• Авторизация


Орудия страстей Христовых 01-04-2015 21:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Iglar Оригинальное сообщение

Орудия страстей Христовых


Со второй половины XVII века композиции с изображением Орудий Страстей Христовых начинают воспроизводиться на крестах, антиминсах, покровцах, потирах, дароносицах и дарохранительницах,на окладах Евангелий и икон,на самих иконах и гравюрах, позже — на лубочных листах. Но все же,из всех групп вышеперечисленных предметов особо выделяются кресты, на которых помещалось наибольшее количество элементов, символизирующих Страсти Христовы.

[показать]

Орудия Страстей Христовых встречаются на самых разных видах крестов. Они размещаютсяна оборотной стороне нательных и наперсных крестов, на крестах напрестольных, осеняльных и водосвятных,и дажена запрестольных или выносных крестах. При анализе столь обширного материала оказывается, что все-таки наиболее часто композиции с Орудиями Страстей размещались на крестах напрестольных.


Из известных нам в настоящее время серебряных напрестольных крестов конца XVII — начала XVIII века наибольший интерес представляют следующие:Крест 1694 г. — Вклад Антипа Евского в Новодевичий монастырь

Крест 1701 г. — Вклад царицы Марфы Матвеевны в храм Спаса Нерукотворного в ее хоромах

Крест 1714 г. — Вклад в Дмитровский Борисоглебский монастырь;

Крест 1718 г. — Вклад крестьянина Игнатия Понкратьева в Псковский Иоанно-Предтеченский женский монастырь

[показать]

При сравнении этих крестов наиболее детальное воспроизведение Орудий Страстей Господних обнаруживается на псковском кресте 1718 года. Его подробное описание помещено в описи Псковского Иоанно-Предтеченского монастыря:

«Напрестольный, серебряный, чеканный, с лицевой стороны позлащенный крест; на нем изображены: по средине, Распятие Христово, над коим резныя надписи: «Честныя страсти Господа нашего Иисуса Христа, Руце распростер, народы верных к Себе призывает, в милости спасает»; по сторонам Распятия Божия Матерь и Мария Магдалина, Иоанн Богослов и Логгин сотник, а за ними: гвоздья, молоток и клещи; вверху, Господь Саваоф, от которого исходит Св. Дух, а несколько ниже, нерукотворенный образ Спасителя, поддерживаемый двумя ангелами; внизу Мария Магдалина, придерживающаяся подножия Креста Господня; по сторонам ея два воина, с копиеми тростию,а несколько ниже два воина, с надписью: «разделиша ризы Моя себе и о одежди Моей меташа жребий». На другой стороне Креста, местами позлащенной, резныя надписи: «мощи благовернаго князя Гавриила, святыя мученицы Екатерины, преподобнаго отца Сергия, преподобнаго отца Феофана, святаго мученика Евстратия». «178 года марта 28 дня благоверныя государыни царицы Параскевы Феодоровны ей крестьянин Игнатий Понкратьев сын Агупа, по обещанию, построил сей крест благословящей серебреной и позлащен, дарованный на Завеличьево девичей монастырь Иоанна Предтеча при игуменье Евстолии Ладыгиной».

Крест, по всей видимости, псковской работы. Обращают на себя внимание редко встречаемые на других крестах детали: ангелы, которые держат в руках колонну и лестницу,а также помещенные в нижней части рукояти креста перчатка, фонарь, кисть руки и голова плюющего

Значение элементов, символизирующих предметы мучений и Страстей Господних достаточно легко объяснить: некоторые из них прямо обозначены в тексте Евангелия, другие дополнены на основании апокрифических преданий. Так, лестница, молоток и четыре гвоздя — орудия пригвождения; клещи — орудия снятия тела Иисуса Христа с креста; колонна, вервие, бичи и прутья или плеть и розги — орудия поругания: монеты, высыпающиеся из мешочка — символ предательства Иуды; рука или перчатка — символ заушения, голова плюющего — символ поругания; кувшин на поддоне (кунган) либо две руки над сосудом — Пилатово умовение рук; фонарь со свечой внутри — орудие предательства в Гефсиманском саду; меч и ухо — намек на отсечение Петром уха раба первосвященника; бердыши — вооружение воинов, взявших Христа в Гефсиманском саду под стражу; игральные кости — жребий при разделении риз Христовых; петух — символ отречения апостола Петра, он же играет роль в апокрифических рассказах о Тайной Вечере и об Иуде.

Интереснейшим примером рельефного изображения Орудий Страстей являются детали (фрагменты) с резного креста Г. С. Шумаева.В «Подробной описи резного креста работы Григория Семеновича Шумаева, хранящая в московском Сретенском монастыре», составленной им в 1762 году можно найти следующие описания частей креста:

[показать]

«Во внутри града Иерусалима

1. Страсть Господня молоток и клещи
3. Страсть Господня бердыш и трость
12. Страсть Господня, бич и ударение по ланиде
33. Страсть Господня лестница и столп
35. Страсть Господня, фонарь и веник
44. Страсть Господня кунган и цена крови 30 сребренник
46. Св. крест Господень со страстьми.»

Обратимся к литературным источникам подобных композиций. Наиболее ранним из них является апокрифическое сказание о страданиях Иисуса Христа и созданнаяна его основе книга «Страсти Христовы», переведенная с польскогона белорусский язык в XV веке.В основе же этой книги лежит «Никодимово Евангелие», известное в русских переводах с XIII века.

Цикл «Страсти Христовы» занимал большое место в русской рукописной литературе, в песнях калик перехожих. На Русив XVII–XVIII столетиях «Страсти» многократно переписывались и часто украшались миниатюрами или вклеенными гравюрами (Л. Бунина,А. Гочемскогои др.). Старообрядцы читали их на Страстной неделе вместо Евангелия[30]. В кириллических изданиях старообрядческих типографий рубежа XVIII–XIX веков (во Львове, Почаеве, Супрасле и других местах) «Страсти Христовы» занимали не последнее место.

Приведем текст главы 16 из сборника «Страсти Христовы»:

«О возложении на Господа Бога и Спаса Нашего IC ХС Сына Божия тернова венца и о биении тростию по святей главе его и о посаждении его в темницу.

"Воини же жидовствии, вземши у Пилата Господа нашего Исуса Христа, и снемшес него одеяние его, и одеяша его хламидою червленою, и сплетше терновен венец, тесен велми. И едва возложиша на святую главу его и згнетше.И биша по тесному венцу, и от острия терновнаго святую главу его пронзиша даже до мозгу.И тогда истече пречистыя крове его многое множество, якоже от крове его и земли обагритися. И даша ему в десную руку трость, и поклоньшесяна колену пред ним ругахуся ему, глаголюще: радуйся, царю иудейский, и плюнувше нань прияша трость, и бияху по главе его. Потом же воини беззаконнии нападоша на Господа нашего Исуса Христа, с яростию,и биша его немилостивно, ибысть ему мука горши первых мук, и вся первыя раны его повредиша. И егда поругашася ему, совликоша с него багряницу и облекоша его в ризы его, и всадиша его в темницу дондеже уготовят крест ему».

Но особый интерес для нас представляют вирши из книги Иоанникия Голятовского «Души людей умерлых», изданной в Чернигове в 1687 году.В них соединилась изобразительная и литературная традиции.

В подлиннике графа А. С. Уварова (№ 291, от л. 5) на каждой странице киноварью написано в последовательном порядке по одной из букв имени Христа с изображением предметов мучения и страстей Господних, а под буквою помещено объяснение в силлабических виршах, а именно:

       в виде столпа с петухом наверху: До столпа Иисус Христос наги привязанный, Егда от мучителей злых велми бичеванный.С с изображением внутри его сребренников: За тридесять сребреник Иисуса купили,

Дабы на прелютую его смерть осудили.

 У церковно-славянское, в виде клещей:Гвозди из рук,из ног вынимали клещами, Егда со креста снимали руками.
 с изображением внутри его четырех гвоздей: Гвоздми руки и ноги Христовы прибиенный, Егда бесчестно был до креста вознесенный.

      X с изображением трости и копия, положенных крестом: Трость в губе желчь и оцет принесоша Христови,
Копие прободает бок избавителеви. Р в виде чаши: Чашею Христос все нарицает,

Да минет чаша сия — произрекает. И в виде лестницы: Егда приставлена была тамо драбина,

В час есть свидетель година. С с изображением вервия внутри:Вервием Христа, ах, невиновато вязано, Егда без милости за нас обругано.

 Т в виде креста:

Крест нам болше возвестит о Христе Иисусе,
Которы весь свет судити будет на воздусе.

О в виде тернового венца:

Главу Христу терновая пронзала корона,
Егда придет Христос, Спаса наш от Сиона.

 С с молотоми орудиями казни:

Млат до креста прибил Исусовы руки,
Прибил и ноги терпящему злыя муки.
Плеть и розга творили избавителеви злости,
Тако оставили в нем кости.


Ранее, белорусский писатель Симеон Полоцкий в пьесе «Вирши в Великий Пяток при выносе плащаницы» (1650-е гг.) как бы «одушевляет» Орудия Страстей Христа, вкладывая в их уста следующие реплики:

«…Пойдем же,и пусть каждый дабы услужить Богу, возьмет то, чем ему услужила бы Душа.

(Тут уж будут брать):



1. Венец:


Раз нет креста, взамен я беру венец,
Который венчал чело жениха Души.

2. Гвозди:
Мне достались восемь гвоздей святых,
которые грехи наши к кресту прибили.

3. Трость:
Для меня хороша и трость, которая написала

4. Копье:
Копье для защиты охотно принимаю,
которое над дьяволом и смертью торжествует.
Итак, пойдемте же отсюда ко гробу, милые братья;
вы же, отцы, с почтением тело несите».

Существует целый ряд русских икон XVIII–XIX веков на сюжет Страстей Христовых, где орудиям Страстей отведено особое место. Одним из наглядных примеров является икона 1714 года «Распятие со сценами страстей и евангелистами», написанная туляком Артемием Федоровым. На ней изображены ангелы, несущие в корзинах Орудия Страстей. На фоне иконы размещены пять кругов, в которых находятся: петух на колонне и перекрещенные копье и трость ; фонарь, меч и отсеченное ухо (2); клещи, гвозди и молотокв корзине (3); гробница и сосуд с миром ; лестница и перекрещенные копье и трость .

 

 

Наибольший интерес для нас представляет ряд икон с редким иконографическим изводом «Плач Богородицы при кресте", отдаленно напоминающим иконографию «Богоматери Ахтырской» (1739 г.). По всей видимости, появление данного извода относится к первой половине XVIII векаи имеет прямую взаимосвязь с апокрифическими духовными стихами «Плач Богородицы» и «Сон Богородицы». На иконе изображена Богоматерь со сложеннымина груди руками и пронзенной мечом грудью, перед ней — распятый на кресте Христос на фоне Иерусалимской стены, за ней — колонна с петухом. Перед Богородицей — белый стол с орудиями Страстей; на нем помещены розги, губка, чаша с крышкой, чаша с широким горлом (потир?), плеть, терновый венец, молоток, клещи, мешочек с высыпающимися сребренниками, кисть правой руки, риза Христа; за столом справа — пустая гробница.

Помимо рассмотренного выше сюжета встречается еще один похожий иконографический извод — «О девице пречистая…», в котором Богородица изображается в овале, вписанном в ромб,в углах которого расположены символы евангелистов; 

Интересно отметить, что иконы с такими сюжетами бытовали в старообрядческой среде. В XIX веке в той же среде появляются иконы, имеющие название «Страсти Христовы», где каждый атрибут подписан. Как правило,на таких иконах в центре изображен Христос в терновом венце, сидящий в темнице, имеющий достаточно близкое сходство с деревянными скульптурами с аналогичным сюжетом. Перед ним расположены Орудия Страстей и различные атрибуты со следующими надписями: «рука заушившая Господа; нож Петров; розги; плетие; клещи; млат; гвоздие; трость ею же по главе биен бысть; умывальница Пилатова; повержение 30 сребрениц Июды; жребие (кости); риза Господня».

Помимо икон подобные изображения мы находимна живописных запрестольных выносных крестах[38] и на лубочных картинках. Меднолитые кресты с аналогичными композициями получают особое распространение в XIX веке. Они во многом копируют серебряные чеканные кресты, но в более упрощенном виде, с меньшим количеством деталей.

На основе анализа обширного пласта памятников изобразительного и прикладного искусства, в которых использованы иконографические изводы, связанные с Орудиями Страстей Христовых, можно сделать следующие выводы:

[показать]

  • с концаXVII века широко распространяются на Руси изображения Орудий Страстей Христовых как на иконах и в гравюрах, так и на памятниках прикладного искусства — антиминсах и крестах различных типов;
  • наибольшее количество крестов с подобной иконографией относится к типу напрестольных;
  • основным центром изготовления крестов с данной символикой в Россиив XVII–ХIХ веках является Москва, откуда они распространяются в другие регионы России;
  • иконографическим источником подобных композиций явились западные произведения XIV–XVI веков: иконы-индульгенции, немецкие и польские гравюры, а также «Лицевые Страсти», проникавшие на Русь через Польшу, Украину и Белоруссию;
  • необходимо отметить влияние гравированных печатных антиминсов второй половины XVII столетияна сложение иконографии напрестольных крестов XVII–XVIII веков, хотя символика Орудий Страстей Господних разработана на крестах гораздо подробнее, чем на антиминсах, что свидетельствует о влияниине только изобразительных, но и литературных источников на сложение иконографических изводов русских крестов;
  • в орнаментации русских крестов XVII–XVIII веков особо ощущается влияние светского искусства: пышные барочные формы самих крестов, тяжеловесность, перегруженность деталями, композициями (например, Страстного и Евангельских циклов), орнаментами (гирляндами из цветови лент, барочными картушами и др.);
  • основное число рассматриваемых нами памятников связано с православной традицией и культурой, хотя, не исключено, что и в старообрядческой среде подобные кресты (в особенности — меднолитые) имели спрос и хождение.Этот вывод, по всей видимости, касается только старообрядцев поповского толка и единоверцев, так как на всех известных нам крестах в верхнем перекрестии изображался Господь Саваоф в отличиеот крестов поморских, т. е. беспоповских, где вверху непременно помещался образ Спаса Нерукотворного.
Литература:

Гнутова 1994. Гнутова С. В. Орудия Страстей Христовых на русских крестах XVII–XIX веков // Филевские чтения. Вып. V / Материалы третьей научной конференции по проблемам русской культуры второй половины XVII — начала XVIII веков. — М., 1994. —

Родникова 2003/1. Родникова И. С. Напрестольные серебряные кресты из собрания Псковского музея // Ставрографический сборник. Книга II: Крест в Православии. Сб. статей / Сост., науч. ред. и вступит. ст. С. В. Гнутовой. — М.: Изд-во Московской Патриархии; Изд-во «Древлехранилище», 2003. — Кат. № 19, 


Древнерусское шитье 1980. Древнерусское шитье XV — начала XVIII векав собрании Государственного Русского музея: Каталог выставки / Авт. вступ. ст. и сост.Л. Д. Лихачева. — Л., 1980. 
Плешанова, Лихачева 1985. Плешанова И. И.,Лихачева Л. Д. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского музея. — Л., Искусство, 1985.

Гнутова 1994. Гнутова С. В. Орудия Страстей Христовых на русских крестах XVII–XIX веков // Филевские чтения. Вып. V / Материалы третьей научной конференции по проблемам русской культуры второй половины XVII — начала XVIII веков. — М., 1994.

Данный материал взят из статьи опубликованой в сборнике: Филевские чтения. Вып. V. Материалы третьей научной конференции по проблемам русской культуры второй половины XVII — начала XVIII веков. 8–11 июля 1993 года. М., 1994. 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Орудия страстей Христовых | Игорь_Лышков - Дневник ЛИГОН | Лента друзей Игорь_Лышков / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»