Давно собиралась сходить в Измайловский сад,  все сложилось в период прочтения книги Д.А.Засосова и В.И.Пызина "Из жизни Петербурга 1890 - 1910-х годов". они так вкусно все описывали, что захотелось посмотреть своими глазами то место где все это происходило. путь пролегал мимо Измайловского собора.Когда-то на этом месте стоял Измайловский полк, и как, тогда было принято на Руси, при полковой части строился храм. По сути это был полковой храм. Построить собор принял решение Николай I, в память о том времени, когда он сам был командующим лейб-гвардии измайловским полком. Летом 1828 года, и был заложен храм .
	
	 [700x525]
	Купола сделаны в форме полусферы, которые усыпанными бронзовыми звездами и золочеными крестами. По преданию, цвет куполов выбран по цвету мундиров Измайловского полка.
	В 1930 г. собор был закрыт, его переоборудовали под склад и хотели сделать там крематорий, но начавшаяся война помешала замыслам советского правительства.Хотя во время блокады храм служил моргом и бомбоубежищем  одновременно. Во время Великой Отечественной войны собор очень сильно пострадал от артиллерийских обстрелов и представлял собой поврежденные бесцветные стены без стекол. А уже в 2006 году сгорел главный купол из-за возгорания строительных лесов. Пожар случился во время проведения службы в соборе. Реставрационные работы продолжаются до сих пор.Это очень хорошо видно внутри собора.
	
	 [700x525]
	В 2005 году была воссоздана заново триумфальная колонна «Воинская Слава», которая была открыта в память Русско-турецкой войны 1877—1878 г. г. в 1886 году, а в 1930 году её демонтировали и отправили на переплавку. Это – памятник славы, сложенный из 108 турецких пушек в 5 ярусов, ее окружают трофейные  так же турецкие пушки.  
	Заглянем на минутку во двор дома-усадьбы первого поэта России Гавриила Державина и проходим дальше, 
	
	 [700x525]
	к Тарасовскому городку : Братья Николай Алексеевич и Сергей Алексеевич Тарасовы представляли яркий тип богатых петербуржцев старой формации. Своим внушительным состоянием они были обязаны предкам, простым костромским плотникам, вывезенным в Петербург по указу Петра I для постройки кораблей. Некоторые из таких государственных крестьян вышли в десятники, а потом и вовсе в подрядчики. И стали богатеть, приобретать земельные участки в Петербурге. Фортуна улыбнулась им, когда исключительно благодаря превосходному качеству выполняемых работ они получили государственный подряд на восстановление Зимнего дворца после пожара 1837 года. В то время во владении Тарасовых находился весьма примечательный земельный участок на Фонтанке. Когда-то, еще при Петре I, эта обширная территория была выделена Первому Аптекарскому ботаническому саду. Однако использовать сад для выращивания лекарственных растений так и не удосужились, и он постепенно пришел в запустение. В 1724 году Петр подарил его своему любимому денщику А. И. Румянцеву, который устроил там усадьбу, перешедшую затем во владение П. А. Зубова, последнего фаворита Екатерины II. А в 1835 году этот участок приобрел купец Тарасов, построивший здесь сначала паркетную фабрику, а в 1849 году – четырехэтажный дом (набережная реки Фонтанки, 116) по проекту известного архитектора, академика архитектуры Г. А. Боссе. Боссе, ученика А. П. Брюллова.
	 [700x470]
 [700x470]
	
	Старший из братьев, Николай Алексеевич, жил один в громадной квартире из 14 комнат, занимая весь второй этаж своего дома на Фонтанке. Его апартаменты были отделаны богато и с большим вкусом: очень красивые паркеты из ценных пород, двери красного дерева с бронзовыми ручками художественной чеканной работы – образцами для них послужили уцелевшие после пожара фрагменты интерьеров Зимнего дворца. На первом этаже в отдельной квартире была большая библиотека, а в подвале – собственный погреб дорогих вин. Николай Алексеевич был по образованию инженером путей сообщения, а в расцвете своей карьеры работал председателем Петербургского городского кредитного общества с окладом 60 тысяч рублей в год. Семьи у него не было, причиной тому послужила болезнь под названием «сухотка спинного мозга», которой он заболел еще в молодости и которая изуродовала его фигуру: ходил он сильно наклонившись вперед. Вынужденное одиночество Тарасова скрашивала многочисленная прислуга: повар с подручным, судомойка, прачка, две горничные, лакей и кучер. 
	 [480x350] Автор: Садовников В. С.Дата создания: 1861 год.В центре композиции показан дом купцов Тарасовых, построенный в начале 1850-х годах архитектором Г. Боссе.
 [480x350] Автор: Садовников В. С.Дата создания: 1861 год.В центре композиции показан дом купцов Тарасовых, построенный в начале 1850-х годах архитектором Г. Боссе.
Младший брат, Сергей Алексеевич, был военным. Он служил когда-то в лейб-гвардии Гродненском гусарском полку, самом блестящем из Варшавской гвардии. Однако, однажды сорвавшись с коня, он повредил себе спину и вынужден был оставить военную службу. Из-за травмы он не мог сгибаться и держал свой корпус сильно откинутым назад. Таким образом, получалось, что один из братьев был согнут назад, а другой – вперед. Но в отличие от старшего брата, Сергей Алексеевич был женат, имел дочь. Тарасов-младший несколько раз избирался товарищем городского головы столицы и членом правления одного из банков. Он коллекционировал иконы, был любителем садоводства и цветоводства, устраивал выставки необычайных экспонатов, выращенных его садовниками. Жил он с семьей в своем доме на 1-ой Роте, занимая громадную квартиру во втором этаже. Братьям Тарасовым принадлежали кроме дома № 116 на Фонтанке еще и другие дома: дом № 114 на Фонтанке, дома №№ 3, 5, 7, 9 на 1-ой Роте (ныне 1-я Красноармейская). Тарасовы так плотно обжили этот участок, что местная улица с 1871 года стал называться Тарасов переулок (в 1921 году переименован в честь революционера Егорова). Также поблизости существовал и Тарасов проезд (ныне Державинский переулок, в честь расположенной по соседству усадьбы Г. Р. Державина). Кроме этих домов Тарасовым принадлежали дома №№ 123 и 125 на Обводном канале, дача на Аптекарском острове, богадельня с церковью на Охте, имение в Толмачево.
	 [700x525]
	
	 Огромное домовое хозяйство Тарасовых обслуживали 32 дворника, все приезжие и большинство неграмотные. Помимо уборки территории и мытья черных лестниц, дворники разносили по квартирам дрова – в домах Тарасовых центрального отопления, ванн и лифтов не было. Всего в тарасовских доходных домах на Фонтанке находилось около двухсот квартир самого различного размера и качества – от дорогих «барских» до более чем скромных квартирок для малоимущих. Новых жильцов пускали по рекомендации с прошлого места жительства, поэтому публика проживала здесь спокойная. Если и случались исключения, то таких хозяева вывозили за свой счет – лишь бы избавиться от буянов. У Тарасовых жили люди различного социального положения: высшие чиновники, гвардейские офицеры, и даже один товарищ министра финансов по фамилии Садовский. В более скромных квартирах жили учителя, врачи, мелкие чиновники, владельцы небольших предприятий. Совсем уже скромные квартиры занимали ремесленники, квалифицированные рабочие и прочий трудовой люд.  В домах по 1-й Роте располагались четыре магазина – табачный, аптекарский, молочный и булочная. Кроме мастерских и магазинов в этих же домах помещались 10-я казенная гимназия, частная женская гимназия Хитрово и четыре городских училища. Кроме этого, здесь в 40-х годах XIX века содержала свой прославленный на весь Петербург, отличавшийся «весельем и особой лихостью» танцкласс Луиза Кессених, знаменитая женщина-улан, прапрабабка советской актрисы Татьяны Пилецкой («Княжна Мери», «Олеко Дундич», «Разные судьбы»). На 1-й Роте располагались и принадлежавшие Тарасовым бани. Дом, где они находились, служил когда-то долговой тюрьмой, так называемой «Тарасовской ямой», упомянутой, кстати, Достоевским в романе «Идиот».
	
	 [700x525]
	
	Другой интересной достопримечательностью Тарасовского квартала был расположенный рядом театр «Буфф». Он находился в Измайловском саду (сад бывшей усадьбы Зубова), также принадлежавшем Тарасовым. Салтыков-Щедрин пишет, что у Тарасовых на Фонтанке был «воксал», сдававшийся под «шустер-клуб» с маленьким деревянным театром и эстрадой, в которых выступали фокусники, канатоходцы и гимнасты. В 1901 году некто Тумпаков, работавший до этого половым в чайной, залез в долги, «арендовал Измайловский сад у Тарасовых, сломал все постройки, за исключением раковины для оркестра, построил каменный театр с партером под крышей, ресторан с застекленной верандой и кабинетами и другие здания, залил сад электричеством, заново распланировал дорожки, устроил туфовый грот на горушке, установил арку с гирляндами на главной аллее, а при входе разбил громадный цветник из живых и искусственных цветов; вечером в этих цветах зажигались разноцветные лампочки, получалось эффектное зрелище, которое сразу ошеломляло посетителя».
	
	 [700x525]
	
	Затем Тумпаков пригласил лучших артистов и открыл замечательную оперетту. Народ повалил валом. Место сразу же стало знаменитым. Тумпаков за одно лето расплатился со всеми своими долгами и кредиторами. А старик Тарасов-старший перекинул из своей квартиры чугунный мостик прямо по верху каменных ледников, одной стенкой выходящих в сад «Буфф», и устроил себе наверху изящный садик с цветущими кустами и цветниками, сидя в котором можно было любоваться тем, что происходит в саду «Буфф», в который, к тому же, вела потайная калитка. (С 1980 года на месте театра «Буфф» в Измайловском саду работает Молодежный театр на Фонтанке.) 
	
	 [700x525]
	
	 Старикам Тарасовым оставалось лишь наблюдать, сидя в своих «Висячих садах Семирамиды», как стремительно набирает обороты ХХ век. Их жизнь и хозяйство носили патриархальный оттенок (даже дверные звонки в их домах были не электрические, а воздушные). И ничего менять в заведенном порядке своей жизни они не хотели, да, наверное, уже и не могли. А вокруг строились доходные дома европейского типа, с центральным отоплением, лифтами, ванными комнатами и даже своими телефонными станциями. Дома росли вверх, выгадывался каждый аршин территории, все больше и больше возникало дворов-колодцев. Управляющий Тарасовых предлагал им перейти на более современную систему домовладения, «застроить большие дворы доходными домами, снеся все мелкие постройки, использовать каждый кусочек территории», но богатые престарелые хозяева не нуждались в деньгах… Они просто хотели спокойно дожить свой век.
	Бывшее здание ресторана, сейчас малая сцена театра.
	
	 [700x525]
	Трудовой день сада «Буфф» начинался рано: выходил сторож Степан и производил легкую приборку сада, чистил панель и набережную Фонтанки, позевывал и смотрел в небо, что будет за погода, в зависимости от нее, много ли будет народа и много ли будет сора и мусора для уборки. Затем приходили повара и судомойки, начинала работать кухня. Подходили со двора подводы с продуктами, вином, пивом.
К 11—12 часам появлялись артисты и оркестранты, костюмеры, декораторы и пр. К полудню приходили официанты, убирали веранду, столы. Начиналась репетиция.
Репетиции шли с перерывами, во время кᴏᴛᴏᴩых артисты ходили обедать, прогуливались по саду, отдыхали на скамейках
Отдохнув, все опять принимались за тяжелую работу: каждая мизансцена прорабатывалась по нескольку раз
Часам к пяти в саду опять появлялся дворник Степан, тщательно подметал все дорожки и поливал их из шланга, ɥᴛᴏбы ни одна пылинка не села на изящную туфельку дамы и лакированный ботинок посетителя.
	
	 [700x525]
	К 6 часам приходил военный оркестр одного из гвардейских полков. Много лет подряд играли гвардейские стрелки в шелковых малиновых рубахах, в барашковых шапочках, невзирая на лето. В 6 часов сад открывался для публики. Входная плата была 40 копеек, места в театр были дорогие. Вначале приходила более скромная публика, послушать духовую музыку и, главное, занять лучшие места у заборчика, окружавшего партер театра, ɥᴛᴏбы посмотреть оперетту за те же входные 40 копеек, правда стоя. Контингент данных любителей оперетты состоял из студентов, ремесленников, мелких служащих. Важно заметить, что одеты они были скромно, дамы и мужчины в шляпах (мужчин в косоворотках, русских сапогах, в картузах, а женщин в платках в сад не пускали). Кстати, эта публика в ресторан не заходила, там цены были очень высокие. Например, бутылка пива, кᴏᴛᴏᴩая стоила 9—11 копеек, в «Буффе» продавалась за 40 копеек. Бутылка шампанского продавалась за 12 рублей вместо 2—4 рублей, и все в таком же роде.
	
	 [700x525]
	К 8 часам, к началу оперетты, съезжалась шикарная публика, около входа в сад околоточный регулировал движение экипажей. Дамы в громадных шляпах, со страусовыми перьями, в великолепных манто, мужчины в цилиндрах и котелках с дорогими тростями, блестящие офицеры, звенящие шпорами. Вся эта толпа была настолько раздушена, что забивался запах цветов и зелени. Кстати, эта богатая публика, чᴛᴏбы убить время до начала оперетты, заходила предварительно закусить в ресторан и оставляла за собой столики на ужин. До начала оперетты, во время антрактов играла духовая музыка, и, надо признать, очень хорошо. Исполнялись классические пьесы, попурри из опер и балетов, вальсы Штрауса, марши и пр.
В новое здание включен старый корпус артистических уборных. Внутри сохранен старый металлический каркас.
	 [700x525]
	В антрактах публика устремлялась к буфету с богатой стойкой подкрепиться, воодушевить себя и согреться в холодную погоду, ведь не надо забывать, что партер театра с боков был совершенно открыт и там гулял ветер. Петербургское лето не баловало теплой погодой. Богатая публика заходила на веранду ресторана, где выпивала и закусывала за столиком, приготавливая себя к следующему действию оперетты.
После окончания театрального представления оркестр играл бравурный «вышибательный» марш и уходил в казармы. Скромная публика, кᴏᴛᴏᴩая простояла всю оперетту у заборчика, оставалась немного отдохнуть на скамеечках, поделиться впечатлениями и вскоре расходилась по домам, напевая понравившиеся мотивы из оперетты.
Денежная публика, заполняла веранду ресторана или отдельные кабинеты, ɥᴛᴏбы поужинать и покутить. Главный доход Тумпаков имел от ресторана с его бешеными ценами, а не от театра, кᴏᴛᴏᴩый требовал больших расходов и по существу являлся средством заманить богатую публику в ресторан. Тут-то эту доверчивую публику и «накрывали», главную роль в ϶ᴛᴏм играли метрдотели. На веранде работали два метрдотеля, дородные, высокие, одетые в смокинги и с галстуком-бабочкой под заплывшим подбородком. Метрдотель, видя, что столик заняла «стоющая» публика или большая компания, ɥᴛᴏбы покутить, моментально, с необыкновенно приветливой улыбкой спешил к гостям и начинал разговор сладчайшим голосом, рекомендуя лучшие, деликатесные произведения кухни «Буффа», предлагал тонкие вина, редкие фрукты, стараясь ввести посетителей в как можно большие расходы. По мановению руки метрдотеля официанты бросались выполнять заказы гостей.
В кабинеты часто приглашали хор цыган, кᴏᴛᴏᴩый всегда был наготове. Кутежи в отдельных кабинетах затягивались до полудня следующего дня, а то и на несколько дней. За деньги все дозволялось, полиция смотрела на ϶ᴛᴏ весьма снисходительно, но не бескорыстно.
	 [700x525]
	В три часа ночи официально «Буфф» закрывался, но некᴏᴛᴏᴩая публика еще задерживалась — к кабинетам ϶ᴛᴏ правило не относилось. Петербургские белые ночи с ранними зорями, а другой раз и яркое утреннее солнце провожали «усталую» публику с измятыми лицами из «Буффа». Официанты, еле державшиеся на ногах, должны были еще долго прибирать зал, кабинеты и буфеты. В кухне подручные повара, «кухонные мужики» и судомойки долго еще гремели кастрюлями и посудой.
	 [700x525]
	
	Своеобразно и интересно проходило открытие и закрытие сада. Уже за месяц до официального открытия появлялись рабочие, кᴏᴛᴏᴩые все чистили, чинили и красили, приготовляли разные новшества и сюрпризы: менялся цвет построек, к крыльям музыкальной раковины пристраивались колоннады, по-иному расписывался потолок веранды. За неделю, за две привозились тяжелые инструменты оркестра, начинались репетиции. Возобновлялись декорации, устанавливались экзотические растения. Наконец все было готово к открытию. В назначенный день (обычно в начале мая) к двум часам дня на веранде накрывался громадный общий стол, за кᴏᴛᴏᴩый Петя Тумпаков, чᴛᴏбы слыть добрым хозяином, приглашал всех артистов, оркестрантов и всех служащих «Буффа». Помимо ϶ᴛᴏго приглашались почетные гости: поставщики, пристав, брандмейстер и другие лица, кᴏᴛᴏᴩые могли быть полезны и от кᴏᴛᴏᴩых что-нибудь зависело. Много ели и пили, много произносилось тостов, музыка беспрерывно играла туш. 
	 [700x525]
	 
По случаю закрытия сезона опять был особый, прощальный спектакль с лучшими силами. Так же Тумпаков устраивал общий обед. В последующие дни все убиралось, увозилось, закрывалось и заколачивалось, в саду становилось тихо и уныло, голые деревья раскачивались осенним ветром, падали первые снежинки. По саду тихо в задумчивости проходил дворник Степан. На лице его были написаны печаль и скука. Отметим, что теперь ему придется проводить всю зиму одному, карауля сад и театр, жить в подвальном помещении вместе с голодными крысами и мечтать о лете, когда ему снова перепадет и выпивка, и вкусная закуска, остающиеся от господ. В таком элегическом настроении проходило несколько месяцев до нового открытия сада.
	
	 [700x525]
	Год открытия «Буффа» Тумпаков увековечил флюгером над верандой с цифрой 1901. Тумпаков пригласил лучших артистов и открыл замечательную оперетту. Арендный договор с Тарасовыми был кабальный, срок всего пять лет, с оплатой 40 тысяч рублей в год, все постройки и улучшения остаются в пользу Тарасовых, преимущество при возобновлении договора остается за Тумпаковым. Стоит заметить, что он шел на все, рисковал всем, залез в долги по уши, дошел до того, что бегал занимать по 25—50 рублей. Риск его оправдался — в одно лето он покрыл все расходы и расплатился со всеми долгами . Публика валом валила в сад посмотреть чудесную оперетту в исполнении великолепных артистов и покутить в фешенебельном ресторане-веранде. 
	 [700x525]
	
	
	
	 [700x525]
	
	
	 [700x525]
	
	Богатая столичная публика и приезжие несли ϲʙᴏи денежки ϶ᴛᴏму ловкому предпринимателю. В столицу съезжалось много заводчиков, фабрикантов и разных предпринимателей из провинции и Сибири, денег у них было много, вдали от семьи и прямых деловых забот они искали всякого рода развлечений, знакомств с артистками, а потому кутили они очень широко, оставляя многие сотни Тумпакову. А ϶ᴛᴏт бывший половой, теперь уже «господин Тумпаков», по моде одетый, в блестящем цилиндре, самодовольно похаживал по ϲʙᴏему заведению и любезно разговаривал с гостями. Иногда подсаживался к столу, приказывал подать шампанского и втравливал данных гостей в большой кутеж и большие расходы.
	
	 [700x525]
	 
Вспоминается его внешность: небольшого роста, с округлившейся фигурой, с черными волосами и, бородой, с весьма оживленным лицом, умными хитрыми глазами. Стоит заметить, что он мог быть очень любезен и даже обаятелен, но сразу мог сделаться резким и даже нахамить. Стоит заметить, что он знал, как можно угодить избалованной столичной публике, видевшей блестящие оперетты Парижа и Вены, хорошо понимал, чем можно раззадорить провинциальных богатеев и как вытрясти их карманы. До Тумпакова в Петербурге не было настоящей хорошей оперетты с прекрасными артистами, хором и оркестром.
Ну, вот и покидаем Измайловский парк , от старых строений мало что осталось, но все течет, все меняется.
На углу набережной Фонтанки и Московского проспекта, там, где начиналась дорога на Царское Село, возвышается каменный верстовой столб с солнечными часами, сооруженный в 1774 - 1775 годах.
Солнечные часы - древний прибор для измерения времени дня. Доныне не установлено, где впервые были сооружены солнечные часы - в Китае или в Древнем Риме, в Вавилоне... Солнечные часы существовали и в средневековой Руси, использовались и после того, как появились механические - с пружиной и стрелками. Солнечные часы не нуждаются в заводе, они лишены стрелок. К средней части циферблата прикреплена металлическая треугольная пластина. Тень от пластины вследствие вращения Земли в солнечное время перемещается по циферблату, указывая наступившее время.
	
	 [700x525]
	
	Указ об установке верстовых столбов между столицей и пригородными резиденциями - Петергофом и Царским Селом был дан 22 октября 1772 года, через 10 лет после воцарения Екатерины II. Они должны были заменить деревянные, стоявшие с петровских времен. B 1774 году на левом берегу Фонтанки, которая была южной границей города, у Обухова моста , установили первый верстовой столбна дороге, ведущей в Царское Село.
	
	 [700x525]
	
	
	 [700x525]