• Авторизация


Казанский собор в Санкт-Петербурге 11-07-2016 05:17 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения stewardess0202 Оригинальное сообщение

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Олег Павлухин

[700x437]

Казанский кафедральный собор (Собор Казанской иконы Божией Матери) — один из крупнейших храмов Санкт-Петербурга, выполненный в стиле ампир.

[700x437]

Своё название храм Петербурга получил по своей чтимой святыне – чудотворной иконе Божией Матери, покровительнице города и династии Романовых:

[669x700]

Для святыни, вступивший на престол император Павел I, повелел воздвигнуть величественный храм взамен обветшавшей Рождество-Богородичной церкви: 

[628x700]

Вид Невского проспекта с церковью Рождества Богородицы от Зелёного (Полицейского) моста. Рисунок А. Н. Бенуа по рисунку неизвестного художника середины XVIII века:

[700x334]

Среди архитекторов был объявлен конкурс, в котором участвовали такие прославленные зодчие как Чарльз Камерон, Жан Тома де Томон и др. 

Однако, не удовлетворившись результатами разработку проекта поручили малоизвестному тогда архитектору А. Н. Воронихину. Успех молодого зодчего был не случаен. Во-первых, проект Воронихина соответствовал желанию императора Павла I построить в столице храм, подобный собору Святого Петра в Риме. Во-вторых архитектор был питомцем графа А. С. Строганова, президента Академии художеств:

[700x428]

                            А. С. Строганов                                          А. Н. Воронихин

Портрет Андрея Воронихина в Казанском соборе:

[700x397]

Неосуществлённый проект Казанского собора Дж. Кваренги:

[700x556]

14 декабря 1800 года проект Воронихина был утверждён:

[700x446]

[700x365]

[700x368]

Торжественная церемония закладки здания Казанского собора, состоялась 27 августа 1801 года. К тому времени Павел I был уже убит и в закладке участвовал его сын, новый император - Александр I.

Памятная доска с надписью «Соизволеніемъ ПАВЛА I-го начата 1801»:

[493x700]

Памятная доска с надписью «Попеченіемъ АЛЕКСАНДРА I-го кончана 1811»:

[538x700]

Сооружение храма длилось десять лет и ставилось в ряд важнейших государственных строек. При строительстве от фундамента до золотого креста употреблялись материалы только российского происхождения, так пожелал А. С. Строганов, предлагавший построить собор как произведение до конца национальное.

[700x434]

Основным материалом был пористый известняк, так называемый пудостский камень, из которого изготовлены все наружные колонны собора, капители, антаблементы, резные барельефы, облицованы фасады и частично интерьеры храма. Император Павел I пожелал, чтобы строящийся по его велению храм был похож на величественный Собор Святого Петра в Риме. Отражением этого пожелания стала возведённая А. Н. Воронихиным перед северным фасадом грандиозная колоннада из 96-и колонн.

[700x437]

Колоннада Казанского собора раскрывается к Невскому проспекту. Такое архитектурное решение позволило А. Н. Воронихину решить проблему, встававшую перед всеми строителями храмов на Невском. Проспект тянется с запада на восток, точно так же организуются и православные храмы — на западе — вход, на востоке — алтарь. Потому многие культовые сооружения вынуждены были стоять боком к главной магистрали города. Колоннада позволила сделать северную, боковую часть собора, парадной.

[700x418]

С противоположной стороны собор должна была украшать такая же колоннада, однако замысел А. Н. Воронихина не был доведён до конца:

[700x474]

Вход со стороны Невского проспекта: 

[700x437]

Икона и скульптуры ангелов над западным входом: 

[700x437]

Скульптура для Казанского собора выполнена в 1804-1807 годах крупнейшими мастерами того времени: Ф. Г. Гордеевым, И. П. Мартосом, И. П. Прокофьевым, Ф. Ф. Щедриным и др.: 

[700x513]

[700x437]

В храме проводятся интересные экскурсии для всех желающих, на которых экскурсовод подробно рассказывают историю собора:

[700x437]

К чудотворной иконе тянется большая очередь, так как желающих поклониться святыне довольно много:

[700x437]

[700x437]

Вид на барабан главного купола. Высота 62 метра:

[700x437]

Главный иконостас собора с чудотворной иконой Казанской Божией Матери, выполненный по проекту К. А. Тона в 1836 году: 

[700x437]

На изготовление иконостаса пошло около 1600 кг серебра, большая часть которого была пожертвована донскими казаками атамана Платова. В 1922 году иконостас был разрушен, а всё серебро изъято. В наше время иконостас восстановлен по сохранившимся эскизам, чертежам и фотографиям: 

[700x437]

Недалеко, около юго-западного столба находится Царское место. Здесь во время службы молился император. Резьба по камню выполнена знаменитым Самсоном Сухановым. Сейчас на этом месте находится киот с иконой Николая II с цесаревичем Алексеем: 

[466x700]

Центральный неф собора. Гранитные монолитные колонны, в сочетании с золочёной бронзой деталей, создают торжественное впечатление:

[700x437]

[700x437]

[700x437]

С историей Казанского собора самым непосредственным образом связаны события Отечественной войны 1812 г. и имя фельдмаршала М. И. Кутузова.

В самом начале царствования императора Александра I, когда собор только начинал строиться, Кутузов был петербургским губернатором. Он прекрасно понимал значение грандиозного плана, предпринятого графом Строгановым и Андреем Воронихиным, и делал все возможное для нормальной работы "Комиссии по строительству Казанского собора". Глубокий интерес проявлял Кутузов к строительству собора и в последующие годы. Его имя пользовалось в Петербурге высочайшим авторитетом и не случайно 17 июля 1812 г, сразу же после начала Отечественной войны, петербургское дворянство избрало его начальником Санкт-Петербургского дворянского ополчения. Готовясь к отъезду на фронт, Кутузов молился в Казанском соборе перед чудотворной иконой за спасение России. Впоследствии М. И. Кутузов передал в дар Казанскому собору сорок пудов серебра, отбитого донскими казаками М. И. Платова у французов, награбивших ценности в русских церквах. 

[558x700]

Вскоре Казанскому собору суждено было стать своеобразным памятником в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 года и усыпальницей одного из величайших российских полководцев светлейшего князя М. И. Кутузова. 

[700x514]

В 1814 году могила Кутузова была ограждена низкой решёткой из тёмной бронзы с золочёными венками: 

[700x437]

Мемориальная доска из красного мрамора. Оформление могилы Кутузова - это последнее, что сделано Воронихиным в Казанском соборе:

[700x437]

Над могилой расположены связки ключей от французских крепостей, взятых русскими войсками: 

[700x517]

В 1999 году рядом с могилой М. И. Кутузова был укреплён Андреевский флаг, привезённый из города Бизерты в Тунисе. Он принадлежал одному из кораблей русского военного флота, пришедшего в Тунис в 1920 году:

[700x437]

В день двадцатипятилетия изгнания наполеоновских войск из России, 25 декабря (7 января по новому стилю) 1837 года, под орудийные салюты были открыты бронзовые памятники полководцам М. И. Кутузову и М. Б. Барклаю де Толли работы скульптора Б. И. Орловского. Так было завершено создание архитектурного ансамбля Казанского собора на Невском проспекте: 

[700x510]

Сегодня кафедральный собор живёт полноценной приходской жизнью. Проводятся богослужения.

[700x437]

[700x465]

Ограда, сооружённая в 1811-1812 годах, стала главной достопримечательностью полукруглой площади, а впоследствии и сквера. Плавной дугой (длиной 153 метра) она отделяла площадь от сада Воспитательного дома. 14 мощных гранитных столбов дорического ордера обработаны широкими каннелюрами и увенчаны шарами. Решётка из тонких стержней с крупными ромбами и сочным фризом отлита на чугунолитейном заводе Ч. Берда. Каждый ромб составлен из растительных завитков, обрамляющих средний круг с расходящимися лучами. Высокому цоколю отвечает вверху фриз: гроздья винограда и цветы вплетены в волнообразный спиралевидный узор ветвей и листьев. Оканчивается ограда массивными гранитными пьедесталами, на которых предполагалось установить скульптуры апостолов Петра и Павла.

По совершенству рисунка, точности пропорций, выверенным контрастам тяжёлых каменных столбов и ажурного кружева решёток воронихинская ограда принадлежит к шедеврам архитектуры и декоративного искусства высокого классицизма. Она великолепно смотрится на просвет и среди зелени, и на фоне торжественных колоннад Казанского собора. 

[700x465]

[700x412]

[700x501]

[700x525]

[700x525]

[700x516]

[466x700]

Фонтан у Воронихинской решетки - это второй фонтан у Казанского собора, его можно увидеть в сквере с западной стороны Казанской улицы у главного входа в собор. Это Воронихинский сквер, задуманный автором собора Воронихиным Андреем Никифоровичем.

История фонтана богата - это фонтан-поилка, один из трех фонтанов, построенных в 1809 знаменитым французским архитектором Тома де Томоном для Царскосельской дороги. Раньше этот фонтан стоял на Пулковском шоссе, по-старому, на 13-й версте по дороге из Петербурга в Царское Село. Фонтан имел не только роль архитектурного объекта, он также использовался по прямому назначению - поил водой лошадей. Там он находился до 1935 года, потом его отреставрировали и перенесли в благоустраиваемый сквер перед западным фасадом Казанского собора.

Фонтан представляет собой гранитный массивный четырехгранник с наполняемыми водой чашами и верхней частью в виде цельной арки. Фонтан украшен маской бога воды и морей Нептуна (она и побывала в руках реставраторов) и датой "1809 года" на арке.

[700x466]

[466x700]

[700x466]

pavluhinoleg.livejournal.com

[500x133]

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Казанский собор в Санкт-Петербурге | Евгения_Крачковская - Дневник Евгения_Крачковская | Лента друзей Евгения_Крачковская / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»