Она не была красавицей в общепринятом смысле этого слова. Но обладала
той магнетической внутренней красотой, которая заставляла мужчин
терять голову. Её любили все – от рыночных торговцев до первых лиц
государства, перед её талантом преклонялись выдающиеся мастера театра
и кино. Актриса широчайшего диапазона, она блистала и в дурашливых
комедиях, и в серьёзных философских драмах. Она умела играть одним
лишь взмахом ресниц, а её глубокий, пронзительный, всегда немного
грустный взгляд таил в себе силу женщины, ради любви готовой свернуть
горы.
Софико Чиаурели родилась 21 мая 1937 года в Тбилиси, на Горе Раздумий,
– именно там её отец сделал предложение матери, пообещал ей построить
на этом месте дом и сдержал обещание. Родители Софико были известными
творческими людьми. Отец – кинорежиссёр Михаил Чиаурели, любимец
Сталина, неизменный тамада на кремлёвских пирушках, человек весёлый,
обаятельный, эрудированный и разносторонний. Мать – Верико
Анджапаридзе, потомственная аристократка, одна из самых титулованных
трагических актрис ХХ века. Верико ненавидела Сталина, сама едва не
попала под каток репрессий, часто ругалась с мужем из-за его
заискиваний перед вождём, а на склоне лет снялась в главном
антисталинском фильме эпохи Перестройки – "Покаянии" Тенгиза Абуладзе,
где её героиня, дряхлая, но мудрая старушка, произносит
сакраментальную фразу: "Зачем нужна эта дорога, если она не ведёт к
Храму?"
Софико росла в большой шумной семье – в доме Чиаурели постоянно
гостили родственники, друзья, и даже в годы войны, пригласив
эвакуированных Немировича-Данченко и Книппер-Чехову, отец умудрился
устроить грандиозное застолье.
Девочка скучала по родителям – отца постоянно вызывали в Москву, мать
почти всё время проводила в театре. Софико даже поклялась, что никогда
не станет актрисой – предоставленная сама себе, озорная и
непоседливая, она лазила по деревьям, играла в мальчишеские игры и
мечтала освоить благородную профессию врача.
У Чиаурели жили дети актрисы Наты Вачнадзе, подруги Верико, погибшей в
автокатастрофе. В своего ровесника Георгия Шенгелая, сына Наты, Софико
без памяти влюбилась, и когда он отправился в Москву поступать во
ВГИК, последовала за ним. Оба поступили – Георгий на режиссёрский
факультет, Софико на актёрский. В 1956 году они вместе снялись в ленте
Резо Чхеидзе "Наш двор", сентиментальной драме, насыщенной уникальным
колоритом Тбилиси. Получивший несколько фестивальных наград, фильм
открыл миру такое удивительное явление, как грузинский национальный
кинематограф, а Софико проснулась знаменитой. Ей, "зелёной"
студенточке, назначили высшую актёрскую ставку – 500 рублей (даже мать
Верико Анджапаридзе, народная артистка СССР, получала 350).
Популярнейший в Советском Союзе индийский актёр Радж Капур направил
Софико поздравительную телеграмму, в которой не скупился на
комплименты.
Софико с Георгием сыграли свадьбу, она родила ему двух сыновей – Нико
и Сандро, стала активно сниматься в кино, в частности у отца, и играть
в Театре им. К. Марджанишвили, где почти всю жизнь проработала её мать
(позже у Софико был непродолжительный "роман" с Театром им. Ш.
Руставели, но потом она опять вернулась в родные пенаты).
В конце 60-х у Софико был новый взлёт кинематографической карьеры, и
всё благодаря двум мужчинам. Великий Параджанов, назвавший Софико
своей музой, снял её в притче "Цвет граната" и дал целых шесть ролей -
как женских, так и мужских. А ещё её наконец-то пригласил в свой фильм
её кузен Георгий Данелия – будучи на восемь лет старше, он всегда
видел в сестре Софико чумазую и сопливую девчонку, с которой ему
когда-то доводилось нянчиться. Ироничная драма "Не горюй!", где
партнёрами Софико выступили Вахтанг Кикабиздзе, Ия Нинидзе, Баадур
Цуладзе, Анастасия Вертинская, Евгений Леонов, Сергей Филиппов,
Фрунзик Мкртчан и многие другие прославленные актёры Грузии и других
республик Советского Союза, по сей день считается одним из самых
любимых "народных фильмов" на всём постсоветском пространстве.
А спустя несколько лет Софико снялась у мужа в романтическом мюзикле
"Мелодии Верийского квартала" – ей досталась роль прачки Вардо,
которая влюбилась в одинокого отца двух талантливых девочек и решила
оплатить их учёбу в школе танцев, ради чего пошла на мелкую кражу.
Зрители, привыкшие видеть актрису в образе загадочных, мечтательных,
порой суровых и волевых женщин, пришли в восхищение от её Вардо –
яркой, искромётной, авантюрной, отчаянной и бесшабашной. Чиаурели
признавалась, что это одна из её любимых ролей – наряду с сумасшедшей
бродяжкой Фуфалой из "Древа Желания" Абуладзе, журналисткой Софико из
"Нескольких интервью по личным вопросам" Ланы Гогоберидзе и Алисой
Постик из "Ищите женщину" Аллы Суриковой.
О новогоднем комедийно-мелодраматическом детективе "Ищите женщину"
стоит сказать особо. Чиаурели играет секретаршу Алису – взбалмошную и
страшно болтливую женщину средних лет, которая из-за отсутствия
собственной личной жизни обожает сплетничать и быть в курсе всех
офисных интриг. В то же время мадмуазель Алиса необычайно
проницательна и смекалиста, а её "глупая дамская трескотня" ("между 34
и 35 годами я прожила 10 прекрасных лет", "при хорошей женщине и
мужчина может стать человеком") полна здравых суждений, которые в
итоге помогают раскрыть запутанное преступление.
Основным партнёром Софико был Леонид Куравлёв, её однокурсник и старый
приятель. На площадке царила тёплая и дружеская атмосфера, а Софико
взяла шефство над тогда ещё молодыми и нахальными Александром
Абдуловым и Леонидом Ярмольником. Как-то раз Ярмольник в шутку
поинтересовался у Софико: "Я знаю, чем отличаются горцы от кавказцев.
А чем отличаются женщины-горянки?" Та мгновенно поставила его на
место: "Тебе прямо сейчас показать?" Да, в жизни она была резковата и
остра на язык – всё из-за необузданного южного темперамента,
неиссякаемой энергии, принципиального неприятия несправедливости.
Софико была женщиной твёрдой, но предельно тактичной, открытой, всегда
стремившейся к общению. Об её гостеприимстве в Тбилиси ходили легенды
– могла до отвала накормить любого, хоть случайного прохожего. Однажды
решила открыть кафе, но тут же прогорела – разве можно брать деньги с
голодных людей, да ещё с добрых друзей и преданных поклонников? На
вопрос иностранных журналистов о житье-бытье, не моргнув глазом,
рассказывала, как много у неё автомобилей, яхт и вилл, а сама
собственными руками ремонтировала своё единственное жилище. Она умела
готовить, шить, столярничать, всегда с удовольствием что-то чинила,
мастерила, рисовала, сочиняла, лихо водила машину, живо интересовалась
всем, что происходит в её квартале, в городе, стране, мире.
Несколько лет Софико даже была депутатом Верховного Совета СССР.
Однажды она подошла к самому Брежневу и попросила не разрушать древний
грузинский монастырь, на месте которого планировалось построить
военную базу. Софико упрашивала всесильного генсека так эмоционально,
что Леонид Ильич растрогался, поцеловал уже начавшую реветь Софико и
пообещал исполнить любое её желание.
С актёром и спортивным комментатором Котэ Махарадзе Софико
познакомилась на спектакле, который поставила её мать Верико, к тому
времени ставшая художественным руководителем Театра им. К.
Марджанишвили. Сказать, что это был страстный роман – не сказать
ничего. Их влекло друг к другу с такой силой, что они и дня не могли
прожить порознь. А ведь оба к тому моменту были уже не молоды, у обоих
счастливые семьи, дети… Когда Котэ комментировал футбольный матч, он
произносил зашифрованное послание для Софико, где и когда он будет её
ждать, – и по окончании матча они неслись в объятия друг друга. И
страдали оттого, что не могут быть вместе всегда и везде.
Первым не выдержал Котэ – сказал, что, если Софико не согласится выйти
за него замуж, он себя убьёт, немедленно бросившись с обрыва в
глубокий овраг. Софико пролепетала, что она ещё не готова к такому
шагу, а Котэ взял и прыгнул в овраг! Софико – за ним! Вместе они
кое-как выползли из оврага, и с тех пор больше не расставались. В 1980
году они поженились, а друзья подарили им на свадьбу настоящий
корабельный якорь, большой и чугунный, как символ надёжного пристанища
и семейного благополучия.
Они с Котэ жили как в сказке – душа в душу, нежно и трепетно любя друг
друга. В середине 80-х Чиаурели сыграла ещё в одной полюбившейся
зрителям ленте – комедии Всеволода Шиловского "Миллион в брачной
корзине". Она исполнила роль Валерии, сожительницы главного героя,
жулика и афериста (его играл Александр Ширвиндт). В её Валерии легко
узнаётся и прачка Вардо, и бродяжка Фуфала, и Алиса Постик.
Единственная из советских актрис, семь раз удостоенная приза "За
лучшую женскую роль" на международных фестивалях, в 90-х Чиаурели
стала отдаляться от кинематографа, и все силы отдавала сцене. После
смерти матери она прямо в своём доме обустроила театр одного актёра,
который назвала "Верико".
В начале нового века Махарадзе стал часто и тяжело болеть. Чтобы
взбодрить мужа, Софико решилась прыгнуть с парашютом – прямо на пляже,
на глазах у изумлённых и восторженных туристов. Затея была опасной и
рискованной – ведь к тому моменту 65-летняя Софико набрала сто
килограммов веса, в чём не стеснялась признаваться. Но ради любви
пойдёшь и не на такое…
В декабре 2002 года во время футбольного матча между сборными Грузии и
России на стадионе погас свет. Игру пришлось остановить, болельщики
стали выкрикивать в адрес друг друга грязные оскорбления. У
комментировавшего матч Махарадзе от стыда и досады случился инфаркт.
Через неделю легендарного комментатора не стало. А тот банальный
технический сбой оказался мистическим предзнаменованием куда более
серьёзного конфликта между двумя государствами.
Во время траура по мужу Софико выступила с моноспектаклем "Любовная
отповедь", в котором признавалась в любви к Махарадзе и размышляла о
счастье, горе, жизни и судьбе. Её последней работой в кино стала
небольшая роль соседки в драме Марии Саакян "Маяк" о войне на Кавказе.
Софико с нестерпимой болью переживала обострение отношений между
Грузией и Россией, заклинала простых граждан обеих стран не слушать
рассорившихся политиков, не вестись на пропаганду в СМИ, не верить,
что русские и грузины могут хоть когда-нибудь стать врагами…
Постоянное нервное напряжение подстегнуло дремавший рак. Её лечили
лучшие врачи Грузии и Европы, но оказались бессильны. 2 марта 2008
года Софико Чиаурели умерла в своём доме в Тбилиси, на Горе Раздумий –
в доме, в котором прожила всю жизнь.
В день похорон город погрузился в траур – остановился транспорт,
закрылись магазины и увеселительные заведения, все жители высыпали на
улицу, разговаривали шёпотом, многие не скрывали слёз. Гроб с телом
Софико пронесли на руках через весь Тбилиси. Похоронили её в пантеоне
Дидубе рядом с мужем Котэ Махарадзе. Через три дня было принято
решение назвать одну из тбилисских улиц в честь любимой актрисы всей
Грузии – Софико Чиаурели.