А потом я ходила и наблюдала,как ребенок сосредоточенно трудится... Какое удовольствие смотреть, как сын работает...рисует... боясь спугнуть то свыше озарение...движенья пальцев чутки и изящны... боюсь сказать, но это - настоящее... Что-то подобное тогда написалось...
Да, на принесенном из леса обычном куске березкиной бересты. Идея, как всегда - из разряда маминых, "бешеных", а воплощение, тоже традиционно для нашей семьи, быстренько перекладывалось на других, более талантливых - руками...
Читальный зал. Под портретом Е.П.Нарышкиной - стопки журналов. Именно здесь я и выудила "Очарование вчерашнего дня", словно Елизавета Петровна взглядом указала...
А здесь 8-летний Максимка писал свой первый в жизни реферат.
В "дневнике" 8-летнего сына есть запись: "Мне задали реферат по природоведению - о раннецветущих растениях. Меня оставили одного в библиотеке, и я готовился." А маме, на тот момент уже вынужденной работать, порой и некуда было девать второклашку, который упорно не желал оставаться один дома. Вот и оставляла зачастую в библиотеке...
Про эту ромашкину работу(старшего сына) мама помнит...
Наша любимая библиотека в отреставрированном доме, где и жила Е.П.Нарышкина,
чей портрет средний сын Костя и создал в берестяном варианте.
Вот такие семейные библиопереплетения...
Здесь ее постоянное место, в читальном зале.
Крутая лесенка на второй этаж, в нарышкинский мезонин.
Это тоже работа детей с того памятного для нашей семьи конкурса 1998 года.
Вот они, знакомые окна в клеточку - мезонина.
Нарышкинский уголок.
Подойдем поближе к любовно хранимому месту... Портреты Михаила Михайловича и Елизаветы Петровны Нарышкиных.
[700x525]
Семейство Нарышкиных было истинными благодетелями целого края. Оба они, муж и жена, помогали бедным, лечили и давали больным лекарства на свои деньги, и зачастую несмотря ни на какую погоду, Нарышкин брал с собой священника и ездил подавать последнее христианское угощение умирающим. Двор их по воскресеньям был обыкновенно полон народа.
О них говорили:"За что такие люди сосланы в Сибирь?" ( декабрист Н.И.Лорер)
«Она глубоко меня тронула своей тихостью и благородной простотой в несчастии. .. (В.А.Жуковский о Е.П. Нарышкиной)
Единственная и любимая дочь сподвижника Александра I, героя войны, она бросила все, оставила жизнь, где исполнялась любая ее прихоть. 23-летняя женщина поспешила в Читу, хотя для ее необщительного характера и живого воображения такое путешествие и жизнь на каторге были значительно тяжелее, чем для других
Она приковывала всех к себе безраздельной добротою и необыкновенным благородством характера
С этих бестужевских портретов Костя рисовал изумительные копии: один в один, с живыми взглядами прекрасных глаз... Жаль, не сохранились...
С этой картиной "Декабристы на отдыхе у Чертовой могилы" 17-летний Костя вошел в число победителей конкурса, посвященного 200-летию М.М.Нарышкина.
Куда ж без власти родной, без их постановлений... Читатели к тому моменту уже 20 лет называли библиотеку Нарышкинской..
Максимка называл библиотеку - Норушкина. И постоянно спрашивал:"А мышки там книжки не съедят?" Терпеливо отвечала, что нет, там живут кошки. Дите опять настойчиво вопрошало, пока я не спросила, почему он считает, что в библиотеке много мышей? Ответ был умопомрачительный: "Но библиотека же называется Норушкина, значит, там живут мышки-норушки!"
По крутой лестнице покидаем уютный мезонин, тихое пристанище нарышкинской истории.
Памятный барельеф.
Читальный зал снаружи.
Прощальный взгляд на мезонин. Рука сама собой тянется заботливо прикрыть дверь: тепло в деревянном доме надобно беречь...
Прощальный взгляд на скверик.
И обратной дорогой, к месту Читинского острога. Которого давно уже нет...
Вы, чьи широкие шинели
Напоминали паруса,
Чьи шпоры весело звенели
И голоса.
И чьи глаза, как бриллианты,
На сердце вырезали след -
Очаровательные франты
Минувших лет.
Генералам 1812 года", Романс Настеньки из к/ф "О бедном гусаре замолвите слово".
А.Петров - М.Цветаева
Ирина Мазуркевич.
В начале рассказа звучала "Песня Сольвейг" из оперы "Пер Гюнт",Эдвард Григ.