1. Веровать во Единого Бога в Троице Покланяемого, Творца Неба и земли, видимым же всем и невидимым, Который из ничего воззвал к бытию все твари и даровал им столько совершенств, сколько каждая из них вместить может.
2. Живи в простоте и непорочности, не вреди ближнему даже словом, напротив, помогай всем в нуждах их, не разбирая, кто просит и кому даешь.
3. Слово гнило да не исходит из уст твоих: люби истину и убегай лжи.
4. Как зеницу ока, храни супружескую верность, ибо она непреложный закон Творца, быть чистым и непорочным пред лицем Его или вдевстве или честно-христианском супружестве. Женился — не ищи разрешения или другой жены, положил быть в девстве — не ищи жены. Тоже, когда умрет муж или жена, пережившая половина не грешит, когда вступает во второй брак, но большей сподобляется чести от Бога, когда решается хранить вдовство в чистоте и непорочности.
— Что делать тому, кто согрешит?
— Каяться, — ответил Ангел.
— Я слышал, что кроме крещения нет другого покаяния, что погружаясь в воды пакибытия, мы получаем отпущение всех грехов и никак не должны уже после этого грешить,— заметил богобоязненный муж.
— Крещение не называется покаянием. Покаяние Бог установил для тех, кои будучи чрез крещение призваны в число верующих, падают потом в грехи по козням диавола. Бог Милостивый приемлет покаяние таковых. Но надо знать, что частое падение в грех, исправляемое даже частым покаянием, делает подозритель- ным и самое покаяние, и можно, наконец, упасть так, что после того падения не будет возможности встать снова и начать жить для Бога. Сего да страшится всякий, легкомысленно смотрящий на грехи.
5. Идя путем заповедей, не можешь миновать препятствий и трудов. Мужайся, и да крепится сердце твое: терпи в делании добрых дел и перенесении всех на пути сем неприятностей.
6. Помни, при каждом человеке есть два ангела — добрый и злой: один влечет его к добрым делам, а другой к грехам и порокам. Внимай же себе и к первому склоняйся, а второго — отревай, по внутренним помыслам сердца догадываясь, какой из них дает тебе в ту пору уроки и хочет властвовать над тобой.
7. Единого Бога — Творца и Промыслителя и Спасителя твоего — бойся, и пустою страшливостью темных сил не унижай своей детской Ему преданности и своего крепкого на Него упования.
8. Попекись явить себя ревностным исполнителем всех без исключения заповедей Божиих и тщательным творцом всех дел, какие Ангел внушит сердцу твоему, или укажет сочетание обстоятельств жизни твоей — и будешь сын в Дому Божием, а не раб.
9. Молись, преутруждай себя в молитве, непрестанно молись, чтоб всякий раз, как нужно, свыше сходила на тебя сила — творить добро, и помощь — уклоняться от зла. Молитва делает земнородного небожителем и одевает его небесною чистотою и святостию.
10. Бегай ложных пророков — гадателей и волхвов, чрез кои враг губит рабов Божиих. Слабые в вере обращаются к этим обманщикам, а они, отвечая им по желанию сердца их, наполняют головы их мечтательными надеждами. Тут же в каплю истины примешивается море лжи, они обольщают их и снова увлекают к язычеству.
Кто искренно верует и предает себя Богу, тот не пойдет к ним. Таковые неба ищут, а гадают обычно ободном земном.
11. Учительницею, единственною учительницею, да будет тебе Церковь Бога жива — столп и утверждение Истины. В Ней Свет непреложно истинного ведения. Вне Ея — мрак и тьма. Там князь мира поставил учительскую кафедру свою и ослепляет разумы внимающих ему и не хотящих слушать голоса Церкви ради того, что они светские.
Вот тебе проба: что разногласит с учением Церкви, то есть голос отца лжи! Внимай и блюди себя чистым от сего падения. Вот и еще признак: слово истины водворяет глубокий мир, покой и сладость в верующем сердце; слово же лживых воздымает мечты и сомнения и, как соленая вода, разжигает жажду знания, запирая ум, как пленника в неопределенной мрачной пустыне.
12. Без ближайших руководителей нельзя прожить свято на земле. Ты найдешь их в Церкви, где Дух Святой поставляет их пасти стадо Христово. Умоли Господа даровать тебе благопотребного. В час нужный и без спроса твоего он изречет тебе утешительное слово. Дух Божий научит его, что подобает сказать тебе, и ты услышишь от него, что хочет от тебя Бог. Берегись, однакоже, и здесь духов лестчих. Смирение и тихость украшает истинного руководителя. Где же помпа в слове и жизни, там лесть. Внимай сему и спасешься.
Вот все двенадцать заповедей, приими их сердцем в простоте, без размышления и не встретишь в исполнении их никакого затруднения. Но коль скоро станешь разлагать в уме своем: можно ли и как можно выполнить то и другое, и нельзя ли как-нибудь высвободиться из-под сего ига, подкрадется враг, вложит расслабление в сердце твое и сделает тебя неспособным ни к какому добру...