• Авторизация


Джоконда 19-01-2025 11:40 к комментариям - к полной версии - понравилось!


50 лет назад, в апреле 1974 года, в Москву доставили 
«Джоконду» Леонардо да Винчи - проездом в Париж из Токио.
 
Встроенное изображение
 
 
В советской столице картина находилась около двух месяцев, выставлялась в Пушкинском музее, где ее посмотрели 1,5 миллиона зрителей. 
Министр культуры СССР Екатерина Фурцева сделала почти невозможное для того, чтобы советские люди увидели шедевр: была изыскана огромная страховая сумма (100 миллионов долларов), а также изготовлен специальный пуленепробиваемый футляр для экспонирования «прекрасной флорентийки». 
Очередь на вход в ГМИИ им Пушкина в апреле-июне 1974-го обрела эпические масштабы, люди стояли по 7-8 часов, чтобы в непрерывном потоке пройти мимо картины. 
 
Встроенное изображение
 
10-15 секунд на общение с шедевром.
Встроенное изображение
 
 Yekaterina Furtseva
Это был последнее знаковое деяние Екатерины Фурцевой на посту министра культуры СССР: осенью 1974 года ее не стало.
Из воспоминаний директора ГМИИ им Пушкина Ирины Антоновой: "Я к Фурцевой относилась с большим уважением - не самый плохой министр культуры на моем долгом веку. Она была человеком дела. Разбиралась ли товарищ министр в литературе, я судить не берусь, но в искусствах пластических, как и многие, мало что смыслила, признаться. Но мне верила и вообще с уважением относилась к мнению профессионалов. Я ей рассказала, кто такой этот Леонардо да Винчи, про его шедевр "Джоконда" и какой это будет успех и ее личный триумф, если мы сможем выставить картину в Москве. Она выслушала и говорит: "Я попытаюсь". 
Но если уж быть совсем честной перед историей, то она выразилась так: "Французский посол в меня влюблен. Поговорю с ним, может, во имя любви договорится со своими". 
Слово Фурцева сдержала. 
К "влюбленному" французскому послу сходила и поговорила. 
И он, судя по всему, прекрасной даме не отказал — тоже поговорил с кем требовалось. 
И все получилось. 
Через месяц Екатерина Алексеевна позвонила и сказала: "Ирина Александровна, все сложилось. Будет вам ваша "Джоконда". 
Но французы выставили условие, что витрина для экспозиции должна состоять из пяти слоев стекла. 
Еще они обговорили климатические условия — влажность, освещение, температуру. 
И уровень охраны, разумеется. 
Невероятные, сложнейшие условия. 
Мы на все дали согласие. 
И вот привезли картину. 
"Джоконда" у нас! 
Стекло тоже пришло, хоть и с опозданием. 
И витрину доставили. 
Уже десять вечера. Наконец картину вытаскивают из ящика... 
И когда начали вставлять в стекло, оно вдруг лопнуло. 
А стекол таких на всякий случай мы заказали пять. 
Просим сотрудников вставить новое. 
Стали ставить второе. 
Лопнуло. 
Третье. 
Тоже лопнуло. Все схватились за головы. 
Поняли, что что-то происходит с рамой, видимо. 
Инженеры бегают, соображают, где проблема. 
Словом, инженеры справились. 
Четвертое стекло аккуратно встало на место.
Зал рядом с тем, в котором должна была быть выставлена картина, полностью освободили для охраны. 
Это были вооруженные ружьями солдаты. 
Было не до шуток. 
Тут ведь "Джоконда". 
И если что — наша вооруженная охрана в мгновение ринется в зал. 
И один раз все-таки пришлось...
 
Встроенное изображение
Как украсть «Джоконду»
110 лет назад, 21 августа 1911 года, из Лувра похитили портрет работы Леонардо Да Винчи. 
И именно благодаря этому он стал самой знаменитой картиной в мире
 
Для осмотра был предусмотрен круговой обход. 
Зрители входили, стояли какое-то время перед полотном, пока их не подпирали сзади другие страждущие, и, пятясь и не отрывая от "Джоконды" глаз, спиной выходили в другую дверь. 
Так и шло — как по писаному — все шесть недель. 
И вдруг в какой-то момент раздался жуткий сигнал сирены. 
Что-то произошло. 
Я была на работе и, как все, кинулась в зал. 
Представьте себе — какая-то женщина от переполнявших ее чувств пронесла каким-то образом букет цветов и кинула "под ноги" "Джоконде". 
Естественно, сработала сигнализация. 
Сразу вылетели наши солдатики и с винтовками наперевес встали перед картиной в почетный караул. 
Невероятное зрелище! 
В публике ажиотаж и переполох. 
Что произошло? 
А ничего. 
Картина на месте. 
Сигнализация среагировала на брошенный букет. 
С той женщиной истерика. 
Ее задержали. 
Может, она сделала это намеренно? 
Провокация? 
Международный скандал? 
Посмотрели на нее и сразу поняли, что она просто тетеха, сделала "от чувствс", переполнившись восторгом, что видит "Мону Лизу"! 
Что ни говори, и правда — шедевр. 
Я-то все поняла. 
Вот только боялась, что начнут ее пугать, допрашивать... 
Но обошлось. 
Охрана ее сурово всю оглядела, прощупала и, как говорится, отпустила с миром. 
Даже им было видно, что она никакой не злоумышленник.
Охрана круглосуточно была возле "Джоконды", отдыхали посменно в соседнем пустом зале: кто-то спит, кто-то бдит. И все прошло нормально. 
А потом мы всем музеем с ней прощались. 
Есть фотография, как мы стоим на колоннаде, ящик с картиной, ветер... 
У меня развеваются волосы, рядом директор Лувра (третий снимок). 
Мы говорим друг другу какие-то прощальные слова. 
И "Джоконда" от нас уехала. 
Но я ее проводила прямо к самолету. 
Как встречала ее у трапа, так и проводила.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Джоконда | Фаина_Цигельман - Дневник Фаина_Цигельман | Лента друзей Фаина_Цигельман / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»