А мы на него молились, а как-же!«Американская трагедия», «Гений», «Сестра Керри» - миллионные тиражи, очереди в книжных магазинах.Тёмный мы народ! Ох, тёмный!Жиды превратили Нью-Йорк в гетто, о котором они всегда мечтали»Теодор Драйзер не считал нужным скрывать свою неприязнь к евреям.В основе сюжета ранней пьесы Драйзера «Рука горшечника» молодой еврей убивает двенадцатилетнего мальчика, что напоминает традиционный кровавый навет времен Cредневековья. Один из исследователей Драйзера предположил, что сюжет пьесыродился из газетных сообщений о найденном на окраине Киева изуродованном трупе двенадцатилетнего мальчика. В этом ритуальном убийстве обвинили еврея Менахема-Менделя Бейлиса.В 1922 году Драйзер написал своему другу, известному американскому литераторуГенри Менкену, что «жиды превратили Нью-Йорк в гетто, о котором они всегда мечтали».А Голливуд Драйзер называл «голливудские евреи» и писал друзьям:«Все фильмы там еврейские, и на работу берут только евреев с американскимифамилиями (…) доллар – их путеводная нить (…) невозможно представить себе, чтоони приберут к рукам всю Америку. И вообще, они – наглые и презренные выскочки».Как раз в Голливуде Драйзер и сражался с еврейскими владельцами киностудии «Парамаунт», которые в 1930 году, решив экранизировать его роман «Американская трагедия», пригласили на постановку этого фильма всемирно известного советского кинорежиссера Сергея Эйзенштейна, находившегося тогда в Америке.Драйзер был потрясен: фильм по его роману будет ставить еврей.По коммерческим соображениям Эйзенштейна заменили, но Драйзер был недоволен сценарием и потребовал переделок. Студия отказалась. Драйзер подал в суд и проиграл. Свое раздражение он сорвал на еврейских адвокатах: им «не хватает честности», ихникак нельзя назвать «чистокровными американцами», – написал он.Через полгода после прихода Гитлера к власти Драйзер участвовал в редакционной конференции журнала American Spectator («Американский наблюдатель»), где заявил:«Мое неприятие евреев вызвано не тем, что они не знают, что такое физический труд,не тем, что они отвратительно выглядят, не тем, что они невежды, а тем, что онислишком умны и слишком деятельны в нападках на всех людей и на все народы (…) Некоторым расам, как и некоторым лошадям на скачках, требуется узда. С моей точки зрения, особенно в сфере торговли и других практических занятий, где хитрость важнее любой продуктивной работы, на евреев надо надеть узду, чтобы ограничить ихчисленность в этой сфере. Так, сто тысяч еврейских адвокатов можно сократить додесяти, а остальных заставить заниматься сельским хозяйством».На реплику одного из участников конференции: «Если встать на вашу точку зрения,то остается только удивляться тому, что евреи еще не захватили власть в Америке» – Драйзер ответил: «Дайте им время, и они ее захватят».Литературный критик Хатчинс Хэпгуд, ужаснувшись словам Драйзера, обменялся сним несколькими письмами, которые были опубликованы в 1935 году в журналеNation («Нация») под заголовком «Драйзер – антисемит?».На заявление Хэпгуда, что «Драйзер знает о евреях не больше, чем об эскимосах»,Драйзер заявил:«Число евреев (…) растет не по дням, а по часам. Общеизвестно, что в одном Нью-Йорке сейчас проживает два миллиона четыреста тысяч евреев».Когда Хэпгуд поставил под сомнение приведенную Драйзером цифру, Драйзер написал:«Каждый, кто бывал в Нью-Йорке, Чикаго, Кливленде или Лос-Анджелесе во времяеврейских праздников, особенно религиозных, видел (…) что Нью-Йорк практическипустеет. Такое впечатление, что две трети населения сидит дома.А в Чикаго ощущение, что не меньше трети населения покинуло город».Драйзер считал, что «слишком много евреев выдают себя за американцев, прикрываясь американскими именами (…) не говоря уже о полукровках и евреях на одну четверть, которые, тем не менее, из-за своей еврейской крови с расовой и религиозной точекзрения все равно считаются евреями».Хэпгуд обвинил Драйзера в антисемитизме и варварстве, на что Драйзер ответил:«Вы можете называть меня как угодно, но (…) я считаю необходимым заявить, что (…)евреи лгут (…), утверждая, будто они – вовсе не евреи, а немцы, или французы, или англичане, или американцы, или русские, или поляки, или голландцы, или итальянцы,или венгры, или турки, или румыны – да кто угодно. Этого не может быть.И этого нельзя допускать, особенно потому, что (…) они быстро захватывают власть,где бы они ни оказались».Но этим Драйзер не ограничился и написал:«Евреи, которые держатся друг за друга, хлынут в Америку, отравят ее (…) и так же,как негры в Южной Африке, наводнят всю страну. Еврей должен покинуть Америку,потому что, живя в стране, он никогда не ассимилируется; двести лет еврей живет вАмерике, а чистокровным американцем не стал и не станет. В Германии он живеттысячу лет и остался евреем, потому что еврей – всегда еврей».На Нюрнбергские законы и официальную травлю евреев в Германии Драйзер откликнулся таким замечанием: «Преследования евреев (…) и изгнание из страны без средств к существованию говорят не только о социальной справедливости, но и о мудростиГермании».Публично высказанные антисемитские взгляды знаменитого американского писателя перепугали руководство коммунистической партии Соединенных Штатов Америки,которой Драйзер всегда симпатизировал и в которую вступил незадолго до смерти. Компартия направила к Драйзеру делегацию с предложением отмежеваться от егопечатных заявлений о евреях. Делегаты убеждали Драйзера, что нельзя валить водну кучу еврейских капиталистов и еврейских пролетариев, цитировали Маркса иЛенина. И 30 апреля 1935 года в печатном органе компартии New masses(«Новые массы») появилось «Заявление Драйзера», который признал «различиямежду еврейским рабочим и еврейским эксплуататором». Но несколько месяцевспустя он написал редактору московского журнала «Интернациональная литература», известному шекспироведу Сергею Динамову:«Я только на словах согласился с партийной делегацией, а на деле не изменил своих взглядов на еврейскую проблему в Америке. Евреи не приживаются в этой стране,как другие народы, и сохраняют, как и во всех других странах, свою расовуюсолидарность и, особенно, свою религию».В этом же письме Драйзер хвалил Россию за то, что она вот-вот решит еврейскуюпроблему, «дав евреям все расовые и национальные права в таком районе, как Биробиджан».По мнению Драйзера, «всех евреев надо собрать вместе и отправить как можнодальше (…), где они не смогут причинять вреда».Неоднократно повторив, что не он «выдумал еврейскую проблему», Драйзерпредложил ее решение:«Почему бы не заставить каждого еврея жениться на нееврейке, а каждую еврейку –выйти замуж за нееврея? Может, тогда будет положен конец поискам ответа на вопрос, который всех раздражает: как различным народам мира раз и навсегда избавиться от евреев».