Написала это Инна Гоняева...
ПРО МОЮ БОЛЬ И ОБРАЗОВАНИЕ
И все таки нынешнее образование, его позиция, стандарты и абсолютная оценочность - моя боль.
И хуже всего то, что эта сумасшедшая машина называемая Министерством образования не только губит своими гусеницами подрастающее поколение, но и вводит в заблуждение взрослых, а именно, тех кто призван сеять то самое разумное, доброе и вечное. Что такое ребенок? Он как маленький росток с только что распустившимися молодыми листочками, тянется к солнышку. Ему необходимо расти, впитывать в себя солнечные лучи, дождик...Нам, взрослым, нужно помочь ему расти - поливать, рыхлить земельку, удобрять, подставлять палочки, чтобы рос ровненько. А что получается? Что делает образование? Что сеет? Как рыхлит земельку? Издает новые учебники, стандарты второго поколения. Что это за стандарты? Я коснусь того, что больше всего меня возмущает: портфолио ученика.
У меня два первоклассника и одна второклашка. Всех троих обязали вести портфолио ученика. Ладно, купили портфолио. Но теперь требуется их заполнить и принести к концу второй четверти. В первом классе. Открываю. Читаю. Первые страницы - заполнить свои персональные данные. Заполняем. В первом классе дети учатся писать, понятно, что заполняют с ошибками, но худо-бедно заполняют. Моя семилетняя дочь заполнила, что то заполнила я, но дальше стало веселее. Например, пункты "законы школьной жизни", меня удивили:
"Прежде чем обратиться к человеку, улыбнись ему ведь добрые отношения начинаются с улыбки". Здорово. Вот только формулировка меня совсем покоробила: а если я не хочу улыбаться этому человеку, кто меня заставит? И что такое "добрые отношения?"
"Это если мне что то от человека надо, значит надо улыбнуться, а если мне не хочется? Все равно надо?" Это не мои мысли, это вопросы моей дочери...
"Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения". Вот тут у меня протест!Зависть - естественное чувство человека!И если руководствоваться постулатом "Не завидуй!" можно довести себя до "самобичевания" и занизить самооценку ниже плинтуса, ну а там уже и до невроза недалеко...Я -за осознание своих чувств как позитивных так и негативных! А про ябеду я вообще молчу. Возводить такое качество ребенка в законы школы...)))
"Учись терпеть неприятности, плохое скоро проходит" - неприятности надо не терпеть, а воспринимать иначе, как опыт, например.
Следующий раздел "Учимся ставить цели" Ниже схема (которую надо заполнить: Моя цель- четко сформулируй-Моя цель реальна(ответь да или нет)-Когда осуществится. Хорошо. Только мои дети так и не поняли зачем это надо!!!Если их цели материальны( а это НОРМАЛЬНО для семи-восьмилетнего ребенка), то от них ничего не зависит!!!Даже если поставить целью планшет, как ни крути - без родителей цель не осуществится))))
Дальше, хуже. Мои цели 1 класс, 2 класс и т.д. Мои цели в 1 четверти, 2 четверти и т.д. Катастрофа!У детей непонимание и ужас - надо ставить какие то цели по четвертям! А почему не поставить просто одну: хорошо учиться? И главное нигде далее нет инструкции, что делать, если данные цели НЕ реализовались?
Я уже молчу о оценке своих знаний по предметам на начало и конец года...Что ставят целью авторы данного пособия? Чтобы дети объективно умели оценивать свои способности? т.е ребенок окончив 1 класс должен объективно поставить цитирую: "личностную оценку результата освоения основных общеучебных знаний, умений и навыков". Это все ему зачем?Разве это не работа педагога проверять по перечисленным ниже пунктам знания ученика? Мой сын с диагнозом "задержка психического развития" в жизни не оценит себя объективно по графе "Парные звонкие и глухие согласные"! Он просто не поймет чего оценивать надо!Это же информационный язык для учителей!
А эта загадочный раздел "Мои проектные работы"?...
Вы знаете, я из тех редких родителей, кто не делает за ребенка уроки. И мне не стыдно. Я считаю, что ценность образования не в оценке за сделанную работу, а в самом процессе. Поэтому, если задают ребенку заполнить портфолио, так мой ребенок его сам и будет заполнять. Я ращу четверых детей. Я рыхлю им земельку, поливаю, подставляю палочки, чтобы прямо росли. Я не говорю им куда и как им расти, я не огораживаю их со всех сторон и не расту за них! Они в силу своего возраста растут сами, я лишь создаю условия для их роста.
У меня вопрос к инициаторам данной идеи, данный стандарт второго поколения для каких мозгов предназначен? Или разработчики не в курсе, что в первом классе ребенок должен еще пока только учится читать и писать, а не заниматься проектами и постановкой целей и задач? Не надо засорять мозги ребенку и отнимать время у родителей, чтобы те в ночи, заполняли за ребенка никому не нужные портфолио! В чем необходимость этого документа? Что он развивает?Зачем эти тесты, логические задания, лишняя дублирующая школьную программу нагрузка? Куда деваются эти портфолио после 4 класса?
Мне тут сказали родители, что без портфолио, без грамот что ты лучший чтец, жнец и на дуде игрец, в приличную школу потом не возьмут! Супер! Чему мы учим детей? Что без бумажки мы букашки? а для чего тогда все эти собеседования, тестирования при поступлении в 5 класс? Ведь по логике достаточно лишь одного портфолио с грамотами!
Самое интересное, что на прошлой неделе, в детском саду, мне сказали, что моему пятилетнему сыну надо приобрести портфолио дошкольника. Нет слов...