Олег Павлухин
Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир.
Своё название храм Петербурга получил по своей чтимой святыне – чудотворной иконе Божией Матери, покровительнице города и династии Романовых:
Для святыни, вступивший на престол император Павел I, повелел воздвигнуть величественный храм взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви:
Вид Невского проспекта с церковью Рождества Богородицы от Зелёного (Полицейского) моста. Рисунок А. Н. Бенуа по рисунку неизвестного художника середины XVIII века:
Среди архитекторов был объявлен конкурс, в котором участвовали такие прославленные зодчие как Чарльз Камерон, Жан Тома де Томон и др.
Однако, не удовлетворившись результатами разработку проекта поручили малоизвестному тогда архитектору А. Н. Воронихину. Успех молодого зодчего был не случаен. Во-первых, проект Воронихина соответствовал желанию императора Павла I построить в столице храм, подобный собору Святого Петра в Риме. Во-вторых архитектор был питомцем графа А. С. Строганова, президента Академии художеств:
А. С. Строганов А. Н. Воронихин
Портрет Андрея Воронихина в Казанском соборе:
Неосуществлённый проект Казанского собора Дж. Кваренги:
14 декабря 1800 года проект Воронихина был утверждён:
Торжественная церемония закладки здания Казанского собора, состоялась 27 августа 1801 года. К тому времени Павел I был уже убит и в закладке участвовал его сын, новый император - Александр I.
Памятная доска с надписью «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801»:
Памятная доска с надписью «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811»:
Сооружение храма длилось десять лет и ставилось в ряд важнейших государственных строек. При строительстве от фундамента до золотого креста употреблялись материалы только российского происхождения, так пожелал А. С. Строганов, предлагавший построить собор как произведение до конца национальное.
Основным материалом был пористый известняк, так называемый пудостский камень, из которого изготовлены все наружные колонны собора, капители, антаблементы, резные барельефы, облицованы фасады и частично интерьеры храма. Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн.
Колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и православные храмы — на западе — вход, на востоке — алтарь. Потому многие культовые сооружения вынуждены были стоять боком к главной магистрали города. Колоннада позволила сделать северную, боковую часть собора, парадной.
С противоположной стороны собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца:
Вход со стороны Невского проспекта:
Икона и скульптуры ангелов над западным входом:
Скульптура для Казанского собора выполнена в 1804-1807 годах крупнейшими мастерами того времени: Ф. Г. Гордеевым, И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Ф. Щедриным и др.:
В храме проводятся интересные экскурсии для всех желающих, на которых экскурсовод подробно рассказывают историю собора:
К чудотворной иконе тянется большая очередь, так как желающих поклониться святыне довольно много:
Вид на барабан главного купола. Высота 62 метра:
Главный иконостас собора с чудотворной иконой Казанской Божией Матери, выполненный по проекту К. А. Тона в 1836 году:
На изготовление иконостаса пошло около 1600 кг серебра, большая часть которого была пожертвована донскими казаками атамана Платова. В 1922 году иконостас был разрушен, а всё серебро изъято. В наше время иконостас восстановлен по сохранившимся эскизам, чертежам и фотографиям:
Недалеко, около юго-западного столба находится Царское место. Здесь во время службы молился император. Резьба по камню выполнена знаменитым Самсоном Сухановым. Сейчас на этом месте находится киот с иконой Николая II с цесаревичем Алексеем:
Центральный неф собора. Гранитные монолитные колонны, в сочетании с золочёной бронзой деталей, создают торжественное впечатление:
С историей Казанского собора самым непосредственным образом связаны события Отечественной войны 1812 г. и имя фельдмаршала М. И. Кутузова.
В самом начале царствования императора Александра I, когда собор только начинал строиться, Кутузов был петербургским губернатором. Он прекрасно понимал значение грандиозного плана, предпринятого графом Строгановым и Андреем Воронихиным, и делал все возможное для нормальной работы "Комиссии по строительству Казанского собора". Глубокий интерес проявлял Кутузов к строительству собора и в последующие годы. Его имя пользовалось в Петербурге высочайшим авторитетом и не случайно 17 июля 1812 г, сразу же после начала Отечественной войны, петербургское дворянство избрало его начальником Санкт-Петербургского дворянского ополчения. Готовясь к отъезду на фронт, Кутузов молился в Казанском соборе перед чудотворной иконой за спасение России. Впоследствии М. И. Кутузов передал в дар Казанскому собору сорок пудов серебра, отбитого донскими казаками М. И. Платова у французов, награбивших ценности в русских церквах.
Вскоре Казанскому собору суждено было стать своеобразным памятником в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года и усыпальницей одного из величайших российских полководцев светлейшего князя М. И. Кутузова.
В 1814 году могила Кутузова была ограждена низкой решёткой из тёмной бронзы с золочёными венками:
Мемориальная доска из красного мрамора. Оформление могилы Кутузова - это последнее, что сделано Воронихиным в Казанском соборе:
Над могилой расположены связки ключей от французских крепостей, взятых русскими войсками:
В 1999 году рядом с могилой М. И. Кутузова был укреплён Андреевский флаг, привезённый из города Бизерты в Тунисе. Он принадлежал одному из кораблей русского военного флота, пришедшего в Тунис в 1920 году:
В день двадцатипятилетия изгнания наполеоновских войск из России, 25 декабря (7 января по новому стилю) 1837 года, под орудийные салюты были открыты бронзовые памятники полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли работы скульптора Б. И. Орловского. Так было завершено создание архитектурного ансамбля Казанского собора на Невском проспекте:
Сегодня кафедральный собор живёт полноценной приходской жизнью. Проводятся богослужения.
Ограда, сооружённая в 1811-1812 годах, стала главной достопримечательностью полукруглой площади, а впоследствии и сквера. Плавной дугой (длиной 153 метра) она отделяла площадь от сада Воспитательного дома. 14 мощных гранитных столбов дорического ордера обработаны широкими каннелюрами и увенчаны шарами. Решётка из тонких стержней с крупными ромбами и сочным фризом отлита на чугунолитейном заводе Ч. Берда. Каждый ромб составлен из растительных завитков, обрамляющих средний круг с расходящимися лучами. Высокому цоколю отвечает вверху фриз: гроздья винограда и цветы вплетены в волнообразный спиралевидный узор ветвей и листьев. Оканчивается ограда массивными гранитными пьедесталами, на которых предполагалось установить скульптуры апостолов Петра и Павла.
По совершенству рисунка, точности пропорций, выверенным контрастам тяжёлых каменных столбов и ажурного кружева решёток воронихинская ограда принадлежит к шедеврам архитектуры и декоративного искусства высокого классицизма. Она великолепно смотрится на просвет и среди зелени, и на фоне торжественных колоннад Казанского собора.
Фонтан у Воронихинской решетки - это второй фонтан у Казанского собора, его можно увидеть в сквере с западной стороны Казанской улицы у главного входа в собор. Это Воронихинский сквер, задуманный автором собора Воронихиным Андреем Никифоровичем.
История фонтана богата - это фонтан-поилка, один из трех фонтанов, построенных в 1809 знаменитым французским архитектором Тома де Томоном для Царскосельской дороги. Раньше этот фонтан стоял на Пулковском шоссе, по-старому, на 13-й версте по дороге из Петербурга в Царское Село. Фонтан имел не только роль архитектурного объекта, он также использовался по прямому назначению - поил водой лошадей. Там он находился до 1935 года, потом его отреставрировали и перенесли в благоустраиваемый сквер перед западным фасадом Казанского собора.
Фонтан представляет собой гранитный массивный четырехгранник с наполняемыми водой чашами и верхней частью в виде цельной арки. Фонтан украшен маской бога воды и морей Нептуна (она и побывала в руках реставраторов) и датой "1809 года" на арке.
pavluhinoleg.livejournal.com