• Авторизация


Письма схиигумена Иоанна Валаамского. О прилогах. 22-02-2017 22:18 к комментариям - к полной версии - понравилось!


[510x700]

 

Еще пишешь, что твоя знакомая попала в секту. Очень жаль, что наши православные очень мало знают свое учение и легко уклоняются в разные секты. Ибо все секты, ереси и расколы основаны на гордости и самовнушении. В православие авторитет - вселенские соборы и учение св. Отцов. Господь сказал: "Блаженны чистые сердцем, те Бога узрят". Вот св. Отцы божией помощью очистили сердца от страстей. Они правильно знают, волю божию, открытую в святом писании, а не очистившие сердце от страстей, не могут правильно понимать св. Писание, и такие люди претыкаются на святом писании, уклоняются с правильного пути и идут в разные стороны. Так сказать: сошли с большого парохода и сели на утлую ладью и хотят переплыть житейское море, и погибают в волнах суетных мудрований. Они вырывают текст из св. Писания для оправдания своего заблуждения.
Мне время маловато вести переписку с твоей знакомой, пусть она возьмет книгу епископа Феофана "путь ко спасению", в ней найдет разрешение ее вопросов, умудри ее Господи.
53.
20.1.1951г.
Ты пишешь, что осуетилась и мало ревности подняться от земли. Не горячись, будь довольна тем, что есть: стремление о едином на потребу. Всякому свой образ жизни; сообразуйся со своим положением и умудряйся, чтобы было все ради Бога. К созерцательной жизни не стремись, старайся проводить жизнь деятельную, ведь я тебе говорил: старайся исполнять евангельские заповеди, ибо суд во второе пришествие будет по Евангелию. Впрочем, Бога не представляй строгим карателем. Он очень милостивый. Слава, Господи, твоему милосердию! Аще случится пошатнуться в добродетели - не трепещи, ибо наше естество очень изменчиво. Ангелам, только, свойственно неизменно стоять в добродетели. По апостолу: "Задняя забывай и вперед стремится".
Теперь я мало читаю книг, повторяю только по пометкам, они у меня помечены в разное время. Определенного, молитвенного правила не держу, стараюсь держать правило мытаря. Больше люблю читать евангелие, апостольские послания и псалтырь с толкованиями. Когда лягу в кровать, стараюсь читать евангелие, сколько знаю на память, для меня это очень полезно. Поговорить о едином на потребу, не обретох единомысленного: ах, какое великое благо для нас грешных святоотеческое писание; начну читать, точно раньше и не читал это. Вот, сегодня прочел у пр. Исаака сир. 34 слово, замечательное. Меня теперь занимает мысль о вечной жизни. Вечность - и конца нет, жутко делается! Здесь на земле, как тяжело не жилось бы, - или сильные скорби, или тяжелые болезни - все же они кончаются со смертью человека. Иные в тяжелые минуты говорят: умереть скорей! Какое то есть утешение, что кончатся страдания, а в будущей жизни чего ждать, вечность не имеет конца, Господи! Помилуй нас грешных. Утешительно читать евангелие. Иногда встану ночью, прочту главку и лежа повторяю, даже слезы прошибают от божьего милосердия. Дивное божие милосердие, для нас грешных, принял нашу плоть и стал истинным человеком (кроме греха), не скрою от тебя, пишу эти строки и плачу. Пишу тебе не по тщеславию, а просто делюсь своими переживаниями, как для человека единомысленного.
Эту седмицу я служу и тебя поминаю в своих молитвах, храни тебя Господь. Просфорочки потрудись передать: себя то не обидь возьми две.
Призываю на тебя божие благословение, с любовью о Христе.
54.
2.5.1951г.
Вот, какая ты оказалась немощная духом. Удалили с послушания и сердце защемило, даже говоришь "выгнали довольно некрасиво, как малую девчонку". Скорбь-то твоя пустяшная, даже и обижаться-то не на что. Надо бы довольной и благодарной что теперь, можешь стоять в церкви без всякой суеты, а раньше ведь писала мне, что как бы недовольна была этим послушанием. А как сменили, ну сердце и защемило. Хорошо, что созналась и покаялась. Бог простит. Однако знай, что без смирительных случаев нам не смириться.
Читаем св. Евангелие и забываем страдания Спасителя. Он был совершенный Бог и совершенный человек (кроме греха), ради нашего спасения терпел поношение, укорение, заплевание, ударение в ланиту, биение по голове тростью и поносную смерть на кресте; прости нас Господи, за наше нерадение и не внимание к твоим страданиям! А у нас, что получается? Даже ускорительного слова не сказали и то сердце защемило; значит нет смирения - а гордынка. Без смирения нет спасения и подвиги наши будут тщетны. Господь дает дарование не за труды, а за смирение, так нас учат св. Отцы. Во время скорбей надо читать св. Евангелие и св. Отцов писание.
55.
1952г.
... Ты все осуждаешь себя и считаешь никуда негодной и хуже всех, но это одни только слова у тебя, а чувствуешь себя неплохой; если бы так и чувствовала, как говоришь, то не осуждала бы других ни в чем, и не оскорблялась бы на то, что я Х. Назвал умнее тебя. Ха, ха, ха! Какая ты бестолковая. Еще пишешь "Чтобы я вымолил у Господа, быть тебе хорошей", вот еще какая бестолковая просьба! Тоже подобная смеху: она будет жить спустя рукава, а старец вымаливай, чтобы быть ей хорошей. Но по духовному видению так не бывает; ни Бог, ни я, тебе не помогут, если сама не будешь трудиться в благочестии, сказали св. Отцы.
Вчера пришел ко мне инок и говорит: "у меня есть очень большой грех, не знаю простит-ли мне Господь". Я спросил какой? "Хула на Бога и на святые тайны"". Я говорю ему: в этих мыслях нет греха, ибо он от дьявола и называются прилогами, а прилоги безгрешны; не обращай на них внимания и мысль возведи на какой-либо предмет святого писания. Еще поговорил с ним на эту тему и дал ему Листвичника, чтобы прочел там о хульных помыслах.
Сегодня 4-ое января св. Церковь празднует 70 св. Апостолов. Из них 5 апостолов отпали. Иуда, Николай - был епископом, Фегель - был епископом, Ермоген тоже был епископом, Димас - был иерей и служил идолам. Меня занимали раньше такие мысли: почему Господь избрал этих в ученики для проповеди? Ведь он знал, что они отпадут. Но во время службы, как-то стало мне ясно, что Господь по своей благости призывает к себе всех, но свободную нашу волю не нарушает, а если кто уклонится от добродетели в порочную жизнь добровольно - сам виноват, так как не потрудился по свободной воли во угождение Богу. Один возлюбил деньги, а другой век сей временный, так и прочие отпавши. По свободной нашей воле мы должны трудиться в угождении Богу, тогда благодать помогает нам, а если не будем трудиться и благодать божия не поможет: наш труд и благодать божия идут совместно

56. День святой троицы.
17.5.1951г.
Письмо послушнице.
... Не унывай, духовное чадо, и не отчаивайся о спасении свой души, эти мысли от лукавого беса: просто не принимай их. А в духовное руководство, в книгу преп. Аввы Дорофея советую тебе почаще заглядывать: вот и старайся жить по его совету, умудри тебя Господи. Состарился я в монастыре, а все зубрю эту книгу, она у меня настольная и заглядываю в нее почти ежедневно, ибо она именуется монашеской азбукой.
Когда работаешь вместе с сестрами, можно поговорить с ними: только чтобы не было осуждения и клеветы, впрочем св. Отцы сказали "духовный разговор серебро, а молчание золото", а о празднословии - сама уразумей.
Вот, что еще я тебе скажу. Особо дружбы не заводи ни с кем, иначе наживаешь много бесполезных скорбей, и жизнь твоя будет многовоздыхательная. Старайся свою волюшку оставить позади себя. За большие подвиги не берись, и никого ни в чем не осуждай, и немощи в других не замечай, но смотри на свои, которых, конечно, найдешь немало. А страсти, о которых ты пишешь, мы победим своими силами не можем без божией помощи. Мы должны стараться искоренять их, а чтобы совсем побороть их зависит от божией благодати. Ты еще молода, не верь себе и смиряйся, пока ляжешь в гроб, твои годы скользкие. Впрочем, что и стрясется, по немощи человеческой, не мятись и не малодушествуй, ибо мы не мудрее премудрого соломона, и не кротче св. Пророка Давида и не ревностнее апостола Петра. Господь знает нашу человеческую немощь, дал нам в помощь покаяние, и нет такого греха, чтобы победило божие милосердие, и все наши грехи, какие бы они не были, в сравнении с божим милосердием - что горсть песку брошено в великий океан.
Наша монастырская жизнь помаленьку еще теплится, много старичков ходят с помощью палочек, вновь поступающих нет, так как в данное время молодежь воспитывается не в религиозном духе. По замечанию епископа Игнатия Брянчанинова, - мы уже последние монахи. Впрочем судьбы Господни непостижимы нам грешным.
Будь, Господи, воля твоя во всем. Призываю на тебя божие благословение, Господь и Царица Небесная помогут тебе в тяжелые минуты.
57.
16.8.1951г.
Ты жалуешься, что не можешь сосредоточиться на молитву, "Все есть еще бесчувствие", сознаешь свое нерадение, а не влияние внешних дел. Да, сладостна молитва, но требует большого труда, и "молитва до последней минуты жизни требует борьбы", сказал авва агафон. Однако, должна знать, что всякому житию свой чин. Ты живешь в миру - вот и старайся исполнять свое дело добросовестно, на которое поставлена божиим промыслом. Не осуждай никого ни в чем, всего чего не любишь сама, того не делай другим. Не любишь, чтобы тебе говорили неприятное, или укоряли, или досаждали, или грубо обращались, или злоречили и ты ничего такого не делай никому. Вот твоего жития чин и старайся так жить, а в чем совесть обличает, кайся Господу. А куда ты стремишься, - это достояние иноческого отшельнического жития, и оно требует совершенного беспопечения, а главнее всего глубокого смирения: без смирения суетны все подвиги. Ты ведь занята целый день заботами, да хлопотами. Как возможешь сосредоточиться в молитве? Если найдется свободная минутка, прочти в евангелии несколько, и апостольского послания, и еще загляни в святоотеческие книги. Умудри тебя Господи.
Относительно твоего разговора, усматривай сама. Все-же, если человек куда сам не стремится и выбирают его на какую-либо должность значит, на это есть воля божия и Господь поможет; а от неприятностей никуда не уйдешь. Куда бы человек не ушел - они с ним пойдут.
58.
22.10.1951 г.
...А ты ноешь, что у тебя нет для себя добрых дел! А это разве не дела добрые, - на работе, которыми обременена по горло. Если к этому прибавить еще: не осуждать других, и чего себе не хочешь, того и другим не делай, этого и довольно с тебя, будь спокойна. А нос задирать от хорошего положения, по-моему, крайнее безумие для Христианина, стремящегося к духовной жизни. Умудри тебя Господи.
Не разумно, даже и грешно, так думать, "что ты пропала бы без меня". Читай св.Писание, и св.Отцов и умудряйся. А что значат мои советы, когда сам иду ощупью; если что пишу, из тех же источников черпаю. Я подобен бане: других омываю, а сам остаюсь таким же грязным.
Храни вас Господи.
59.
3.2.1951 г.
Спрашиваешь, можно-ли идти на собрание? Усматривай сама, по совету пр. Варсанофия Вел. Помолись прежде; куда мысль склонна будет - так и поступи. Впрочем, не собрание причина твоего смущения, а самомнение твое.Почему так говорят, а не так как мне надо. Но ты вот что сделай: во время собрания, читай со вниманием молитву, тогда ты будешь спокойна и виднее тебе будет весь разговор.
Сегодня, 3-го, похоронили иеродиакона Корнилия. Наверно, ты помнишь его, - все время пел молебны. Поболел только три дня, ежедневно я причащал его; утром причастил, а ночью в 12 ч. Умер, так тихо, что не слыхали даже, которые с ним живут, четыре инока. В 12 ч. Посмотрели, а он уже скончался, глаза закрыты и руки сложены на груди. Блаженная кончина.
60.
20.1.1952 г.
Как слышно, твой муж пьет. Что делать? - Не скорби, и не осуждай его, ведь у всякого свои немощи и недостатки. Он ведь тоже не без немощей, и не без недостатков. Так вот, учитесь друг у друга, тяготы носите, и так исполните закон Христов. Умудри вас Господи.
А как время-то летит быстро, ждали рождества Христова, крещение и новый год, и все это прошло, теперь будем ждать св.Пасхи. Конечно, прежде великого поста надо ждать, как приготовительное средство, чтобы совершение справить светлый Христов праздник.
Вот, что я заметил: под старость время летит быстрее, ибо чувствуется, что все кончено, приближается время перехода в вечность, как то и интересы все пропали. А вот открой ум у молодых и увидишь, как у них фантазия играет: они счастливы, получать хороших женихов, будут Богаты, и хорошо пойдет семейная жизнь, и многое другое на эту тему, эти картинки пройдут у них в голове, и опять останутся одни.
Наша монастырская жизнь помаленьку еще теплится, а все-же состарилось наше братство, просто Богадельня, один другого старше, если доживу до февраля, тогда стукнет мне 79 лет - почтенные, и я созрел к переходу в вечность. Благодарю Бога, что до таких годов дожил, и удостоил меня грешного провести всю жизнь в монастыре. Не знал мирской суеты, наполненной лукавства, тщеславия, лицемерия, лжи и гордыни; а с этими пороками разве почувствуешь, когда в душе свой мир и умиление? Я полагаю, нет.
Вот ты с мужем, посещая театр и маскарады, что чувствуете, когда придете домой? Конечно, получаете некоторое впечатление, там получившееся, и будете ждать времени еще и еще посетить те же места, разве только если нельзя будет пойти по болезни. Вот в таком порядке и проходит мирская суетная жизнь. А когда человек будет лежать на смертном одре, или в болезни, вот тогда-то и придется испытать неожиданные явления, и вся прошлая жизнь будет чередоваться событиями, какими он жил, тогда только человек познает, что мир сей обманщик.
На все ваше семейство призываю божье благословение.
61.
18.2.1952 г.
У вас детей нет и вы желаете иметь их, ваше желание естественно в порядке вещей. Однако, всяко бывает; не на радость родителям дети бывают, а на великие скорби. Расположимся на волю божию, ибо он знает наши нужды раньше нашего прошения; если на пользу, будут и дети без операции докторской. Будем молиться так: Господи, ты знаешь наши нужды раньше нашего прошения, благослови по своей благости, что будет нам на пользу. Аминь!
62.
12.12.1952г.
Твое сердечное письмо я получил своевременно; от души благодарю за твое доброе желание и расположение к моему убожеству.
Радуюсь, что оперировали тебя благополучно, не моя слабая молитва помогла тебе, но вера твоя в молитвы мои. Это видно из святого евангелия; много раз говорил спаситель: "по вере твоей да будет тебе".
Я лежал в больнице в городе Иоенсуу две недели; теперь с божьей помощью, чувствую себя хорошо.
Очень хорошо знаю я желание женщины; иметь чад и ее скорбь не иметь детей. Мое желание, чтобы Господь исполнил по желанию вашего сердца; расположимся на волю божию и будем ждать его милости.
Ты предлагаешь свои услуги помочь чем-либо мне, все у меня есть, не надо посылать ничего. А по получении сего письма, напиши мне свое самочувствие, буду ждать терпеливо твое письмо.
63.
27.4.1952г.
Все отвечал на письма разным лицам, вот очередь пришла и на твои письма надо отвечать. Это хорошо, что любишь дома сидеть и к себе никого не звать, а если люди что скажут, ты держись своих убеждений. Тоже хорошо держать себя подальше от приходских дел, а когда что коснется и надо говорить - не забудь, прежде помолись на опыте увидишь пользу. Хоть и тяжеловато терпеть скорби, но очень полезно. И мы должны готовиться, с божией помощью терпеть; поношение, укорение, презрение и насмешки, если так подготовимся, когда он придут, легче будет переносить их. Люди непостоянны; сегодня хвалят, а завтра свалять.
64.
26.6.1952г.
Твою посылочку и письмо, получил я своевременно. За посылочку надо тебя не благодарить, а побранить, сама живешь в скудости и выдумала посылать посылочки, да еще схимнику, который должен питаться хлебом и водой по примеру св.Отцов. Говорю тебе строго, чтобы впредь этого не было.
Ты пишешь, "что ленивая и нерадивая" и просишь, что-бы поругал тебя. Как я могу тебя ругать, когда сам состарился и этим недугом одержим и у меня его больше, чем у тебя. Все-же не будем унывать и отчаиваться, смиримся и положим начало, хотя и в 11-ый час мы пришли(мо.20). Но Господь очень милостивый, такую же плату дает, которые трудились с утра. Слава Господи, святому милосердию твоему!
Господь дает молитву молящемуся; все-же знай, что молитва требует борьбы, даже до смертного часа; будь довольна, какая у тебя есть молитва, к умилению и слезам не стремись, а когда они придут, остановись, пока сами пройдут. Молитва или память божия это равносильно; можно ходить, или что делать, и думать о Боге и это также молитва.
Старайся никого не осуждать, и чтобы вражды не было бы ни на кого, иначе молитва в толк не пойдет. Умудри тебя Господи.
65.
17.9.1952г.
Порадовался я, что и ты стала читать духовные книги, сама опытом почувствуешь духовную пользу от этого чтения, добрый час, продолжай заниматься духовною жизнью.
Скажи, чтобы она молилась за родителей своего мужа и в церкви подавала об упокоении душ их. Хоть сердце не хочет этого, пусть понудить, иначе Бог не примет ее молитвы о спасении души своей. Господь заповедал нам даже любить врагов наших (от Мат.5,44, и от Луки 6, 27-35). Сам Господь даже молился за распинателей: "Отче, отпусти им, не видят бо, что творят" (от Луки 23, 34) св. архидьякон Стефан, когда побивали его камнями, молился так; "Господи не постави им греха сего", и сея рек успе.
Господь, в святом Евангелии много раз говорит о прощении обид. А ты по своей немощи, а может быть и по гордости, не хочешь поминать своих обидчиков. Знай, что суд будет во второе пришествие по Евангелию, ибо пройдет небо и земля, но ни иота едина, или едина черта не прейдет от закона (от Мат. 5,18). Страшно не исполнять евангельских заповедей! Молись, чтобы Господь смягчил твое сердце, не помнить обид, и ты могла молиться за родителей твоего мужа. Может быть мои эти строки покажутся тебе строгими, но иначе не могу писать.
Преп.Варсанофий Вел. сказал: "Мать Сарра сказала: если буду желать угодить всем людям, то придется каяться в дверях их".
О моей болезни, скорбеть тебе не надо, - будет погрешительно с твоей стороны. Долго ли продлится моя жизнь в сей юдоли плачевной неизвестно; хоть служить трудновато стало - причащаюсь в алтаре, все же хожу к службам, в трапезу и на прогулку.
Немощей бояться не надо, ибо Господь снишел с небес для немощных. Человек, если сознает свою немощь и покается, Господь, по своей благости, не помянет его немощей и грехов. Больше всего надо бояться дьявольской гордости, тщеславия, вражды и осуждения, а немощи смиряют наше мнимое благочестие. Не удивляйся что хорошие люди, близко стоящие к церкви, глубоко верующие из-за какого-нибудь укола все поносят. Эти люди внешне, они не имеют понятия о едином на потребу, потому внешнее благочестие и не пользует их. А о Х. надо молиться и сочувствовать ее тяжелому крестику.
На днях говорит мне некий инок: "Надоело жить, хоть бы умереть и желаю, чтобы превратиться в небытие". Но я промолчал: знаю, что он не примет моих советов. Все иноки ведь начитаны, и кто как понимает Богословие и святоотеческое учение, правильно или неправильно, и держатся своих убеждений: таким людям посторонние советы не подойдут, они сами охочи учить других. Ах! Как хорошо выразился преп. Авва Дорофей: " каждый небрежет и не соблюдает ни одной заповеди, а от ближнего требует исполнения заповедей". В течение дня сколько приходится видеть подобных примеров: кончено я не обращаю внимания на них ибо это какое-то обычное явление: если следить за собой, увидим в своем сердце просто хаос, и подобные явления сердца не задевают.
66.
4.12.1952г.
Судьбы Господни не постижимы нам грешным и никакой ум понять не может, и не будем допытываться, кому какой крест Господь дает. Если и поносит и срамит нас, то не будем смущаться и осуждать ее, но будем молиться, чтобы Господь помог ей и избавил ее от бед и скорбей.
Знай, что поношения и посрамления, хоть и неприятно переносить их, но очень полезно и спасительно для нас; если будешь внимать себе построже - узнаешь опытом. Надо бояться похвалы, ибо она воспитывает тщеславие и самомнение: горе, если похвала будет выше дел.
Бедный Х. Опять запил. Передай им мой привет, пусть не унывают, Господь поможет им исправиться.
На всех вас призываю божие благословение.
67.
12.12.1952 г.
Христос посреди нас.
... Ты пишешь о своих болезнях, что они посланы Богом за грехи твои. Нет, не так надо думать. Судьбы Господни не постижимы, и наш ограниченный умишко не может понять их; кому какие болезни и скорби даются Богом нам грешным, однако, знай, что в сей юдоли плачевной, временной жизни, миновать их не можем.
Умудри тебя, Господи! Не представляй Бога очень строгим судьей и карателем. Он очень милостивый, принял нашу плоть человеческую и пострадал, как человек, не ради святых, а ради грешников, подобных нам с тобой. Отчаиваться не надо, ибо нет греха превышающего божие милосердие, отчаяние всегда дьявол наносит, его слушать не надо. Старайся, по возможности, исполнять заповеди господни, не осуждай ни кого ни в чем и не будешь осуждена; если будешь следить за собой, конечно, найдутся грехи, которые не дадут причины осуждать других. Еще: "чего себе не желаешь, того и другим не делай", и прочие евангельские заповеди.
Еще пишешь, что раньше молилась лучше, а теперь не слышу, как стучит Господь в сердце. Тоже не так думаешь! Раньше у тебя молитва была мечтательная и думала о себе нечто такое, а теперь стала понимать маленько - вот, и увидела себя, какая ты стала. Человек, чем к Богу больше приближается, тем больше видит себя грешнее. Святой Петр Дамаскин пишет: "Если человек увидит свои грехи аки песок морской, то в этом состоит здравие души". Вот степень святых, а они опытные в духовной жизни; а люди хотят увидеть себя исправными во всем.
Конечно, хорошо бы поговорить лично о духовной жизни, ибо в письме трудно писать о тонкостях в духовной жизни.
Благодари Бога, что он по своей благости, избавил тебя от ненависти к родителям твоего мужа. И впредь старайся н на кого не иметь вражды, ибо от ближнего зависит жизнь и смерть.
Святой апостол Павел, перечисляя степени святых, сравнивает одних солнцу, других луне, а иных звездам, и звезды имеют большую разницу между собой, но нам бы с тобой быть хоть и малюсенькой звездочкой, но на том же небе. А если, что и стрясется по человеческой немощи, унывать не надо, смиримся, сознаем свою немощь и покаемся; человеку свойственно падать, а дьяволу не каяться.
Буди, Господи, милость твоя на нас, якоже уповаем на тя, аминь!
68.
23.12.1952 г.
... Преп. Моисей скитский говорил, приходящих ко мне за советами, одних утешал, и уходили с пользой душевной, а другим, к стыду моему ничего не мог сказать на пользу, и уходили неутешенные. Вот святые и то не могли сказать полезное и утешать. А я кто такой, чтобы могу утешать в скорбях? Если кто и получал пользу от моих советов, это совершалось по вере просящих. Иеромонах Варнава, Троицкой лавры, прозорливый старец, посоветовал какому-то купцу большое дело, но оно не оправдалось и получилось неловко. На Валааме иеросхимонах Алексий, которого очень ублажал о. Ефрем, посоветовал что-то некоей игумении, а потом одумался и всю ночь катался точно веретено.
Вот те, которые обращаются ко мне, - с коротеньким умишком: скажу тем свое мнение и потом всегда говорю: "Впрочем усматривай сам или сама". Правильный совет могут давать только св.Люди, как преп. Серафим Саровский и Сергий Радонежский. А как я могу советовать правильно, когда сам иду ощупью?
69.
30.1.1953 г.
Ты все пишешь о своих скорбях и о своем внутреннем расстройстве. Знай, что иначе и быть не может в сей временной жизни, и не доискивайся, от кого и через кого они приходят, ибо без божьего попущения они не бывают. Если и волос с головы не погибнет, то тем более покровительство божие над человеком, и еще сказано "в терпении вашем стяжите души ваши". Я и раньше тебе писал, в скорбях одно средство: молитва и терпение.
Во время скорби жди мирного устроения, а во время мирного устроения жди - скорбного. В этой временной жизни - мирное и скорбное переживание чередуются. И святые божие люди не были свободны от этих переживаний. А ты хочешь найти какую- то новую стезю, чтобы миновать тяжелые переживания, так не бывает. Ведь тебя площадною бранью не ругали и по щекам не ударяли? Вспомни-ка терпение Богочеловека: биение по щекам, тростью по голове, плевание в лицо и разные насмешки, и это все терпел ради нашего спасения. А мы, ради своего спасения, не хотим потерпеть и малых человеческих неприятностей.
Пишу и краснею, других учу, а сам кругом виноват, все же не отчаиваюсь, уповаю на благость божию, что он спасет своею милостью мя нерадивого.
Прости за краткость письма. С любовью во Христе.
70.
27.2.1953 г.
Письмо болящей.
Заступнице усердная мати Господа вышнего...
... Ты писала, что ты недостойна моего расположения. Но ни суд божий и ни суд человеческий, перед Богом может быть я недостоин твоего расположения ко мне грешному.
Вот по божией милости, тяжелая операция прошла благополучно. Теперь чувствуешь себя очень тяжело, что делать? Приходится терпеть с расположением на волю божию.
Будем молиться так: "Ты, Господи, сердцевидче, знаешь нашу человеческую немощь, скорби и нужды раньше нашего прощения, и веруем, что и волос с головы не упадет без твоей воли. Благоволи дать нам жизнь нашу прожить по твоей воле, ибо мы грешные не знаем, что нам полезно".
У меня ноги мои сдали, обе болят. Ты посмотрела бы, как я утром встаю, точно младенец, который только что учится ходить, потом раскачаюсь и хожу; служить затрудняюсь, причащаюсь в алтаре. Все-же пока бодрюсь, ко всем службам хожу, только приходиться все больше сидя слушать службу и молиться. Впрочем, св. Отцы сказали, если и сидя по нужде молишься внимательно, Господь принимает твою молитву, а если и стоя молишься, но рассеянно Господь не внемлет такой молитве. Ибо внимание - душа молитвы (Варсанофий Великий 506 ).
Может быть летом приедешь к нам, тогда поговорим о едином на потребу, а если умру, посети могилку мою, и помолись о упокоении грешной души моей.
Призываю божие благословение, храни вас Господь и царица небесная.
71.
9.8.1953 г. Письмо той же.
Христос посреди нас!
Вполне я сочувствую твоим переживаниям, даже и теперь тревожат тебя грехи, сделанные в молодости твоей. Враг рода человеческого, дьявол, навел на тебя страх открыть мне наболевшее свое сердце, когда ты была в монастыре.
Всегда так бывает, когда человек творит грех, думает получить утешение, но по вкушении греха выходит наоборот, великая скорбь и томление духа, и бедная душа мечется точно рыба, выброшенная на берег. Тяжелое состояние и человек приходит чуть-ли не в отчаяние. В такие тяжелые минуты хорошо бы поделиться с опытным человеком, который, конечно, мог бы, без сомнения, помочь.
Нет такого греха, который бы превышал божие милосердие, и грехи всего мира точно горсть песку, брошенная в море.
А ты пишешь: "Простит-ли тебя Господь". Созналась и покаялась. Господь простил и не помянет твоих грехов. Будь в этом уверена ( пр.Езикель ). В прошлое твое тяжелое время, помучилась твоя бедная душа, потерпела оброки греха. Но теперь будь спокойна и благодари Бога за его святое милосердие.
Молитву Иисусову или память божию одинаково Бог приемлет. При твоей жизни для тебя удобнее иметь память божию. Молитву умную надо проходить под руководством опытного человека, который сам знает это дело опытом.
Храни вас Господь. Прошу св.Молитв ваших.
72.
11.10.1953 г.
Письмо той же.
Христос посреди нас!
Ты любишь проводить время вечером уединенно и утешаешься духовно. Да, ночное время помогает сосредоточиться. Я тоже люблю такое время. Кругом полнейшая тишина, как-то особенно чувствуешь близость Господа.
При молитве появляется теплота, как ты пишешь. Это Господь дает вкусить некоторое утешение нам грешным, чтобы мы не унывали в молитвенном труде, когда теплота придет, надо остановиться на этих чувствах, пока они не пройдут; только самой не надо стремиться к этому. Если будешь трудиться усерднее в молитве, тогда теплота сердечная, по божией милости будет появляться чаще, только не возмечтай о себе, что ты что-то великое получила, и от других всячески скрывай. Если еще какие будут явления при молитве, пиши мне.
73.
14.1.1954 г.
Письмо той же.
Получил твое письмо, вот ты опять больная, в скорбях и унываешь. Много-то не унывай, твои болезни и скорби не случайное явление, а Богом посланы, и нам непостижимо его святое промышление о нас грешных; если Господь промышляет о птицах ( от Луки 12, 6 ), так неужели ты забыта у него?
Твоя большая сложная операция отразилась на твоем организме, "Земные врачи не помогли тебе", как ты пишешь. Я советую теперь обратиться к небесному врачу душ и телес наших, к Господу. Кто там твой духовник? Попроси его пособоровать тебя и причастить св.Христовых таин. Впрочем, мирские священники как-то неохотно соглашаются соборовать, но ты попроси, может быть и согласятся.
Если тебе приехать к нам теперь, то неудобно: у нас холодно, ты больная, расход и потеря времени.
Господь душе и телу твоему да будет заступник. Аминь.
74.
12.3.1954 г.
Письмо той же.
...Господь, по своему милосердию, дал тебе хоть малую часть вкусить, яко благ Господь, подобно как апостолам на горе Фаворской. Св.апостол Петр сказал: "хорошо нам здесь быть". Однако знай, иногда приходится побывать на Голгофе. Не против чего так не восстает дьявол, как против молитвы; иногда он наводит разные помыслы, даже хульные, иногда действует через людей и бывают разные клеветы, иногда сухость в сердце, леность и многое другое.
Это я тебе напомнил, чтобы ты не унывала, когда придется испытать упомянутое. Свое внутреннее утешение и скорбное испытание не надо никому говорить, кроме духовного отца. Неопытные в духовной жизни могут покривить духовное делание.
Старайся никого ни в чем не осуждать, а о вражде сама знаешь по опыту. Во вражде Господь молитву не приемлет, все святое евангелие говорит об этом.
Вот что еще: очень бойся возмечтать о себе, что ты что-то получила великое, а другие этого не знают. Ведь были такие подвижники, что были восхищены в другой мир и видели славу святых, люди прославляли их и они возмечтали о себе и гордость дьявольская овладела ими, и они упали с духовной высоты и вели жизнь распутную на посмешище людям.
Господь да хранит вас с дочерью.
75.
11.3.1953 г.
Заступница усердная, мати Бога вышняго
... Твое письмо я получил и прочел внимательно. Чувствую, что "уны дух твой в тебе и сметеся сердце твое". В конце письма пишешь: "вы наверно почувствуете, что хотелось мне сказать". Как же мне не почувствовать, когда ты вся в меня! Что ты писала - все это у меня есть, точно с моего сердца скопировала. Ну, что же нам с тобой делать? Не кричать же караул! Отчаиваться не будем, потерпим и будем молиться, чтобы Господь помог нам грешным положить начало. Ты пишешь "я очень глупая, все хочу научиться уму-разуму, но ничего не выходит", а я век свой прожил в монастыре, и жизнь моя приближается к смерти, а уму-разуму не научился, приходится умирать дураком.
Я ведь тоже, по натуре, человек ленивый, безвольный и застенчивый, но так не думаю, как ты думаешь: "наказание божие". Это нам на пользу, от этого рождается смирение. Надо очень бояться гордости, самомнения и тщеславия. От подобных неприятных чувствований и скорбей святые люди тоже были не свободны. Ведь наша жизнь, подобна кораблику, плывущему в море, - приходится все невзгоды терпеть, иначе и быть не может.
76.
4.10.1955г.
Христос посреди нас!
Радуюсь, что вы помните Валаам и чувствуете помощь от преп. Сергия и Германа. Вы пишите, что имеете вражду на тетю уже 16 лет и не можете примириться. Это очень печально: знай что твои добродетели Богу не угодны. Как ты можешь читать молитву Отче Наш "...Остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим"? Сама не прощаешь, а просишь у Бога прощения? Всуе молишься, Бог не простит тебе до тех пор, пока не примиришься с тетей. Прочти в Евангелии, в 5-ой главе от Матфея ст.23. Сам Господь даже молился отцу своему за распинателей: "Отче отпусти им, не видят, что творят" (от Луки 23,34). И св. апост. архид. Стефан молился за побивающих его камнями: "Господи не постави им греха сего" (деяния апост.7,60). Вот какие примеры имеем, а ты не можешь примириться с тетей. Пишешь, что она обидела тебя, но внимательно рассмотри себя, может быть ты и сама не права была; пусть будет так, что она напрасно обидела тебя, все же ты должна сходить к ней и примириться. Хотя жестокое сердце твое не захочет примириться, понудь его, помолись Богу и проси его помощи, чтобы Господь смягчил сердце твое, непременно так сделай, иначе ты погибнешь. Ибо суд божий во второе пришествие будет по евангелию. В молитве ко св. Причащению говорится "иди примирись тя опечалившим", а если не примирившись приступишь ко св. Причащению, тогда св. Тайны не вменятся в тайны. Вот, что еще есть в церковной истории: были очень большие друзья, священник Саприкий и мирянин Никифор. Дьявол навел на них такую вражду, что никак не могли примириться. Тогда было гонение на Христиан, священник Саприкий много претерпел мучений, приговорили отсечь ему голову. Никофор спросил священника: мучениче Христов, прости меня ради Христа, но жестокий священник не простил и сказал мучителям: отрекаюсь от Христа, а Никифор объявил себя Христианином и отрубили ему голову. Саприкий погиб, а Никифор стал мучеником. Вот какой тяжкий грех вражда, после тяжких мучений погиб человек. Из многих примеров написал я тебе немного. Не пиши мне писем до тех пор, пока не примиришься с тетей.
Призываю на вас божие благословение, примири и храни вас господь.
77.
1953г.
Милость божия да будет с тобой духовное мое чадо...! Твое смущение и исповедь мне понятны; Бог тебя простит, чадо, - будь спокойна. По твоем отъезде без тщеславия тоже приступил ко мне и стал смущать меня разными прилогами: но я с божией помощью сразу же отразил его. Благодарю Бога за скорую помощь и за молитвы св.Подвижников, ибо я советами их руководствуюсь в сей юдоли плачевной. Кто я такой без помощи божией?
Прах земной и отвратительный смердящий гной. Сколько я тебе говорил, духовное чадо, на пользу души и давал духовные советы, заимствованные от св.Писания и св. Отцов, а ты оказалась очень бестолковой; готова даже жернов-камень вешать на себя и в воду. А знаешь-ли причину? Я объясню тебе: самомнение и тщеславие: они-то не дают тебе видеть себя, какая ты, в сущности, а возмечтала что-то великое о себе. Это видно из твоего последнего письма. Прочти в "невидимой брани" 4-ю главу 1-ой части. Прости за краткость письма, впрочем думаю, что дал удовлетворительный ответ. Если есть у тебя какое-нибудь недоразумение, пиши, только будь откровенна, иначе не будет пользы: твои вопросы и меня толкают на дорожку к самопознанию. Спаси и сохрани тебя Господи.
Еще повторю, Бог тебя простит, будь мирна и спокойна, не принимай дьявольских наветов, умудри тебя Господи.
78.
Письмо инокине.
6.2.1954г.
Христос посреди нас!
Твое почтенное письмо получил, прочел с любовью и порадовался, что ты ревнуешь о молитве. Бог благословит - трудись ибо молитва в духовной жизни главное делание: однако знай, насколько она высока и полезна, настолько и достается дорогой ценой, т.е. Большими трудами. Преподобный Агафон сказал: "ничего нет труднее как молиться Богу, и молитва до последней минуты жизни требует борьбы". А чтобы она шла успешнее, постарайся, насколько сможешь, исполнять три условия: имеет чистою совесть к Богу, людям и к вещам. К Богу старайся исполнять евангельские заповеди, к людям, чтобы не осуждать и не враждовать, к вещам - пользоваться не пристрастно. Это приготовительные условия.
А упражняйся в молитве так: в уме не надо представлять Бога и Богородицу или святых, ум заключай в слова молитвы и внимание держи в верхней части груди, ибо внимание душа молитвы. На сердце не надо нажимать вниманием, если будет внимание в груди, тогда и сердце будет сочувствовать. К умилению и слезам не надо стремиться, а когда это само по себе придет и теплота сердечная, то остановись на этом пока это не кончится: думать не надо, что что-то великое получила. Это бывает естественно от сосредоточения, но это не прелесть.
Вот что еще скажу, на всякий случай: хоть у редких и редко бывает, слезы польются просто струей, люди все покажутся просто святыми, врагов нет, теплота пойдет по всему телу, но не кровяная, а особенная, благодатная, так, что на ногах не устоишь, надо садиться или ложиться. Это посетил небесный гость, тот только и знает, кто сам это испытал, посторонним непонятно. В молитве подражай евангельской вдовице (от Луки 18,2).
Бывают сухость, леность, наплыв мыслей, скорби и от людей клевета и другое многое, но это все пройдет с божией помощью, только не унывай. Не верь себе, пока не ляжешь в гроб: имей смирение и никого не осуждай ни в чем. Ведь были такие подвижники, которые видели славу святых и такую имели благодать от Бога: творили чудеса, возложением рук исцеляли больных. Люди прославляли их и они возмечтали о себе дьявольской гордостью, благодать отошла от них и они вели жизнь распутную на посмешище людям. Не удивляйся, что страсти сидят в тебе; они напоминают, что мы человецы и смиряют нас; бойся самомнения и дьявольской гордыни. Еще знай, что устоять в добродетели зависит не от нас, а от благодати божией, а благодать хранит за смирение. Преп. Исаак Сирский говорит: "если трудишься в какой добродетели и не видишь плода и успеха, не дивись, ибо Господь дает дарование не за труд, а за смирение".
Без смирения никакой добродетели быть не может. Я по своей духовной слепоте не знаю молитвенников и не могу тебе указать. Молись сама, ибо Господь дает молитву молящемуся, если будет у тебя хоть некоторый молитвенный навык, тогда и тиканье часов не будет мешать, но время определить нельзя, может быть пройдут годы. У юноши Георгия в добротолюбии упомянуто особенное упражнение в молитве. Ты упражняйся общими правилами, которые я тебе хоть кратко указал. К схиме не стремись, она она прибавит тебе духовного преуспевания, или тебе интересно напялить одежду с крестами. Старайся о едином на потребу, а остальное все приложится.
В Киеве был такой случай: были похоронены схимник и послушник; когда открыли их гробы, то на послушнике оказалась схима, а на схимнике послушническая одежда. Вот тебе и схимник! Недостойно ты бедняга, носил схиму, послужила она тебе не на спасение, а на осуждение. Пишу эти строки и краснею: ведь я тоже схимник. Увы, не послужила бы она мне тоже во осуждение! Однако не отчаиваюсь, Господь милостив, знает нашу немощь и схимнику дал покаяние. Слава Господи, святому милосердию твоему!
Прошу св. молитв твоих о моем убожестве.
79.
Письмо инокине.
7.2.1954г.
Твое длинное письмо получил и прочел с любовью. Порадовался твоей перемене в жизни. Пресвятая Богородица чудесным образом поставила тебя на истинную дорогу, которая ведет в вечные обители, даже приютила тебя под свой покров; глубоко верь, что она поможет тебе в горькие минуты твоего переживания, ибо в этой жизни постоянства нет, но, как в воздухе бывают перемены. Как упражняться в молитве, я писал Х., Прочти в письме, в котором я писал ей. Советую тебе, но не как закон или повеление, а просто совет: ежедневно читай Богородицу Дево Радуйся 12 раз, и 33 раза Иисусову молитву, только старайся читать со вниманием молитву, ибо внимание душа молитвы. От трех условий, о которых я писал тебе, душа воспитывается в духовной жизни. Особенно важно оставить свою волюшку позади себя, да и нелегко это сделать, но зато могущественное врачевство против дьявольской гордости. Гордости свойственно настаивать на своем в разговоре, чтобы его всегда был верх; другому подчиниться не может, упорно отстаивает свои мнения.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Письма схиигумена Иоанна Валаамского. О прилогах. | Игорь_Лышков - Дневник ЛИГОН | Лента друзей Игорь_Лышков / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»