Приметы времени: советская квартира 1950–60-х годов
1950–60-е годы в СССР
были временем больших строек: росли города, появлялись новые фабрики и заводы, комсомольцы отправлялись на целину. Кто-то еще жил в коммуналках, особенно в Москве и Ленинграде, кто-то уже переезжал в новенькую квартиру — небольшую, зато отдельную, а кто-то обустраивал комнатку в общежитии, порой далеко от дома. Читайте, как советские граждане стремились создать в комнатах уют и украсить скромный быт красивой посудой, фарфоровыми статуэтками, ажурными салфетками и другими предметами интерьера.
Сервиз в серванте
Одним из базовых и при этом ценных приобретений считался фарфоровый сервиз — обеденный, чайный или кофейный. Его стремилась иметь каждая советская семья. Сервиз считался подарком, который всегда уместен, их покупали в складчину на свадьбу
для молодых или на юбилеи коллегам. Наборы стоили дорого, достать их было сложно — нередко посуду приобретали через знакомых. Сервизы хранили под стеклом на видном месте как украшение комнаты, в то время как повседневная посуда стояла на кухне за глухими створками шкафов. Красивую посуду редко использовали в повседневном быту, обычно ее ставили на стол по особым случаям, а случалось, и никогда не доставали из серванта.
В среднем в чайный сервиз на шесть персон входило больше десяти предметов: чашки, блюдца, сам чайник, молочник, сахарница. Встречались и более объемные гарнитуры с вазами для фруктов, сухарницами и конфетницами.
Чаще всего покупали советские сервизы, одним из главных производителей был Дулевский завод в Подмосковье. После войны
здесь выпускали художественный фарфор — ценные расписные гарнитуры и повседневную посуду из более дешевого фаянса. Главный художник фабрики Дулево Петр Леонов ориентировался на народные орнаменты и фольклорные мотивы. В 1950-х в росписи преобладали насыщенные оранжево-красные, зеленые и синие оттенки. Дулевский фарфор того времени называли ситцевым: яркий декор напоминал узоры на ткани
. А в конце десятилетия в росписи появились мягкие пастельные оттенки. Во многих домах — и состоятельных, и небогатых — стоял популярный сервиз «Сирень»: тонкий цветочный рисунок на светлом фоне с позолотой.
Статусный хрусталь
Хрусталем называют предметы из особого стекла с оксидами металлов — свинца, бария или других, которые придают материалу пластичность, а изделиям прозрачность и кристальный блеск. Мастера работают с хрусталем как с драгоценными камнями: гравируют, шлифуют, выполняют огранку. Сверкающие предметы своими гранями напоминают одноименный минерал.
Иметь хрустальные предметы интерьера и посуду в Советском Союзе
считалось престижным. Их хранили на видном месте, в серванте под стеклом, рядом с фарфоровыми сервизами, а доставали лишь по особым случаям. Чистили хрусталь даже чаще, чем им пользовались: следовало промывать посуду специальными составами непременно в теплой воде: от горячей материал терял прозрачность. А для особого блеска его затем ополаскивали водой с уксусом.
На советских заводах выпускали хрустальные бокалы и стаканы, салатники и вазы, графины и кувшины, икорницы и селедочницы, конфетницы и блюда для фруктов. Резчики украшали изделия алмазными гранями — так называют особое трехгранное сечение. Узоры складывались из разных форм — «медальонов», «звезд», «четырехугольников», «чешуек» и других. Кроме бесцветного хрусталя производили и цветной. Разные металлы и их оксиды окрашивали посуду в разные оттенки: золото придавало красный цвет, кобальт — синий, марганец — фиолетовый.
Одним из самых известных в СССР хрустальных производств был Ленинградский завод художественного стекла. С ним связано имя скульптора и мастера по стеклу Веры Мухиной
, автора знаменитой статуи «Рабочий и колхозница». На Ленинградском заводе она экспериментировала с материалами, формами и технологиями — например, создавала стекло со сложными цветовыми переходами.