• Авторизация


Голубиная книга. 22-06-2016 22:11 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Вячеслав_Косов Оригинальное сообщение

"ГОЛУБИНАЯ КНИГА" - ПРЕМУДРОСТЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ

Лишь далеко на океане-море,

На белом камне, посредине вод,

Сияет книга в золотом уборе,

Лучами упираясь в небосвод.

Та книга выпала из некой грозной тучи,

Все буквы в ней цветами проросли,

И в ней написана рукой судей могучей

Вся правда сокровенная земли.

 

Николай Заболоцкий

ГОЛУБИНАЯ КНИГА

 

[472x480]

 

       Экскурс в историю Гипербореи и предысторию Руси позволяет определить некоторые пространственные и временнЫе границы: географический контур  —  исчезнувший материк (архипелаг) Арктида и сохранившиеся окраинные земли; хронологические параметры  —  до 40 - 50 тысячелетий в глубь истории.  Но что за отношения складывались между людьми в те баснословно далекие времена, какие половозрастные слои доминировали в обществе, каков был строй и структура управления, какие идеи вдохновляли наших пращуров и, наконец, что дожило до наших дней от той далекой эпохи?

      К сожалению, сохранилось очень и очень мало.  Но кое-что всё же осталось.  Вот с этого "кое-чего", потянув за тонкую (зато осязаемую!) нить, можно попытаться размотать спутанный клубок проблем и загадок.  Этот "клубок"  —  чудом уцелевшее духовное сокровище русского народа, именуемое ГОЛУБИНОЙ КНИГОЙ.  Её образ (точнее даже  —  символ) неизбывной творческой силы и воистину космического звучания сокрыт в самом первофундаменте русской культуры.  Тайной он, естественно, ни для кого не является и многим прекрасно известен.  Как древний придорожный камень: всяк проходит мимо, сверяя с ним путь, да не всякий знает, кем, когда и с каким умыслом положен сей знак на перекрестке.

     Сравнительно недавно Голубиная книга существовала и в рукописном виде, считаясь апокрифической (если и не вовсе языческой).  За её чтение люто преследовали и строго карали.  В Житии Авраамия Смоленского (расцвет его деятельности приходится на период перед самым татаро-монгольским нашествием) рассказывается про то, как этот русский подвижник читал и переписывал многие "глубинныя книги", за что был изгнан из монастыря и предан церковному суду.  Но уже начиная с XIII века о письменных версиях Голубиной книги ничего не было слышно. Зато пышным цветом расцвели устные варианты, которые, впрочем, существовали всегда.  Хранителями и исполнителями знаменитого "духовного стиха" были калики перехожие  —  главное передвижное "средство массовой информации" дописьменной и неграмотной Руси.

[539x415]

      От села к селу, по пыльным дорогам и бездорожью, в стужу и зной бродили ватаги безвестных певцов, в чей "репертуар" обязательно входила Голубиная книга.  

[384x65]

 

       Канонического текста не существует.  Это  —  не гимн Ригведы, где при устной передачи от поколения к поколению запрещалось вносить малейшие изменения.  Потому-то вариантов Голубиной книги великое множество: всего их удалось записать около сорока (а сколько прошло мимо фольклористов!).  [ Раньше Голубиная книга входила даже в состав гимназических хрестоматий; впервые была опубликована в пушкинские времена  —  в знаменитом сборнике "Древние российские стихотворения, собранные Киршею Даниловым" ]

       С исчезновением архаичных традиций, казалось, навсегда утрачено и мастерство песенного исполнения Голубиной книги.  Но нет!  Хранители бесценного текста и мелодии живы и поныне в среде старообрядцев и православных сектантов (например, некрасовцев и духоборов).  Конечно, каждый исполнитель или "исполнительская школа" пытались внести в текст что-то своё, не трогая, однако, "ядра".  Подобное творческое переиначивание характерно для любого фольклорного жанра, в том числе и для русских "духовных стихов", куда по традиции включается и Голубиная книга.  "Духовный стих"  —  это более чем свободно и стихотворно обработанный библейский или житийный сюжет, предназначенный для публичного исполнения.  По формальным признакам Голубиная книга вроде бы попадает под такой критерий.  Здесь поминаются и Иисус Христос, и Богородица, и град Иерусалим, и гора Фаворская, и Иордань-река.

      Между тем любому, даже самому неискушенному слушателю или читателю моментально бросается в глаза бесспорный факт: вся христианская проблематика покоится на некоем ином  —  нехристианском  —  фундаменте, уводящим в неизведанные глубины человеческой предыстории, общеиндоевропейской и доиндоевропейской идеологии, морали, философии и протонауки.  Именно данное обстоятельство позволило Н.И.Надеждину (1804 - 1856)  —  одному из пионеров изучения русского традиционного мировоззрения  —  назвать Голубиную книгу ярчайшим примером древнейшей космогонической культуры, своего рода квинтэссенцией народной мудрости, заключающей ответы на вопросы, "смело посягающие на то, что, по нынешнему распределению знаний, относится к высшим умозрительным задачам  —  природоведения вообще, и, в частности,  —  землеведения!"

5671928_drako144 (200x130, 20Kb)

 

       И в самом деле, недаром заветная книга, о которой пели сказители, именуется Голубиной, то есть "ГЛУБИННОЙ" (что означает одновременно и "ДРЕВНЯЯ", и "МУДРАЯ").  Но какую же "премудрость всей вселенныя" (доподлинные слова священного текста) она скрывает?  [ Между прочим, некоторые исполнители упорно именовали Вселенную "Поселенной", что дало основание А.П.Щапову посчитать именно это исконно русское слово первоосновой для народного представления о мироздании: во Вселенной люди "поселяются", точно в небесно-космической избе. ]  

       Так какие же за сим сокрыты древние тайны?  Какое Универсальное знание?  Попробуем разобраться в этих вопросах.

       События, описанные в Книге Книг, развертываются в условной стране, чьим символом может выступать и град Иерусалим (в одном из вариантов его название вообще русифицировано  —  Русолим), и близ Фавор-горы, и в других экзотических местах.  В ряде случаев действие переносится прямиком на Русскую землю:

Што на матушке  -  на святой Руси,

На святой Руси  -  на подсветною,

Восходила туча сильна грозная,

Выпадала Книга Голубиная.

       Мотив "грозной небесной тучи" исключительно важен для выяснения подлинной сущности древнерусского компендиума.  Корни здесь, без сомнения, уходят в древнеарийские представления о мироздании, где небо выступало синонимом космоса (данная традиция прошла через всю последующую историю науки  —  от знаменитого космологического трактата Аристотеля "О Небе" до не менее знаменитых книг К.Фламмариона "История Неба" и К.Э.Циолковского "Грезы о Земле и Небе").

      Все без исключения варианты Голубиной книги строятся по общей схеме.  С небес (читай: из космоса) нежданно-негаданно "выпадает" огромная таинственная Книга  —   от 40 пядень до 40 сажен (то есть от 4 до 80 метров) в вышину да почти столько же в толщину.

[650x479]

 

       Космическая насыщенность и внутренняя экспрессия этого далеко не уникального события удачно отражены на известной картине Н.Рериха.  Она так и называется "Голубиная книга".  Что написано в той великой книге неведомо никому.

       Вокруг собираются мудрецы, цари, богатыри (список нередко продолжается: бояре, крестьяне, попы да поповичи), ну и, конечно, сами исполнители  —  калики перехожие (от каждого сословия  -  по 40 человек).  Начинают гадать:  как быть, кто раскроет секрет сокровенной небесной книги?  Ключом к её таинствам имеет лишь один  —  "распремудрый" царь Давид (в древнерусском мировосприятии он стал прозываться совсем по-домашнему  —  Давыд Евсеевич).  На него-то и обрушивается град глубокомысленных вопросов.  В качестве главного "вопрошателя" выступает, как правило, таинственный Волотоман-царь, или Волот Волотович.  В его фигуре отчетливо проступают архаичные черты более древнего образа исполина-первопредка ("волот" по-древнерусски значит "великан").  На все вопросы даются обстоятельные, но стереотипные ответы.  Вопросно-ответная форма изложения знания типична для многих древних культур.  Помимо индоевропейской (включая славяно-русскую) традиции, она присутствует в священных текстах древних египтян, китайцев, майя, инков и ацтеков и др.

      Количество вопросов бывает разным.  В зависимости от этого различают краткие и развернутые "редакции" Голубиной книги.  Тем не менее, все вопросы касаются самых фундаментальных сторон природного бытия и человеческого существования:

От чего у нас начался белый вольный свет?

От чего у нас солнце красное?

От чего у нас млад-светел месяц?

От чего у нас звезды частые?

От чего у нас ночи темные?

От чего у нас зори утрени?

От чего у нас ветры буйные?

От чего у нас дробен дождик?

От чего у нас ум-разум?

От чего наши помыслы?

От чего у нас мир-народ?

От чего у нас кости крепкие?

От чего телеса наши?

От чего кровь-руда наша?

От чего у нас на земле цари пошли?

От чего зачались князья-бояры?

От чего крестьяне православные?

 

       Этим перечень вовсе не исчерпывается.  В одном из вариантов "духовного стиха", записанного Н.Е.Ончуковым на Печоре, следуют ещё и такие вопросы:

От чего разлилися да моря синия?

От чего-де пошли да много множество?

А потом по морям да как по синим,

Расходились по морям да как морские звери?

Во морях появились как больши киты?

На китах да земля была основана.

И пошло тут-де время, прокатилося,

Узнавать стал народ да от чего-чего.

 

5671928_drako144_1_ (200x130, 20Kb)

 

       Вслед за бытийно-генетическим блоком проблем следует дюжина (а то и поболее), так сказать, субординационных загадок.  Их смысл: кто на белом свете самый главный среди себе подобных.  Кто царь царей?  Кто царь зверей?  Птиц?  Рыб?  Трав?  Деревьев?  Камней?  Озер?  Рек?  Городов?  И т.д.  Древнейшие арийские и доарийские представления необозримо далеких  -  и в сущности гиперборейских  -  времен, когда прапредки современных народов и этносов имели общую культуру, идеологию, религиозные верования и даже язык, прослеживаются в Голубиной книге повсюду и подчас в самых неожиданных местах.  

      Вернемся к блоку космогонических вопросов.  Порядок здесь такой:  за Солнцем и Месяцем обычно следуют зори (правда, иногда появляется ещё и Луна, что также свидетельствует о глубокой архаике, ибо, согласно донаучным представлениям, Луна и Месяц считались различными светилами так же, как зимнее, весеннее и летнее Солнце):

От чего зачалася заря утрення?

От чего зачалася и вечерняя?

 

[350x500]

      Зори  —  равноправные члены сплоченной семьи дневных и ночных светил.  Случайно ли это?  Безусловно, нет!  Почетное место и основополагающее значение зари досталось Голубиной книге от той эпохи, когда слабо дифференцированные индоевропейские племена обитали ещё на Крайнем Севере и полярные зори являлись носителями жизненно важного смысла, знаменующего рождение солнечного света.  В Ригведе богиня утренней зари Ушас  —  одна из главнейших в ведийском пантеоне.  Ей посвящено множество самых поэтических и вдохновенных гимнов.  Поэтому вовсе не удивительно, что мифологема "утренней зари" перекочевала в свое время в протограф древнерусского текста и прочно в нем закрепилась, заняв столь высокое место в "небесной иерархии" Голубиной книги.

      Другой не менее характерный пример: одним из таинственных персонажей русской Книги Книг выступает Индрик-зверь.

[500x500]

       Не надо иметь семь пядей во лбу, чтобы уловить его несомненную связь с ведийским и индуистским божеством  —  Индрой, от имени которого в конечном счете происходят названия и страны  -  Индии, и священной реки  -  Инда, и народа  -  индийцев, и религии  -  индуизма.  На Русском Севере до сих пор сохранилось немало топонимов и гидронимов с древнейшим индоевропейским корнем "инд".  Между прочим, в одном из текстов Голубиной книги загадочный Индрик-зверь именуется просто Индра.  Вот только почему зверь?  Вполне допустимо следующее объяснение.  В эпоху нерасчлененной древнеарийской этнокультурной общности Индре как верховному богу индоевропейцев подчинялись все "царства", включая животное.  После распада индоевропейской праобщности и ухода ариев с Севера в памяти русских сохранилась одна из многочисленных "номинаций" Индры  —  Царь зверей, "всем зверям матИ".  Кроме того, на него, вне всякого сомнения, распространялись и многие тотемные признаки.  

[225x227]

         При распаде этнической целостности, обособлении языков, культур и обычаев для самостоятельных народов, оказавшихся в новой культовой и мифологической среде, представления соседних и тем более мигрировавших народов деформировались, обрастали неправдоподобной атрибутикой, отождествлялись с тотемными (как правило, звериными) клише.

         Лишним подтверждением того, что древнерусский Индрик первоначально был очень близок (если не тождественен) с ведийским Индрой, свидетельствуют и его характеристики, сохранившиеся в Голубиной книге. Здесь Индрик ростом "уво всю землю Вселенную", а от его деяний  "вся Вселенная всколыбается".  

5671928_drako144_2_ (200x130, 20Kb)

        В Ригведе рассказывается, как владыка всего сущего прародитель богов Праджапати сотворил вместе с ними вселенского человека Пурушу (и лишь затем были созданы обычные люди).  Однако его вскоре принесли в жертву. Тело Пуруши было расчленено на части, и из них возникли небесные светила, земной небосклон, стихии, ветер, огонь и т.п.  

       В русской мифологической и космогонической традиции отзвуки этих древних доарийских представлений однозначно просматриваются в различных "редакциях" Голубиной книги, где всё богатство видимого мира, в полном соответствии с общеиндоевропейской традицией, истолковывается как части некоего космического божества:

Белый свет от сердца его,

Красно солнце от лица его,

Светел месяц от очей его,

Часты звезды от речей его.

       Другой вариант Голубиной книги имеет следующее продолжение с учетом христианизированной "правки":

Ночи темные от дум Господних,

Зори утренни от очей Господних,

Ветры буйные от Свята Духа.

Дробен дождик от слез Христа,

Наши помыслы от облац небесных,

У нас мир-народ от Адамия,

Кости крепкие от камени,

Телеса наши от сырой земли,

Кровь-руда наша от Черна моря.

       Известны и иные версии.  В Русском Устье, на побережье реки ИНДигирки пришлое население  -  носитель архаичной культуры  -  находилось в автономно-культурной изоляции, начиная с XVII века (ещё до церковного раскола).  Это привело к консервации (а по существу  -  сохранению) традиционных сюжетов.  Так что неудивительно, что именно здесь были записаны редкие варианты Голубиной книги, именуемой здесь даже по-особенному  —  Книга "Голубиный свет".  Именно она сама и порождает всё мироздание  —  Белый свет, Красно солнце, Светёл месяц, Мать Сыру Землю, Сине море и другие природные феномены.  Подобный подход не нов:  во множестве религиозных представлений (включая Веды и Евангелие от Иоанна) мир трактуется производным от Слова  —  оно-то и записано в Священную Книгу.

       Точно также расчлененный первый бог Голубиной книги восходит к самым началам общеиндоевропейской космогонической традиции (возможно, в данной роли как раз и выступал уже упомянутый Волот Волотович  -  бывший великан).  Это доказал ещё А.С.Хомяков (1804 - 1860) при анализе архаичной русской обрядовой песни с мотивами людоедства, в которой жена намеревается расчленить и съесть собственного мужа (записана и опубликована в середине XIX века в Курской губернии;  повергла в шок читающую публику, вызвала широкую полемику).  Никто не сомневался в глубокой архаичности женских причитаний, но никто не мог толком объяснить их истинного смысла.  Хомяков же уловил в русской песне древнюю космогоническую тайнопись по аналогии с древнеегипетскими и древнескандинавскими мифами.  Более того, он назвал старинную песню "Голубиной книгой в её окончании".  Мыслитель-славянофил напоминает, что северная мифология и космогония строила мир из разрушенного образа человеческого  —  из частей великана Имира, растерзанного детьми первобога Бора.  В восточных мифологиях и космогониях Вселенная также строилась из мужского или женского исполинского образа  -  в зависимости от того, кто был убийца-строитель  -  мужское божество или женское. 

[264x488]

  

        В ходе дальнейшего космогонического процесса кости поверженного великана делались горами, тело  -  землею, кровь  -  морями, глаза  -  светоносными чашами, месяцем и солнцем.  Хомяков заключает, что та же схема действовала и в славяно-русской мифологии, что получило отражение и в Голубиной книге, и в "людоедской песне".  По Хомякову, мифологические рассказы при падении язычества теряли свой смысл и переходили либо в богатырскую сказку, либо в бытовые песни, либо в простые отрывочные выражения, которые сами по себе не представляют никакого смысла.  Таково, например, знаменитое описание теремов, где отражается вся красота небесная, или описание красавицы, у которой во лбу солнце (звезда), а в косе месяц.

[214x299]  

        Мир — из человека!  В этой мифологеме, сохраненной в Голубиной книге, впервые прозвучал великий философский принцип всеединства макрокосма и микрокосма.  

       Впоследствии популярный сюжет общемирового фольклора (не без влияния и Голубиной книги) проник и в русские "отреченные книги"  -  апокрифы  -  и стал известен под названием "Вопросы, от скольких частей создан был Адам".  Здесь первочеловек рисуется по аналогии с Голубиной книгой, но как бы с обратным знаком: тело  -  от земли, кости  -  от камней, очи  -  от моря, мысли  -  от ангельского полета, разум  -  от облака небесного (небо  -  синоним космоса), кровь  -  от солнечной росы.  Впрочем, с точки зрения единства макро- и микрокосма  -  центральной идеи всего русского космизма  -  направленность вектора "человек  -  Вселенная" не имеет принципиального значения.  Важна преемственность идей в общенаучном осмыслении мира и места в нем рода людского. 

5671928_drako144_3_ (200x130, 20Kb)

         Открытие и познание "премудрости всей Вселенной" завершается в наиболее полных текстах Голубиной книги "сгустком" моральной направленности, представленном в аллегорической форме  -  в виде притчи о двух (космических) зайцах, олицетворяющих Правду и Кривду. В одной из записей, сделанных на Русском Севере, это представлено так:

Как два зайца во поле сходилися,

Один бел заяц, другой сер заяц,

Как бы серой белого преодолел;

Бел пошел с Земли на Небо,

А сер пошел по всей земли,

По всей земли, по всей вселенныя.

Кой бел заяц  -  это Правда была.

А кой сер заяц  -  это Кривда была,

А Кривда Правду преодолела,

А Правда взята Богом на небо,

А Кривда пошла по всей земли,

По всей земли, по всей вселенныя,

И вселилась в люди лукавые.

         В подтексте приведенного отрывка сокрыты две проблемы.  Одна  -  древняя, связанная с извечной борьбой двух космических начал  -  Добра и Зла (позднее эта идея закрепилась и расцвела пышным цветом в дуальной философии манихейства).  Другая  -  архидревняя, связанная аж с тотемными предпочтениями наших предков и прапредков, что уводит в самые немыслимые глубины общечеловеческой истории и гиперборейского мировоззрения.  Отголоски стародавнего прошлого выступают здесь в виде двух тотемных зайцев.  

[294x350]

         Заяц  -  во многом неразгаданный персонаж  мирового фольклора.  В русских сказках он  -  добрый и желанный гость, имеющий скромный мифологический ранг. (Хотя сохранились поверия и с отрицательным знаком: считалось, что заяц, перебежавший дорогу, как черная кошка, знаменует беду.)  Не то в сказаниях других народов, где заяц подчас выступает в роли космического существа. У евразийских народов заяц связан с Луной.  Сохранились русские детские песенки и считалки, в которых заяц именуется Месяцем.  

5671928_drako144_4_ (200x130, 20Kb)

          Голубиная книга неисчерпаема в своей глубине.  Она  -  действительно ГЛУБИННАЯ книга, чьи корни уходят к самым истокам мировой истории и предыстории. [ В некоторых "редакциях" приводятся разные варианты вопросов.  "Коей камень всем камням мати?" ( ударение на последний слог) "Кая рыба всем рыбам мати?" Кой город всем городам мати?"  —  что свидетельствует о "временнОм отрезке" матриархата. ]  Она  -  один из немногих, чудом уцелевших мостков, напрямую соединяющих нас с началом начал всемирной истории.  В этом живительном роднике  -  истоки и русского духа, и русской души.  Народ  -  хранитель и носитель древнейших традиций  -  прекрасно понимал подлинную цену обретенного ещё в праотеческие времена своего в общем-то бесценного сокровища.  В самом её тексте содержится самая точная и ёмкая характеристика  -  ПРЕМУДРОСТЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ!  О какой ещё другой книге прошлого и настоящего можно сказать подобное?



(по материалам работ В.Н.Дёмина)

 

5671928_lebed06 (200x130, 24Kb)



        

 

 

 

 

Серия сообщений "русские летописи, летописцы":
Часть 1 - Время ( Хронос, Крон, Сатурн...)
Часть 2 - СЕРЕБРО ЗАКАМСКОЕ (САСАНИДСКОЕ)
...
Часть 6 - ГОГ И МАГОГ (ТУЛЕ, МОСКВА, ГЕРАКЛ, ОГМИЙ...)
Часть 7 - РАННИЕ СТРАНИЦЫ РУССКОЙ ИСТОРИИ. (ПЕРВОЕ РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО)
Часть 8 - "ГОЛУБИНАЯ КНИГА" - ПРЕМУДРОСТЬ ВСЕЙ ВСЕЛЕННОЙ
Часть 9 - УГРЫ, ЮГРА, ЯМАЛ...
Часть 10 - ВСЁ НАЧАЛОСЬ С ЛАДОГИ?
...
Часть 21 - НЕСКОЛЬКО СЛОВ О НАЧАЛЬНОЙ ИСТОРИИ РУСИ; ИСТОРИЯ ПЕРВЫХ РЮРИКОВИЧЕЙ
Часть 22 - НЕСКОЛЬКО ФАКТОВ К "ДНЮ НАРОДНОГО СОГЛАСИЯ"
Часть 23 - "СКАЗАНИЕ О СЛОВЕНЕ И РУСЕ И ГОРОДЕ СЛОВЕНСКЕ"
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Голубиная книга. | kami333 - дневник Татьяны. | Лента друзей kami333 / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»