[300x75]
[577x700]
Врубель говорил, что «краски вовсе не нужны для передачи цвета предмета - всё дело в точности передачи рисунка тех мельчайших планов, из которых создается в нашем воображении форма, объем предмета и цвет».
[900x]
Дворик зимой. 1903-1904
Так, пелена снега оживляется лишь узкой проталинкой и темными ветками деревьев. Этот простой мотив на рисунке передается прихотливыми отрывистыми штрихами, образующими фантастический узор. На расстоянии штрихи сливаются и создают полное ощущение снежной фактуры. Будто видны тени на сугробе, но снег изображен поверхностью листа, совершенно не тронутой карандашом.
[900x]
Надгробный плач. 1887
Особую красоту рисункам Врубеля придают богатые градации темного и светлого. Игра пятен различной светонасышенности создавала иллюзию красочного ковра. На рисунках с натуры, более простых по сюжету, подобный прием вытекал из созерцания реальных предметов. Врубель начинал с прокладки основных пятен - от темных к светлым. В светлых местах прикосновениями острого карандаша намечал детали и наносил штриховые арабески, которые строили форму и несли в себе неповторимое очарование врубелевского почерка. Врубелевская «демоническая пристальность» (выражение Сергея Маковского), как бы перевернутое зрение - род слепоты к посюстороннему, третируемому как «мелочи будничного». В поздних рисунках это зрение обернулось вовне, к тому миру, который отображен на омываемой и осветляемой слезами внешней поверхности глаза. На короткий миг наступило прозрение.
[900x]
Кровать. Из цикла Бессоница, 1904-1905
Вывод, к которому подвигают Блока его умозрения в речи Памяти Врубеля, поразительно совпадает с тем, что в действительности произошло в развязке врубелевской творческой судьбы уже в стенах лечебницы. Вывод этот таков:
«Путь к подвигу, которого требует наше служение, есть - прежде всего - ученичество, самоуглубление, пристальность взгляда и духовная диета. Должно учиться вновь у мира и у того младенца, который живет еще в сожженной душе».
[900x]
Дерево у забора. 1903-1904
[900x]
Скачущий всадник (Несется конь быстрее лани...). 1890-1891
[900x777]
Моцарт и Сальери слушают игру слепого скрипача. 1884
[900x]
Сальери всыпает яд в бокал Моцарта. 1884
[900x]
Белая азалия с листьями. 1886-1887
[900x]
Натюрморт. Подсвечник, графин и стакан. 1905
[900x]
Голова пророка. 1904-1905
[900x]
Тамара и Демон. 1890-1891
[900x]
Тамара в гробу. 1890-1891
[900x]
Обручение Марии с Иосифом. 1881
[900x]
Шестикрылый серафим
[900x]
Голова Демона. 1890-1891
[900x]
Голова Демона на фоне гор. 1890-1891
[900x]
Левая рука художника. 1882-1883
[900x]
Свидание Анны Карениной с сыном. 1878
[900x]
Раковина. 1904
[900x622]
Платье. 1900
[900x1096]
Портрет В. А. Усольцевой. 1905
[900x763]
Натюрморт. Художественные принадлежности автора. 1905
[900x677]
Обдумывает ход (игра в шахматы). 1903-1904
[700x]
Герман и Елецкий, 1901. Эскиз костюмов к опере П.И.Чайковского «Пиковая дама»
[700x494]
Пленные печенеги, 1896. Эскиз костюма к опере А.Н.Серова «Рогнеда»
[700x1029]
Автопортрет. 1883
[700x]
Тамара и Демон. 1890-1891
[700x]
Русалка плыла по реке голубой
[700x]
Портрет врача-психиатра Федора Арсеньевича Усольцева (на фоне иконы). 1903-1904
[700x]
Роза в стакане. 1904
[600x]
Белая азалия без стебля. 1886-1887
[600x]
Портрет Н. И. Забелы-Врубель. Жена художника Врубеля. 1905
[500x]
Демон и Ангел с душой Тамары
[500x]
Демон стоящий
[500x]
Белая азалия с листьями. 1886-1887
[600x]
Автопортрет. 1905
По материалам: Vrubel-world .
Cameralabs
[300x75]