Это был последнее знаковое деяние Екатерины Фурцевой на посту министра культуры СССР: осенью 1974 года ее не стало.
Из воспоминаний директора ГМИИ им Пушкина Ирины Антоновой: "Я к Фурцевой относилась с большим уважением - не самый плохой министр культуры на моем долгом веку. Она была человеком дела. Разбиралась ли товарищ министр в литературе, я судить не берусь, но в искусствах пластических, как и многие, мало что смыслила, признаться. Но мне верила и вообще с уважением относилась к мнению профессионалов. Я ей рассказала, кто такой этот Леонардо да Винчи, про его шедевр "Джоконда" и какой это будет успех и ее личный триумф, если мы сможем выставить картину в Москве. Она выслушала и говорит: "Я попытаюсь".
Но если уж быть совсем честной перед историей, то она выразилась так: "Французский посол в меня влюблен. Поговорю с ним, может, во имя любви договорится со своими".
Слово Фурцева сдержала.
К "влюбленному" французскому послу сходила и поговорила.
И он, судя по всему, прекрасной даме не отказал — тоже поговорил с кем требовалось.
И все получилось.
Через месяц Екатерина Алексеевна позвонила и сказала: "Ирина Александровна, все сложилось. Будет вам ваша "Джоконда".
Но французы выставили условие, что витрина для экспозиции должна состоять из пяти слоев стекла.
Еще они обговорили климатические условия — влажность, освещение, температуру.
И уровень охраны, разумеется.
Невероятные, сложнейшие условия.
Мы на все дали согласие.
И вот привезли картину.
"Джоконда" у нас!
Стекло тоже пришло, хоть и с опозданием.
И витрину доставили.
Уже десять вечера. Наконец картину вытаскивают из ящика...
И когда начали вставлять в стекло, оно вдруг лопнуло.
А стекол таких на всякий случай мы заказали пять.
Просим сотрудников вставить новое.
Стали ставить второе.
Лопнуло.
Третье.
Тоже лопнуло. Все схватились за головы.
Поняли, что что-то происходит с рамой, видимо.
Инженеры бегают, соображают, где проблема.
Словом, инженеры справились.
Четвертое стекло аккуратно встало на место.
Зал рядом с тем, в котором должна была быть выставлена картина, полностью освободили для охраны.
Это были вооруженные ружьями солдаты.
Было не до шуток.
Тут ведь "Джоконда".
И если что — наша вооруженная охрана в мгновение ринется в зал.
И один раз все-таки пришлось...
Как украсть «Джоконду»
110 лет назад, 21 августа 1911 года, из Лувра похитили портрет работы Леонардо Да Винчи.
И именно благодаря этому он стал самой знаменитой картиной в мире
Для осмотра был предусмотрен круговой обход.
Зрители входили, стояли какое-то время перед полотном, пока их не подпирали сзади другие страждущие, и, пятясь и не отрывая от "Джоконды" глаз, спиной выходили в другую дверь.
Так и шло — как по писаному — все шесть недель.
И вдруг в какой-то момент раздался жуткий сигнал сирены.
Что-то произошло.
Я была на работе и, как все, кинулась в зал.
Представьте себе — какая-то женщина от переполнявших ее чувств пронесла каким-то образом букет цветов и кинула "под ноги" "Джоконде".
Естественно, сработала сигнализация.
Сразу вылетели наши солдатики и с винтовками наперевес встали перед картиной в почетный караул.
Невероятное зрелище!
В публике ажиотаж и переполох.
Что произошло?
А ничего.
Картина на месте.
Сигнализация среагировала на брошенный букет.
С той женщиной истерика.
Ее задержали.
Может, она сделала это намеренно?
Провокация?
Международный скандал?
Посмотрели на нее и сразу поняли, что она просто тетеха, сделала "от чувствс", переполнившись восторгом, что видит "Мону Лизу"!
Что ни говори, и правда — шедевр.
Я-то все поняла.
Вот только боялась, что начнут ее пугать, допрашивать...
Но обошлось.
Охрана ее сурово всю оглядела, прощупала и, как говорится, отпустила с миром.
Даже им было видно, что она никакой не злоумышленник.
Охрана круглосуточно была возле "Джоконды", отдыхали посменно в соседнем пустом зале: кто-то спит, кто-то бдит. И все прошло нормально.
А потом мы всем музеем с ней прощались.
Есть фотография, как мы стоим на колоннаде, ящик с картиной, ветер...
У меня развеваются волосы, рядом директор Лувра (третий снимок).
Мы говорим друг другу какие-то прощальные слова.
И "Джоконда" от нас уехала.
Но я ее проводила прямо к самолету.
Как встречала ее у трапа, так и проводила.