• Авторизация


Памяти Фаины Раневской. 10-02-2015 10:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения lyubava63 Оригинальное сообщение

Счетчик посещений Counter.CO.KZ - бесплатный счетчик на любой вкус!

"Комсомолка" побывала на экскурсии по московским домам великой актрисы, которой нет с нами уже 3 десятилетия.

[показать]19 июля 1984 года, ровно 30 лет назад ее не стало.

Фаина Георгиевна Раневская
покоится на Донском кладбище рядом с сестрой Изабеллой.
Надгробный камень украшает малюсенькая скульптура ее собачки по кличке Мальчик.
Великая советская актриса имела много влиятельных знакомых, но была одинока, не оставила потомства.
Память о ней хранит ее малая родина - Таганрог, куда перевезли все, что связано с жизнью это уникальной женщины.
Но по-настоящему родной для нее стала именно Москва, где в общей сложности она прожила почти 60 лет.
Что же осталось от Раневской в столице?
Что хранит воспоминания о ее непростой судьбе?

Биограф и историк Москвы Наталья Леонова несколько лет по крупицам собирала свидетельства о жизни замечательной актрисы в столице.
«Комсомолка» прошла по памятным местам, связанным с жизнью Фаины Георгиевны в городе, который не сразу сдался под ее натиском, но, в конце концов, навсегда увековечил безусловный гений артистки.

Могла стать актрисой МХАТа
[x480]- В столицу она впервые приехала в 1913 году , чтобы посмотреть спектакли, - рассказывает Наталья Леонова.
Пошла на Станиславского по пьесе Чехова, которого боготворила, ведь он ее земляк.
И когда спектакль закончился, все ушли, а она сидит.
К ней подходит уборщик, мол, девушка, чего сидите?
Она, очнувшись, поднимает глаза: «А куда же я сейчас пойду?».
Через 2 года вновь поехала поступать.
Как известно, папа был против - ну как так дочка известного человека Гирши Фельдмана, владельца фабрик, магазина, своего парохода, доходного дома и вдруг какая-то актриса?
Но она была упрямая, хоть и не поступила, потому что всегда заикалась, очень сильно волновалась.
Тогда она нашла в Москве друга отца, попросить денег на частные уроки.
А он сказал ей так: «Фанечка, много денег у меня нет, а мало для дочери Фельдмана я дать не могу».
Видимо отец предупредил, думал, помучается дочь и обратно приедет.
Отец ошибся.

[показать]Мало кто знает, что Раневская могла стать актрисой МХАТа:
- Несмотря на стеснительность, она познакомилась с актером Василием Качаловым, подобно знакомству с Ахматовой (Раневская отыскала адрес поэтессы в Петербурге, пришла к ней домой и позвонила в дверь со словами: «Здравствуйте! Вы - мой поэт!», после чего началась их дружба), выследила где-то в магазине, упала перед ним в обморок, он ее откачивал, она сказала: «Я вас обожаю!», он дал ей билеты на спектакль... - продолжает биограф.
И в итоге Качалов устроил прослушивание во МХАТе.
Она пошла к Немировичу-Данченко, но выступая перед режиссером так боялась, заикалась и сумбурно говорила, что Владимир Иванович сказал, мол, подготовьтесь и приходите в другой раз.
На что Раневская ответила:
«Спасибо большое, Василий Степанович!».
После Качалов ее отчитывал:
«Ладно, Василий - понятно, это я - Вася.
Ну Степанович то откуда?».
Второй раз прийти во МХАТ она не решилась.

[350x]Не поступила она и в училище.
Ее приютила знаменитая балерина Екатерина Гельцер, сняла комнату.
Она же пристроила начинающую Раневскую в летний Малаховский театр.
Потом пристроила ее в антрепризу Ладовской, которая как раз устраивала различные спектакли по городам России: Керчь, Феодосия, Севастополь, Баку.
В последствии Раневская говорила: «Я переспала (пережила) со всеми театрами, но ни с одним не получила удовольствия».

Коммунальный роман с маршалом
(Старопименовский переулок, дом 5/9)
[показать]- После многочисленных мыканий по разным театрам, городам, съемным комнатушкам в 1921 году Раневская познакомилась с влиятельной актрисой Павлой Вульф, которая в дальнейшем была для нее и педагогом, и покровительницей, и матерью, и подругой.
Павла Леонтьевна приютила Фаину Георгиевну во флигеле главного дома Гончаровых, где жила Наталья Николаевна Гончарова-Пушкина, что стоял в районе домов 48-50, Большой Никитской.
В 1948 году дом снесли.
Вульф переселили на Хорошевку, а Раневская впервые получила комнату, выделенную ей государством как уже известной актрисе.

- Малюсенькая и длинная комната в коммунальной квартире с окнами-эркерами, которые выходили к стене какого-то жилого дома, - рассказывает Наталья Леонова.
Когда к ней пришла в гости Мария Миронова (советская актриса, мать Андрея Миронова, - прим. ред.), почувствовала, как накурено и решила проветрить.
Подошла к окну, попыталась открыть оконную раму, но та уперлась в торец другого жилого дома.
Сама Фаина Георгиевна говорила про эту комнату:
«Меня поставили сюда как пустое ведро в забытый колодец».
Комната была плохоосвещаема, даже днем Раневская зажигала электроприборы. Лампочка без абажура висела все время включенной.
Она говорилa про комнатку: «Живу как Диоген днем с огнем».
Это было не лучшее ее жилье, но тем не менее сюда к ней приходил ее знакомый, актер Александр Румнев, которого звали «Последний котелок Москвы».
[показать]
Он рисовал ее профили, они долго о чем-то разговаривали.
Это очень не могла понять ее домработница Лиза (для тех времен иметь домработницу в комнате было нормальным для актеров такой категории), которая говорила: «Ходит, ходит, на кровать садится, а предложение не делает!».

И 2-ой серьезный момент, связанный с ее настоящим чувством, о чем писали все ее близкие и знакомые.
Любовь и безумное уважение она испытывала к маршалу СССР Федору Ивановичу Толбухину, который часто приходил к ней в гости.
Действительно считается, что это был очень серьезный роман, который мог бы закончится и свадьбой, если бы не внезапная смерть военачальника в 1949 году от сахарного диабета.
Фаина Георгиевна очень сильно по этому поводу переживала, плакала.
[показать]
Трогательное фото тому свидетельство, где взгляд, наполненный теплотой и нежностью, который вы ни в одном фильме не увидите.
Обычно обо всех военных она отзывалась с иронией, но про Федора Ивановича никогда не сказала ни одного плохого или неуважительного слова и их историю не хотела выносить за рамки своего близкого окружения.

Жизнь между хлебом и зрелищами
(Котельническая набережная, дом 1/15)
Фаина Георгиевна переехала в этот дом, который она называла Котельническим замком в начале 1950-х годов.

- После коммуналки она получает роскошную квартиру на 2-ом этаже, правда жилье ей безумно не нравится, потому что высотка на тот момент находилась далеко и от дома Вульф, и от театра Моссовета, - объясняет историк.
Здесь, как говорила Раневская, в Яузе женщины стирали белье.
По ее мнению район был криминогенный.
Она очень просила своего друга журналиста Глеба Скороходова:
«Ты не выходи на остановке «Яузские ворота», тут к тебе может кто угодно подойти».
Как она говорила, живу просто среди трущоб.
И действительно, если посмотреть фото тех лет, здесь стояли маленькие неказистые домишки, сплошные коммуналки, уличные колонки...
Квартира на 2-ом этаже по тем меркам, конечно, была роскошная, хоть и 2-комнатная, но с большим холлом, кухней, 3,5 м потолки, все было отделано кафелем.
Большая комната 25 кв.м, маленькая - 18.
При этом в ванной у нее было сантехническое сооружение, которым она очень гордилась - биде, в те времена это было просто нечто.
[500x]
Телевизора у нее не было и, как она говорила:
«Зачем мне телевизор? Если мне очень надо, я пойду к Гале Улановой.
Могу пойти к Лидочке Смирновой, но та телевизор смотреть не даст, все будет рассказывать про свои романы и любови».
[показать]
После смерти мужа из турецкой иммиграции в 60-х к ней переехала сестра Изабелла. Ехала к знаменитой Раневской, потому что за границей Фаину Георгиевну знал Чаплин, Рузвельт и Драйзер, которые посмотрели фильм «Мечта» и назвали ее гениальнейшей русской актрисой.
Так вот едут они с сестрой на такси, подъезжают к Котельникам, Раневская просто так говорит: «А это мой дом», на что Изабелла была уверена, что ее знаменитой сестре принадлежит хотя бы часть этого дома.
И долго не могла поверить, что речь шла о 2-комнатной квартирке со смежными комнатами, по сегодняшним меркам считающейся малогабаритной.
Изабелла до конца дней не верила, что заслуженная артистка, лауреат 2-х сталинских премий не имеет какого-нибудь загородного дома.
[показать]
В тот момент, когда туда поселилась Фаина Георгиевна, тут был простой кинотеатр для жителей этого и соседних домов под названием «Знамя».
А в 64-м его передали Госфильмофонду, переименовали в «Иллюзион».
А рядом булочная, где по утрам разгружали грузовики с хлебом.
Все это и дало происхождение всем известному выражению Раневской:
«Я живу между хлебом и зрелищами».
В общем, эта квартира ее изрядно напрягала и спустя почти 20 лет она с удовольствием с нее съехала.
[показать]
Александр Ширвиндт, который до сих пор живет в этой высотке, вспоминает, как она, выходя во двор и увидив Ширвиндта говорила:
«Шура, проведите меня метров 5-6 по двору, дайте мне подышать!».
Или - «Шура, протащите старуху до булочной!».
Здесь жил и Иван Пырьев, знаменитый режиссер и глава «Мосфильма», который каждый раз, видя Раневскую говорил: «Привет, старуха!», что ее безусловно раздражало.

[показать]Была она доброй соседкой.
Именно сюда к ней в гости как-то раз зашел Александр Твардовский.
Так случилось, что великому писателю невозможно было попасть в квартиру, а очень хотелось по малой нужде.
И он попросился к доброй соседке, поблагодарил, на что она ему:
«Пожалуйста, пожалуйста, ничего страшного!
Двери моего клозета всегда открыты для вас!».

Фотовыставка с иголками от шприцев
Большой Палашовский, дом 3
В 3-комнатную квартиру номер 74 на 3-ем этаже в 1974 году Раневская переезжает с удовольствием.

- Она радовалась переезду, потому что была уже очень пожилой женщиной, ей было далеко добираться до театра, до всех своих близких, которые жили в районе Тверской, - объясняет Наталья Леонтьева.
Тогда переулок назывался Южинский, сейчас ему возвращено его исконное название Большой Палашевский.
Здесь дверь у Фаины Георгиевны никогда не закрывалась на замок.
Ей нечего было бояться.
Все ее богатство составляла мебель из карельской березы, которая поломалась во время доставки и ее ремонтировал главный художник Большого театра.
Остальное богатство для нее было в другом: это прикрепленные на стене к обоям иголками от шприцев фотографии ее самых любимых людей: Павлы Вульф, Константина Станиславского, Владимира Маяковского, Василий Качалова...
И снимки собак, в основном, дворняг, которых она очень любила.
Как-то раз к Раневской пришла чиновница и сказала:
«Эта выставка отдает саморекламой!»
На что Фаина сначала не знала что сказать, а потом произнесла:
«Боже мой, как же я боюсь глупых, особенно баб.
Никогда не знаешь, что им ответить, чтобы не опуститься до их уровня!».

[показать]Всегда рядышком с кроватью лежала книжка стихов Пушкина.
К концу жизни в квартире появилось лимонное дерево, привезенное из ялтинского сада, где скончался Чехов.
У нее здесь появился телевизор, благодаря которому она увидела Марину Неелову, Елену Камбурову, очень их оценила.
Они часто к ней приходили, а Неелова проигрывала перед ней все свои спектакли, так как старенькая Раневская уже не могла прийти и посмотреть их в театре.
Здесь произошла и смешная история с норковой шубой, которая актрисе была уже не нужна.
Она решила ее продать.
А при входе в гардеробе стоял огромный шкаф.
Приходит покупательница, Раневская его открывает, а оттуда вылетает огромная моль.
Женщина по каким-то причинам не купила шубу.
Раневская закрывает за ней дверь, смотрит на эту летающую моль и говорит:
«Ну что, нажралась, сука?».
Отсюда она ходила гулять со своей собачкой дворнягой Мальчиком, которую она назвала в честь Станиславского.
Но нигде не найти воспоминаний, что Станиславского кто-то так называл.
Оказывается, так называла его Фаина Георгиевна.
Был случай, когда она бежала за его машиной и кричала:
«Мальчик, мальчик мой!».
[показать]
Когда в 80-м к Олимпиаде построили объекты, она очень хотела их посмотреть, но просить для себя машину ей было стыдно.
Тогда она позвонила директору театра Моссовета и говорит:
«Здравствуйте, мой Мальчик очень хочет посмотреть!».
Директор подумал, что приехал к ней какой-то племянник и выделил машину.
Так Раневская с дворняжкой совершила автомобильную экскурсию.

Именно здесь Елена Камбурова провела с актрисой последний ее Новый год в ночь с 83-й 84-й.
Последняя квартира великой актрисы, великой женщины.
Здесь уже нет ни ее мебели, ни этой удивительной фотовыставки, все это теперь находится в музее в Таганроге, где она родилась.
На доме повесили мемориальную доску - единственную в Москве.

10-минутные роли Раневской срывали спектакли

Театр Моссовета
Именно в служебный вход театра Моссовета Фаина Георгиевна входила больше всего раз.
Ему она отдала в общей сложности около 20 лет своей творческой жизни.
- Это место для нее святое, - заканчивает нашу экскурсию Наталья Леонова.
Актер Геннадий Бортников рассказывал смешной случай, когда они вместе застряли в лифте.
Долго и оттуда вытаскивали и когда они вышли, она сказала: «Гена, мы так долго были вместе, что ты, как честный человек, обязан на мне жениться!».
[показать]
В Моссовет люди толпами шли на Раневскую, зная, что она играет.
Очевидцы говорили, что каждый спектакль она играла по-разному.
Постановка «Шторм», в роли Маньки-спекулянтки у нее был небольшой эпизод на 10 минут прямо перед антрактом.
Ее сцена была не главной в спектакле, но после нее все зрители уходили, потому что никому не хотелось смотреть эту революционщину.
И когда Завадский это понял, решено было снять спектакль.
Когда решили возобновить, практически всю сцену с ней убрали.
[показать]
Для многих известен тот факт, что она со скандалом ушла из театра.
На самом деле уход был связан с постановкой спектакля «Госпожа министерша» Юрия Завадского.
Видимо, уже тогда, зная, что в нем будет играть не Фаина Георгиевна, а другая актриса, театр уехал на гастроли в Свердловск.
Туда поехала и Раневска, уже будучи пожилой женщиной.
И там без ее присутствия состоялось собрание, на котором разгромили ее поведение, мол, слишком много о себе возомнила, непозволительно себя ведет.
И она пишет письмо о переводе в театр Пушкина, где за 6 лет сыграла много серьезных ролей.
Затем она вернулась вновь в свой театр, где сыграла свою Миссис Севидж, и нянюшку Фелицату...
[700x]
И в спектакле «Правда хорошо, а счастье лучше», где Юрский делал на нее акцент, думая, что может быть это ее последний спектакль.
Так и получилось, она очень боялась забыть роль, постоянно повторяла 1-ую фразу.
Но каждый раз, когда она выходила на сцену, ее приветствовал 10-минутный шквал аплодисментов.
И Юрский вспоминает, что если бы не было этих оваций, то она точно бы забывала текст.
Но в мае 1982 года она все-таки практически полностью забывает роль.
Доходит до антракта, Юрский думает отменять спектакль...
Ее посадили за кулисы, принесли чай, плед и вдруг какой-то актер стал играть на гитаре, петь цыганские романсы, и Раневская ожила.
И 2-ое действие она сыграла так, будто понимала, что вышла на сцену в последний раз в жизни.
Через год без помпы, без заявлений, она тихо написала заявление об уходе из театра.
Еще через год ее не стало...
[показать]
Памятник Фаине Раневской.
Санкт-Петербург


Знаменитые афоризмы:

● Сказка - это когда женился на лягушке, а она оказалась царевной.
А быль - это когда наоборот.

● Если хотите похудеть - ешьте голой и перед зеркалом.

● Сняться в плохом фильме - плюнуть в вечность

● Здоровье - когда у вас каждый день болит в другом месте

● У меня хватило ума прожить жизнь глупо.

● Когда я умру, на памятнике напишите: «Умерла от отвращения»

● Отпускайте идиотов и клоунов.
Цирк должен гастролировать.


Источник

Спасибо за ваши комментарии!


вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
leda100 10-02-2015-16:18 удалить
Какая удивительная актриса. Великая женщина, умница. Ее остроумные афоризмы
еще очень долго будут восхищать.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Памяти Фаины Раневской. | Gerda55 - Дневник Gerda55 | Лента друзей Gerda55 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»