Название лекции: Здоровьесберегающие техники и технологии. Болезни как возможности осознания
Психосоматика и здоровье. В 1818 г. немецкий врач Хайнрот обнародовал вывод, согласно которому органические заболевания коренятся в психике человека. В то время он был просто осмеян своими коллегами за то, что считал возможным рассматривать психосоматику - так тогда он назвал свой подход, - как раздел медицинской науки.
Неспособность распознать за видимостью сущность не нова. Еще 2400 лет назад Сократ утверждал, что не существует телесной болезни, отделенной от душевной. Его знаменитый ученик Платон сетовал: «Большая ошибка совершается там, где телесные и душевные болезни лечат разные врачи. Ведь тело неотделимо от души».
Такая ошибка происходит и в наше время, когда врачи углубляют специализацию, расчленяют человека все более дробно. И причина, и способы лечения, по мнению медиков, находятся вне системы организма. А если считать связь души и тела возможной, следует дать психосоматике научное обоснование. Почему смущаясь, мы краснеем, бледнеем от ужаса, почему у нас волосы могут стать дыбом от ужаса? Все душевные переживания проявляются телесно. То, что волнует душу, волнует и тело. На все есть своя реакция, причем у разных людей разная. Все воздействия мы можем расценивать положительно или отрицательно. Они могут принести нам страдания и болезнь. Они могут вернуть нам здоровье и сделать счастливыми.
И все же многие люди отрицают психосоматику, хотя в их речи можно услышать предпосылки заболеваний: «у меня это уже сидит в печенке», «голова идет кругом», «от тебя тошнит», «не действуй мне на нервы» и т.п.
Что отличает психосоматику от обычного похода к болезни? В обоих случаях учитываются причины болезни. Главный вопрос: «Почему?» Найдя причину, выбирают метод воздействия.
Все знают, что пить/курить/есть на ночь вредно. Но пьют, курят, объедаются на ночь… Почему? С вопросами, встающих после этих «почему?», мы входим в область главной проблемы – наших мыслительных привычек и штампов. И мы строим цепь причинно-следственных зависимостей, в которых каждая причина является следствием предыдущей. Такая каузальная концепция является единственным ключом к объяснению многих наших проблем, включая проблемы здоровья.
Смысл нездоровья. Согласно определению Всемирной Организации Здоровья, здоровье – это физическое, душевное и социальное благополучие. Тогда болезнь приобретает значение не как неблагополучие, а несколько иное, тогда и подход к ней, и ее причина, и ее смысл предстают в ином свете.
Каждый человек несет в себе стремление к счастью. И для каждого эта цель потенциально достижима. Для этого нам необходимо хорошее самочувствие в любой ситуации, на любом уровне. Все в нас приспособлено к достижению этого состояния совершенного здоровья, целостности, счастья. Значит, болезнь – не зло, потому что она помогает нам исцелиться, т.е. стать целостными.
Болезнь имеет свой смысл, который мы можем узнать через симптом. Печень говорит одно, нос другое, ноги третье… Когда болят ноги, мы проводим метафизическую связь с их функцией: ноги нужны нам, чтобы двигаться. Болезни ног демонстрируют, как мы идем к будущему, которое неприятно для нас. Это страх изменить жизнь. У разных частей ног разные функции, но основная – это движение вперед.
Если ноги болят, когда мы ложимся, это означает, что мы не позволяем себе отдыхать.
Болят при ходьбе – боимся будущего.
Болят пальцы ног – боимся деталей будущего (пальцы рук – детали настоящего).
Болят бедра – не позволяем себе получать удовольствия.
Болят колени – проблемы с гибкостью мышления.
Болят пятки – затруднения при ходьбе – проблемы такие, что хочется растоптать: кого, что?
Болят голени – мы боимся движения, это направление в работе.
Болит голеностоп – гибкость суставов – ощущение «предательства земли» (плечевой – требования) и т.д.
Варикозное расширение вен, тромбоз – самонаказание за желание уйти из ситуации, но сделать это не позволяет чувство неоплатного долга.
Гепатит – это воспаление печени. Печень – это орган ассимиляции. Она перерабатывает и хранит полезные и вредные вещества. Другими словами, ее работа состоит в использовании веществ, питающих тело, и в помощи по устранению тех, которые невозможно использовать или потенциально вредных. Понимая эту функцию буквально, можно предположить, что у больного гепатитом в жизни трудности с принятием хороших для него вещей и с избавлением от вредных и этот человек не осознает этих трудностей. Когда человек не работает с этим конфликтом осознанно, с ним приходится работать телу – возникает болезнь. Трудности в выборе решений поставленных жизнью стрессогенных задач (развод, переезд, смена работы…) приводят к заболеваниям.
Любая проблема в теле приоткрывает дверь и освещает проблему в душе человека. Боль хочет привлечь наше внимание к внутренней проблеме. Боли нет как таковой, это блуждающая по телу мысль, а мысль можно изменить.
Задумываясь, почему больна именно эта часть тела, мы начинаем распознавать, что наше тело хочет нам сказать. Понимание смысла болезни, того, чему нас она учит, приводит к здоровью и целостности.
Каждая болезнь имеет свой положительный аспект. Тому есть примеры в мировой практике. Позитивное толкование болезней Носсрата Пезешкиана не лишено чувства юмора. Например:
Алкоголизм – это способность с помощью алкоголя (или наркотиков) сделать конфликт хотя бы временно переносимым.
Амбивалентность (безучастие, безразличие) – способность не принимать окончательного решения.
Клептомания – способность находить что-то, прежде чем другой это потеряет.
Лень – способность избегать успех.
Мазохизм – способность предоставлять возможность насладиться своему партнеру.
Нарушение потенции – способность отстраняться от конфликтной сферы сексуальности.
Нервная анорексия – способность обходиться малыми средствами. Способность разделять тяготы мирового голода.
Ожирение – способность доставлять удовольствие и восполнять дефицит внимания с помощью еды. Акцентирование ощущений, таких как вкус, эстетика блюд, широта взглядов в отношении продуктов питания.
Садизм – способность принимать активную роль.
Тревожность по поводу смерти (экзистенциальная тревога) – способность готовиться к будущему и не поддаваться иллюзии безопасности.
Упрямство – способность сказать «нет».
Фригидность – способность сказать «нет» своим телом.
И т.п. – в книге Носcрата Пезешкиана (Nossrat Peseschkian) «Психосоматика и позитивная психотерапия» (Москва, «Медицина», 1996)
Есть такая шутка: «Все болезни от нервов». На самом деле, народ совершенно правильно подметил – практически все болезни - это результат конфликтов, стрессов и нервных срывов. Психологический конфликт вызывает внутреннее напряжение, которое оказывает свое влияние на организм.
Хронический эмоциональный конфликт вызывает болезнь всего организма. Психосоматический симптом – это способность языком тела говорить о том, что в данный момент нет других средств справиться с конфликтом. Это попытка организма разрешить конфликтную ситуацию.
Поскольку напряжение становится невыносимым, душевное начало пытается освободиться от этих энергий, а тело пытается освободиться от негативного влияния напряжения. Психологический конфликт преобразуется в физический симптом, и симптом приобретает философию символа, при помощи которого заболевший человек хочет донести до нас что-то бессознательно. Об этом хорошо пишут и обучают Носсрат и Хамид Пезешкианы (отец и сын, проживающие в Германии).
Отец является основоположником позитивной психотерапии. Это психотерапевт, который не отрицает прошлый опыт психотерапии, но старается непредвзято взглянуть на различные подходы к решению задач, связанных со здоровьем человека.
Распознав символ проблемы в виде симптома, врачи смогут гораздо успешнее справиться с лечением больных. Ни для кого уже не секрет, что многие пациенты просто прячутся от своих проблем и уходят от них в алкоголь, работу, болезни и другие проблемы.
Я уверена, что многие, не стоящие на месте врачи, уже знакомы с работами доктора Тойча – основателя психогенетики, американского психотерапевта Луизы Хей, канадского психотерапевта Лиз Бурбо, немца Курта Таппервайна, англичанки Дебби Шапиро и многих других. Их работы переведены на русский язык и пользуются успехом среди миллионов россиян. Уже появились подобные работы и наших соотечественников-врачей, которые успешно применяют в своей практике опыт зарубежных авторов. Это врач Синельников, Требунские Александр и Ольга и другие. Ознакомившись с их работами, каждый врач может получить незаменимую помощь в своей работе.
В России одним из первых учителей другого отношения к себе был основоположник саногенного мышления академик Юрий Михайлович Орлов. Наблюдая и размышляя свои эмоции и чувства, вы достигаете их угасания, учил он. Следите за своей реакцией, ибо все в этом мире есть лишь наша реакция на этот мир.
По диагнозу врач может распознать, что у пациента было в детстве. Вилл Шутц (Will Schutz) в своей книге «Глубокая простота» дает удивительные сведения о том, что весь период детства можно разделить на три этапа: неприсоединение, контроль и открытость.
Когда ребенок рождается, для того чтобы выжить, ему было необходимо в контакте с другими человеческими существами. Недостаток такого контакта для очень маленького ребенка ведет к задержке развития, болезни и даже смерти. Желание контакта является доминирующим в семейных отношениях на первой стадии жизни человека. Это период неПРИСОЕДИНЕНИЯ, включения.
Болезни неприсоединения:
• Болезни кожи, респираторные заболевания, болезни органов чувств, пищеварительной и выделительной систем являются признаком неосознаваемого конфликта в семье, группе сотрудников и коллег, в среде друзей. Реакцией на это неПРИСОЕДИНЕНИЕ может быть зуд, лишай, прыщи, сыпь и тому подобное, что заставит людей держаться подальше, и это будет подтверждать самые худшие опасения больного. Глухота, близорукость и дальнозоркость являются также символами неПРИСОЕДИНЕНИЯ.
• Рак может быть вызван желанием обратить на себя внимание или даже отомстить ближнему. Не пытаясь навязать свои новые познания, можно спросить: «Кто больше всех будет горевать о вашем уходе из жизни?»
Следом за периодом неприсоединения, ребенок вступает в стадию социализации (в возрасте примерно от двух до четырех лет). На этой стадии отношения людей центрируются вокруг распределения власти и ответственности. Решается вопрос о том, в какой мере ребенок управляет своей жизнью и в какой мере он следует указаниям родителей и других взрослых. Борьба за власть или победу происходит, в основном, вокруг проблемы личного туалета. В этой борьбе ребенок впервые испытывает свои способности «торговаться», удерживая кал. Основной аспект этой стадии относится к решению вопроса о КОНТРОЛЕ в жизни ребенка.
• Болезни скелетно-мышечной, нервной и эндокринной систем. Если человек не осознает конфликта по поводу управления, у него развивается болезнь какой-либо из этих систем, например, артриты, особенно артриты рук и ног.
• Травмы позвоночника в молодом возрасте у мужчин, для которых поддержание имиджа «настоящего мужчины» является основным в сфере контроля.
• Головные боли являются одним из мягких проявлений нервных заболеваний. Когда человек чувствует себя некомпетентным, неподготовленным или чего-то непонимающим, появляется головная боль.
По мере того, как ребенок растет, сложность отношений, любви и привязанностей становится центральной проблемой. Любовь, жертвенность, ревность к отношениям матери и отца, соперничество между братьями и сестрами, дружба с товарищами по играм - все это предстает перед ребенком в возрасте от 4-х до 6-ти лет. Основной вопрос этой стадии развития - изучение себя и отношений с другими. «Кто я?» и «Как мы относимся к друг другу?» - это проблема, требующая решения, в какой мере «мы» - ребенок и его родители, выражаем свои настоящие чувства. Выражение и сообщение чувств в течение этого и последующих периодов развития, является основой третьего измерения: ОТКРЫТОСТИ.
• Открытость выражается телом через любовь и секс. Всем знакомы выражения «разбитое сердце», «сердечко мое». Когда кровеносная система пронизывает все тело. Если она суживается, все тело испытывает недостаток в питании и кислороде. Появляются инфаркты и другие заболевания сердечно-сосудистой системы.
• Заболевания половых органов, такие как вагинизм, герпес, гонорея, сифилис и другие, появляются, когда имеет место неосознанный конфликт в сфере любви и открытости, особенно в сексуальном аспекте, чувство вины по поводу секса, неверность, нарушение своих религиозных принципов.
Таким образом, врач сразу же может понять, что происходило с этим человеком в детстве и это поможет ему в выборе лечения.
Точно также, врач может определить, что происходило в детстве и происходит сейчас в душе пациента, по фигуре человека, изучив материалы Лиз Бурбо по книге «5 травм, которые мешают нам быть самими собой».
Травма отвержения родителем одного с пациентом пола оставляет свой след в теле человека: тело будто хочет исчезнуть: сжатое, узкое, хрупкое, фрагментированное, асимметричное, т.е. лишенное каких-либо частей. Плечи съеженные. Провалы в теле – в грудной клетке, втянутый живот. Плоская попа, тонкие щиколотки при больших икрах, несимметричное лицо. Никогда не набирает вес. Если травма не большая, то маленькое что-то одно – глаза, нос, ноги. Кожа серая.
При травме покинутости, проживаемой с родителем противоположного пола, тело вытянутое, тонкое, лишенное тонуса, обвисающее, сутулое, будто тащат на себе весь мир. Ноги слабые, спина искривлена, ягодицы низкие, обвисшие, отдельные части тела выглядят дряблыми, провисшими. Руки кажутся чрезмерно длинными и свисают вдоль туловища. Даже волосы прямые и свисают. Быстрее увядают, сморщиваются, стареют.
Травма унижения проявляет себя следующим образом: толстое, округлое, низкий рост, спина круглая, выпуклая. Толстая плотная шея – «горб бизона или вдовий бугорок», напряжение в области горла, шеи, челюстей и таза. Лицо круглое, открытое. Руки и пальчики пухлые, талия короткая, «навыпуск». Толст, чтобы не быть привлекательным – страх изнасилования: «Если бы у меня было красивое тело, я бы стала проституткой».
Следующая по времени нанесения травма предательства, проживаемая также с родителем противоположного пола, проявляет себя так: тело излучает силу и мощь. У мужчин плечи много шире бедер. Тело мускулистое. У женщин – бедра крепкие, шире плеч (если наоборот, то травма приобретена с родителем одного пола), галифе. Грудь выпуклая, живот тоже выпуклый у обоих.
И последняя травма несправедливости: тело прямое, жесткое и, в пределах возможного, совершенное: хорошие пропорции, округлые ягодицы. Невысокий рост, облегчающие одежды или тесный пояс. Кожа светлая. Челюсти сжатые, шея напряжена, прямая. Осанка гордая. Спина очень прямая, без изгибов, негибкая. Ноги напряжены. Движения скованы. Стремятся втянуть живот и перетянуть талию ремнем – неудобно, но кажется талия более тонкой.
Это психологические травмы, которые ребенок получает в детском, подростковом или юношеском возрасте, но они оказывают свое влияние всю жизнь, пока человек их не осознает, простит своих родителей, не примет себя и все ситуации, происходящие с ним, как уроки.
Врач как учитель. Многие пациенты желают избавиться от ответственности за свое здоровье, передать ее кому-нибудь другому и затем считать этого человека ответственным за свое нездоровье. Как пациент врача, я обычно предполагаю, что мало знаю о своей болезни и принимаю пассивную роль в своем доверии врачу, зато потом смогу привлечь его к ответственности зато, что он меня плохо лечил.
Врачи новой формации, вооруженные знанием психологии и психосоматики, помогут мне, пациенту, осознать, что это я сама выбираю свои мысли, отношение к обстоятельствам, выбираю болезнь, чтобы уйти от психологического и эмоционального конфликта. Они помогут мне и множеству других таких же, как я, увидеть новые возможности исцеления и сохранения здоровья.
Врач как учитель не оценивает, но помогает мне разобраться в том, что происходит не только с моим телом, но и в моей жизни вообще. Врач может сказать мне: «Я предлагаю тебе сделать другой выбор, не делать того, что ты делаешь с собой, когда пьешь/куришь/ссоришься…». А я могу поступать с вашим советом так, как мне заблагорассудится. Но ответственность тогда уже лежит на мне самой.
Этот подход возвращает слову «доктор» его истинное значение, ибо это слово происходит от латинского “Docere” – учить. Доктор создает условия, ведущие пациента к научению, познанию и пониманию самого себя и организма в целом. В этом варианте, болезнь полезнее всего рассматривать как обучающий опыт. Принимая ответственность за свою болезнь на самого себя, пациент имеет возможность узнать о себе гораздо больше, выясняя, почему он избрал болезнь как язык тела, почему заболел именно в это время, что его тело хочет сказать его близким и врачу.
Например, длительная болезнь может говорить об агрессии против терапевта, т.к. больной боится, что ему разрушат его патологическое Я. Ни для кого уже не секрет, что почти в каждой болезни есть так называемая «вторичная выгода». Во время болезни можно получить опыт, изменяющий жизнь, если оба – и врач, и больной согласны об этом порассуждать.
Для этого врачу, доктору необходимо и самому учиться, что мы сейчас и делаем.
Вот один из примеров. Молодая женщина катастрофически теряла зрение. Врачи помогали ей облегчить симптом, и улучшение наступало на какое-то время. Врач узнал, что болезнь пациентки обострилась после того, как на работе появился новый симпатичный начальник. Тогда врач направил ее к психотерапевту. Оказалось, что причина близорукости лежала в детстве, когда еще в школе учительница в грубой и унизительной форме сделала ей замечание в присутствии всего класса: «Прекрати строить глазки, как уличная девка!» С этого дня ее зрение стало ухудшаться.
Медицинский подход – очки, операция, упражнения до некоторой степени облегчали положение, но они не были ориентированы на устранение основной психологической причины - убеждения с детства: «На мужчину ясно, открыто и с любовью смотрят только уличные девки. Хорошие девочки мальчиков не видят!» Психотерапевт задал вопрос: «Что вы предпочитаете – жить полноценной жизнью и ясно видеть окружающий вас мир или отгораживаться от него толстыми стеклами очков?». Исцеление пришло через осознание, принятия и прощение того давнего события и самой себя за свою реакцию.
Тело - это «индикатор» души. Тело - реализация духовной идеи, и каждая часть его значима. Бывает так, что тело клиента может послужить ценным индикатором для врача и психолога-консультанта, подсказывая ему, с какой проблемой нужно поработать. Вот подсказки для врача, указывающие на соответствие физической дисгармонии с ментальной или эмоциональной.
Тело целиком = сумма, итог сознательных и подсознательных мыслей.
Голова = знание истины и принятие правды.
Лицо = столкновение с истиной.
Глаза = видение истины.
Уши = улавливание истины, знание.
Рот = похвала и ответ.
Руки = вхождение в ситуацию или освобождение от нее.
Локти = перемена направления.
Колени и шея = гибкость.
Пальцы = быстрое восприятие деталей.
Большой палец = способность быстрого восприятия идей и их сравнение.
Ноги = движение вперед.
Сердце = сила, любовь, радость.
Легкие = осознание связи со вселенной, с Богом.
Желудок = переваривание, усвоение или отторжение идей.
Спина – плечи – груз чужой ответственности. Средняя часть спины – чувство, что вас не поддерживают так, как вам бы этого хотелось. Поясница – отсутствие безопасности в будущем. Дайте себе право бояться!
С другой стороны, врач может предсказать возможные последствия для организма, ориентируясь на состояния чувств больного и слова, которыми он описывает эти чувства, ибо первый вопрос врача: «Как вы себя чувствуете?». Следующим вопросом врача, я думаю, должно быть: «Что вы чувствуете?» Далее врач может проанализировать ответы и понять, что происходит в душе его пациента. Причем делать это не обязательно у больничной койки. Можно прийти в кабинет и взять с полки книгу перечисленных мною авторов. Со временем появится опыт, и поможет вам в этом интуиция, чутье и присущее вам сострадание.
Курт Теппервайн пишет, что состояние чувств небезразлично для организма. Следует учитывать, что воздействия чувств на организм многообразны. Сюда относятся сила, продолжительность и отношение к ситуации. Чувства можно принимать как таковые, можно их выразить, восстать против них или счесть недопустимыми и вытеснить. Возможные последствия потому и называются возможными, что они не закономерны, а проявляются при возбуждении определенной на них реакции. Длительные и постоянные чувства вызывают хронические заболевания, в то время, как непродолжительные бурные всплески могут привести к непродолжительным острым расстройствам. Не все переживания вызывают заметные органические изменения, поскольку многое зависит от их восприятия.
Например, чувство грусти вызывается многими поводами: не только потеря близкого человека, но и разочарование, беспомощность, неудача… Все эти ситуации отмечены серьезностью их восприятия. Появляется ощущение чего-то нехорошего, чему невозможно противостоять. В основе лежит оценочность и состояние жертвы.
Возможные последствия для организма: нарушение осанки, проблемы с зубами и деснами, пониженная сопротивляемость, гипотония, проблемы с сердцем, расстройства пищеварения, слабость соединительных тканей, синусит (невыплаканные слезы)
Зависть указывает на чувство обделенности. На самом деле, это не нам чего-то не додали, но работает убеждение, что мы чего-то недостойны, не заслуживаем и потому не имеем. Не желая, чтобы кто-то получил, мы испытываем недостаток жизненный сил, и получается, что мы желаем этого сами себе. Стало быть, недоброжелательность обращается против нас самих. Что посеешь, то и пожнешь!
Возможные последствия: исхудание, нарушение пищеварения, проблемы с желудком и желчным пузырем, изжога, заболевания зубов, болезни сердца, кожные болезни, пониженная сопротивляемость.
Это всего лишь два примера, а их множество. И врачу любой специальности не уйти уже от необходимости изучать и исцелять душу больного человека. Слишком грамотными иначе станут ваши пациенты и начнут задавать такие вопросы, на которые не ответить будет стыдно. Книги эти можно купить, стоит только захотеть.
Психология занимает все больше места в нашей жизни и вызывает огромный интерес у населения, дух которых пробуждается. Пробуждается и интерес к познанию самого себя. От этого не уйти.
Конфликт как учитель и друг. Природа всех взаимоотношений преподносит нам проблемы, которые важны для нашего духовного роста. Научиться быть в правильной связи с самими собой и миром, в котором мы живем, - это первопричина того, что мы являемся человеческими существами. Разделяя нашу жизнь с другими, мы вступаем в длинное путешествие, которое требует умения. Все люди имеют различия, и различия всегда приходят, чтобы быть частью каждого взаимоотношения. В сердце конфликта часто лежат нездоровые психологические потребности из прошлого, которые были не разрешены. Когда они всплывают на поверхность, мы имеем тенденцию реагировать в защитной и само-защитной форме.
По мере эволюции нашего общества, эволюционирует и подход к болезни, интегрируя все точки зрения, техники и практики, делающие вклад в здоровье. Целостный подход к здоровью рассматривает самый глубинный уровень причин возникновения болезней, наблюдая за стилем жизни, из которого возникает вся личность. Важность и необходимость объясняющего, обучающего подхода к здоровью нашего общества неоценима.
Я не буду касаться вопроса, что для этого врачу нужно дополнительное время для работы и обучения пациентов новому к себе отношению. Каждый помнит заповедь: «Врач, исцелись сам». И врач может работать только со своим сознанием, меняя свое отношение к болезням и своим пациентам, к их родным и близким.
Ставя диагноз, врач распределяет болезни по определенным категориям, а любая категория – это ярлык. В свою очередь, любой ярлык, хоть и удобен в обращении, подразумевает ограничение. Распределение по категориям означает, что такая-то и такая-то болезнь имеют такое-то конкретное лечение и исход. Но можно интерпретировать болезнь иначе и повести лечение нетрадиционным способом. Для этого врачу, в первую очередь, необходимо дать больному надежду на изменение ситуации.
Какие результаты дает надежда?
1. Обретая надежду, пациент начинает воспринимать себя по-другому - не как больного, а как человека, способного иначе реагировать.
2. Понимая, что конфликт-болезнь хочет что-то нам сказать, семья начинает воспринимать пациента иначе: как человека, который хочет что-то сообщить близким.
3. И сам врач начинает воспринимать пациента иначе: как человека, который желает что-то донести до всех до нас.
Заболевание - это своего рода способность каждого человека реагировать. Надежда дает способность выработать или развить исцеляющие силы, которые дремали в нас. Принцип восстановления и система самоисцеления, заложенная в нас самим Творцом, работает! Дайте больному надежду на то, что его организм может справиться с негативными мыслями и эмоциями, следовательно, с болезнью. Надежда мобилизует новые возможности и силы.
Можно изменить ситуацию, а можно изменить отношение к ситуации, изменить свою реакцию на нее. Это перспектива изменения. Ситуация объективна, а пациент, благодаря надежде, меняет субъективное отношение к ней. Таким образом, мы переходим от реакции к пониманию ценности того, чему нас учит эта ситуация.
Следующее: При хронических заболеваниях и просто при желании укрепить свое здоровье следует использовать другой принцип – принцип восстановления. Восстановление отличается от лечения тем, что оно не имеет дела с болезнью. Для лечения болезни медицина вначале определяет, что это за болезнь, затем ищет средства от нее. Каждая болезнь рассматривается как частный случай, вызванный своей собственной причиной и имеющий собственное определенное лечение.
Принцип Восстановления, наоборот, основан на том, что нет конкретных болезней, а есть только общая реакция организма, проявляющаяся в виде некоторых характерных симптомов. Основываясь на этих симптомах, определяется вид реакции организма, обычно устраняемой с помощью трансформации слабости в силу, с помощью осознания и создания условий, позволяющих устранить симптомы и заменить их жизненной силой и здоровым равновесием в организме.
В нашей физической жизни существует закон или принцип притяжения. Мы притягиваем в свою жизнь то, что сидит в нас самих. Бешеная собака кусает нас, чтобы показать, какое бешенство сидит внутри нас. Никакая собака не укусит, если у человека нет явной или подавленной внутренней злобы.
Это очень трудно принять. Наше эго сопротивляется и уводит нас в сторону. Если человек – жертва насилия, то очень трудно принять мысль, что это в тебе живет желание проявить насилие над другим. Это желание может существовать даже у матери, которая насильно кормит раскапризничавшегося ребенка «для его же здоровья и блага».
Например, отец бил ребенка в детстве, вырастая, этот человек не бьет своих детей. Он очень спокойный. Но наступает момент, когда этому человеку хочется кого-либо просто убить. И часто мы слышим это в его словах. Все, что происходит внутри, рано или поздно проявится. Из ничего ничего произойти не может! Мы притягиваем то, что резонирует в нас.
Возможно, вы думаете, что причина вашего неуспеха в работе кроется в вашей болезненности, тяжелом детстве, плохих родителях, а какой-то другой человек является причиной проблемы взаимоотношений –– это не так. Все происходит как бы для того, чтобы вы искали причину снаружи.
Памятуя, что «Вначале было Слово…», начинаешь понимать, что все болезни начинаются с мысли, от Слова! Когда я начала обращать внимание на свои мысли, то вначале просто ужаснулась тому, что было в моей голове. Когда и вы послушаете себя, возможно, вы тоже будете удивлены, сколько мусора мы носим в своей голове.
Когда я стала слушать свои потребности и желания, я стала слушать потребности и желания других людей. Когда я начала исследовать себя, я поняла, что причины моих неприятностей, травм, разводов и болезней кроются во мне, в моей психике, в моей реакции на те или иные события. Я поняла, что никого не любила по-настоящему. Да и себя тоже. Тогда я начала учиться любить себя. Я применяла все здоровьесберегающие технологии и техники. Училась прощению, принятию и новым отношениям. И поняла: мы живем в обществе других людей, чтобы посмотреть, что делаем друг с другом. Это отражает нам то, что мы делаем сами с собой. Люди - это зеркала, которые возвращают нам все, что мы посылаем им, хотим мы этого или нет. Это сложно принять, но это так.
[показать]
Хочу напомнить, что цель данного обращения - не желание заменить врачей, но помочь врачам в исцелении их пациентов. Ортодоксальная медицина стремится снять симптомы на физическом уровне. В реальности врачи борются с болезнью, стараясь выгнать ее из тела, например, отрезав больную часть. Используя принцип восстановления, мы будем благодарить болезнь, которая дает нам понимание, опыт и мудрость.
Болезнь – это сигнал тревоги: какое-то убеждение приносит проблему! Представьте себе машину, у которой загорелась лампочка – индикатор уровня масла или тормозной жидкости. Если вы проигнорируете этот сигнал, то можете загубить свой автомобиль и даже погибнуть сами.
Когда мы хватаемся за таблетки – исцеление будет временным: вернется проблема – вернется болезнь. Можно (иногда и нужно) с помощью медикаментов снять симптомы, но с помощью лекарств не решить проблему. А если вы узнаете, какое убеждение привело к болезни, то обнаружите мудрость в том, как созданы люди. Самое удивительное, что осознание приносит исцеление! Вы обнаружите огромную радость, потому что исчезновение симптома – признак осознания. Когда нет боли – есть радость!
А потому расслабьтесь и давайте просто отдохнем. Этот метод активной релаксации помогает быстро восстановить силы, сохранить здоровье, почувствовать радость.
Упражнение. «Избавление от гормонов стресса»:
Положите руки на грудь, закройте глаза, глубоко вдохните, задержите дыхание (в это время идет внимание всех систем), а теперь выдохните весь негатив (усталость, раздражение…) в голос и затихните. Это так называемая интеграционная пауза. В этот момент мы переживаем ощущения. Делаем каждое упражнение по 3 раза.
Потягушки: руки вверх, глубоко вдохните, задержите дыхание, и теперь выдохните элегантно, красиво «с кружавчиками» (интеграционная пауза)
Сильно сжать ладони, отпустить – интеграционная пауза. В этот момент мы переживаем ощущения. Снова сжать и дать возможность всем ощущениям разлиться по телу (интеграционная пауза).
Потягушки: и снова поднимите руки вверх, глубоко вдохните, задержите дыхание, и теперь выдохните элегантно, красиво «с кружавчиками» (интеграционная пауза)
Здравый смысл подсказывает, что для того, чтобы понять, действует ли какой-то метод на практике, надо взять и испытать его. Если он не действует, то надо принимать это легко и быть готовыми испробовать другой метод.
Теперь давайте поработаем с источниками:
Вы можете задавать мне вопросы, а я с помощью справочников отвечу вам, что стало метафизической (т.е. невидимой) причиной болезни, о чем думал пациент перед тем, как заболеть, и как и куда рекомендуется направить ход его мыслей, чтобы исцеление наступило быстрее.
Nossrat Peseschkian – Носсрат Пезешкиан “Психосоматика и позитивная психотерапия”
Louise L. Hay - Луиза Хей “Исцели свое тело”
Lise Bourbeau – Лиз Бурбо “Твое тело говорит: “Люби себя!”
Debby Shapiro – Дебби Шапиро “Разум лечит тело”
Kurt Tepperwein - Курт Тeппервайн “От тебя заболеешь!”
Will Schutz - Вилл Шутц “Глубокая простота”
Ангелина Могилевская «Исцели ближнего своего и самого себя», "Исцеление сердца"
Перспектива использования: Подготовка специалистов новой формации «методистов-психоэкологов», которые помогут людям выявлять на ранних стадиях предпосылки заболеваний, проявляющихся в речи и реакциях организма на конфликтные ситуации.
Наблюдая за тем, как человек описывает происходящее в его жизни, можно заметить и предугадать развитие заболевания. Одна и та же ситуация может быть описана по-разному. Например:
Соседа (мужа, свекровь, бабушку…) можно: не переваривать, исходить желчью – направляем к гастроэнтерологу;
его можно не переносить на дух – к отоларингологу.
На него можно иметь зуб – к стоматологу
Он может: действовать на нервы, сидеть в печенках, застрять костью в горле… Свалиться на голову…
Можно рвать задницу (извините!) на работе (геморрой), раскатать губы (герпес), задыхаться от…(астма, бронхит).
У нас может: опуститься матка, душа уходить в пятки, появляться типун на языке, кровь из зубов, кровь из носа, пухнуть уши…
Мы обещаем: удавиться, сдохнуть, отбить руки, в штаны наложить, уписаться, убить… «клянусь здоровьем!»
«У меня это не проходит», «Я сыт тобой по горло!», «Кусок не лезет в горло» – ком в горле. «Меня просто бесит…» – злость, зуд. «Слов нет!» – ангина, герпес. «Меня опять не слышат!» – проблемы с ушами.
«Вы меня достали!», «От тебя тошнит!», «Я как без рук (без ног)» … «Что у тебя в голове?», «Ты что, больной на голову?» – как вы думаете, какие проблемы появятся у человека, который любит употреблять эти смачные слова?
Методист-психоэколог научит расслабляться, проведет сеанс релаксации, обучит укрепляющим здоровье упражнениям. Поможет подобрать новые мысли и направить их ход в нужном направлении. Новые мысли – аффирмации – имеют огромную силу, сравнимую с зерном или семенем. Вы знаете, что самое малое зерно способно прорваться в этот мир только силой своей энергии. Так и новые убеждения, накапливая силу, становятся новым образом нашей жизни. Вслед за новыми убеждениями в нашей жизни проявляются новые события и ситуации.
К сожалению, Минздрав еще не предупреждает, что непрощение опасно для здоровья. Методист-психоэколог обучит техникам прощения, работе с зависимостями и направит к врачу, специализирующемуся в определенной области здоровья. Этот же специалист проведет группы поддержки и индивидуальные консультации, семинары и тренинги. Еще раз напоминаю, что цель работы этого специалиста заключается не в подмене врачей, а в их совместной работе на благо населения нашей страны.
Экология мышления (или психоэкология) приводит к сохранению здоровья нации. С осознанием приходит контроль над телом, возможность избежать болезней и травм.
Если я осознаю каждую часть своего тела, я могу ее контролировать и научиться тому, как привести ее в желаемое состояние. Используя биологическую обратную связь, я достигаю осознания отдельных мышц так, что могу напрягать или расслаблять их произвольно. Через осознание мною может быть изменена частота сердцебиения, ускорена перистальтика, уменьшена боль. Методист-психоэколог может помочь человеку использовать все достижения науки и превентивной, профилактической медицины. Кроме того, сберегающие здоровье технологии сберегут средства и время для научной работы в медицине.
[показать]Могилевская Ангелина Павловна Психолог, магистр педагогики.
http://yuliazolot.livejournal.com/2083.html
Могилевская Ангелина Павловна