
Александр Родченко в 1925 году
Снежана Петрова < Diletant.Media >
Живописец, график, скульптор, фотограф, художник театра и кино. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник дизайна и рекламы в СССР. Все это - об Александре Родченко. Безусловно, он был конъюнктурщиком, и вряд ли кто-либо сможет сказать, действительно ли он верил в то, что пропагандировал. Как бы то ни было, но именно Родченко советская власть заказала фоторепортаж о строительстве Беломорканала и жизни в ГУЛАГе.

Александр Родченко вырос на супрематическом творчестве Казимира Малевича. Он всегд тяготел к структуризации снимка: объекты выстроены, словно по линейке, а созданный образ больше похож на геометрическую фигуру, нежели на живых людей.
[600x478]
[400x614]
[600x385]
[600x397]
[400x561]
Ракурсы он выбирал нарочито резкие и неожиданные, снимая как бы «на сломе». Так Родченко хотел показать силу революции, непреодолимый разрыв старого и нового, начало новой эпохи.
[400x632]
[600x398]
[600x416]
[400x553]
Когда искусство в Союзе зашили в идеологический мешок, а про авангард, ещё вчера восхищайший мир, было уже опасно упоминать, Родченко стал работать фотокорреспондентом в газетах и журналах, параллельно участвуя в съемках фильмов и театральных постановках, для которых он разрабатывал оригинальную мебель, костюмы и декорации.
[400x575]
[600x405]
[600x378]
[600x410]
[600x400]
[600x431]
[600x488]
В начале 1933 года Родченко был секретно командирован на Беломорканал. Он должен был снимать окончание строительства и открытие канала, а также создавать в ГУЛАГе фотолаборатории.
Несмотря на конъюнктурность своих работ, так или иначе Родченко старался сохранить лицо самостоятельного автора. После войны и до смерти в 1956 году он больше занимался живописью в духе абстрактного экспрессионизма. Однако того успеха, который был у его работ в 1920-х, достичь уже не удалось.
