АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА.
Согласно Вазари, Антонелло да Мессина отроком уехал в Нидерланды и поступил в учение к Яну ван Эйку, который, как тогда были уверены, придумал масляную живопись. Ван Эйк, вернее, братья ван Эйки: Ян и Губерт не изобрели, а усовершенствовали масляную живопись. И вот, Ян ван Эйк якобы держал в строжайшей тайне рецептуру даже от ближайших своих собратьев, но молодой итальянец был настолько обаятелен, настолько вошел к нему в доверие, что Ян ван Эйк раскрыл Антонелло да Мессине секреты масляной живописи. И выведав все у мастера, Антонелло уехал и привез рецептуру нидерландцев в Италию.
Начнем с того, что у Яна ван Эйка он учиться никак не мог, потому что ван Эйк умер, когда Антонелло было всего одиннадцать лет. Но технику масляной живописи он действительно прекрасно знал, работал в ней и почерпнул ее явно у себя на родине, на Юге Италии, у тех нидерландцев, которые могли быть как-то, по крайней мере, косвенно связаны с кругом Яна ван Эйка и других художников, работавших в первой половине XV в. на территории Фландрии.
[показать] |
| Альбом: Картинки |
Широкие связи итальянского города Мессины с Нидерландами уходят корнями в Средневековье. Это прежде всего торговые отношения, но и культурные тоже. Нельзя сказать, что в Мессине образовалась целая колония нидерландских художников, но еще со времен правления Фридриха II, одного из самых блестящих императоров Священной Римской Империи, который умер в 1250 г., северяне - французы, фламандцы, голландцы - здесь не переводились. И Антонелло да Мессина, по выучке своей, с ними явно связан.
А Тоскана, напомню, в это время целиком работает в темпере. Масляная живопись в середине и третьей четверти XV в. для итальянцев еще совершеннейшая новинка. Отдельные опыты делались, но спорадически и носили, так сказать, экспериментальный характер. А Антонелло да Мессина переживает свой звездный час – это полтора года: 1475 и часть 1476, когда он, вероятно, по приглашению живет в Венеции. В это время он создает много произведений и пишет свои лучшие вещи. Очень возможно, что в Венеции его ценили по достоинству, выше, во всяком случае, чем на родине. Возможно, что в 1476 г. Антонелло на сравнительно недолгое время попадает в Милан, к герцогу Сфорца. Мы знаем, что такое приглашение он получил, а потом возвратился к себе на родину, в Мессину, где, как я уже сказал, и умер в 1479 году.
Уже одного того, что Антонелло да Мессина распространил и внедрил не только в итальянское, но в том числе и в немецкое искусство новую, гораздо более богатую, гибкую, подвижную, артистичную технику, было достаточно для того, чтобы его имя осталось в истории искусства. Но кроме того, он замечателен и как первоклассный мастер, один из крупнейших художников Кватроченто, мастер, который проявил себя в разных областях станковой живописи. И в изображении обнаженного тела (его знаменитый дрезденский «Св.Себастьян»), и в становлении чисто венецианского типа алтаря «Santa Conversazione» («Святое Собеседование») в его «Алтаре св.Кассиана», к сожалению дошедшем до нас во фрагментированном виде.
И, наконец, едва ли не самое важное, - это огромный вклад Антонелло да Мессина в развитие итальянской портретной живописи. Мы говорили о Боттичелли, который в известном смысле был новатором портретной живописи, но стадиально работы Антонелло да Мессины предшествуют Боттичелли и во многом, несмотря на свою внешнюю скромность, его превосходят.
В изучении творчества Антонелло да Мессина неизменно встает вопрос о художественных влияниях разных культур. В XV веке город Мессина, родина художника, находился на перекрестке торговых путей, соединяющих Восточное Средиземноморье с окраинами Западной Европы. Начальное образование художник получил, вероятно, в мастерской отца, который был резчиком по камню и ювелиром. Но маленький город мало что мог дать юному художнику в отличие от Неаполя, столицы королевства и центра «Средиземноморского Возрождения», признанного места распространения фламандской, испанской и французской живописи. Именно в Неаполе в период с 1445 по 1455 год началась настоящая карьера Антонелло при дворе короля Альфонсо Арагонского (1442–1458), который слыл хитрым и ловким политиком, стремящимся окружить свой престол ореолом «просвещенного монарха». Таким образом, Антонелло, не выезжая за пределы Неаполитанского королевства, имел возможность ознакомиться со всеми тонкостями нидерландской живописи, которая была в большом почете при дворе.
В 1475 году Антонелло перебрался в Венецию и за пару лет создал там ряд картин, которые являются лучшими из всех его полотен. Произведения, написанные Антонелло да Мессина в зрелый период творчества, представляют собою единение итальянской и нидерландской техники живописи. Считается также, что художник оказал значительное влияние на развитие портретного жанра эпохи Возрождения, ярким примером такого ренессансного портрета является «Кондотьер», написанный Антонелло в 1475 году.
|
Ecce Homo (Се человек) |
Ecce Homo. Деталь_ лицо Христа |
|
Salvator mundi (Спаситель мира) |
Salvator mundi (Спаситель мира). Деталь |
|
Благовещение |
Благовещение Марии |
|
Благовещение Марии. Деталь_ лицо Марии |
Благовещение, фрагмент |
|
Благовещение, фрагмент. Деталь_ голова архангела Гавриила |
Благовещение, фрагмент. Деталь_ голова Марии |
|
Благовещение, фрагмент. Деталь_ кафедра Марии |
Благовещение, фрагмент. Деталь_ пейзаж |
|
Кающийся Иероним |
Мадона на троне, фрагмент, Pala di San Cassiano, Венеция |
|
Мадонна на троне, фрагмент, Pala di San Cassiano, Венеция. Деталь |
Мадонна на троне, фрагмент, Pala di San Cassiano, Венеция. Деталь_ голова Мадонны |
|
Мадонна, (так называемая |
Полиптих св. Григория, левая доска, св. Григорий |
|
Полиптих св. Григория, правая доска, св. Бенедикт |
Полиптих св. Григория, правая доска, св. Бенедикт. Деталь |
|
Полиптих св. Григория, фрагмент левой верхней доски, архангел Гавриил |
Полиптих св. Григория, фрагмент правой верхней доски, Благовещение Марии |
|
Полиптих св. Григория, фрагмент правой верхней доски, Благовещение Марии. Деталь_ голова Марии |
Полиптих св. Григория, центральная доска, Мадонна на троне. Деталь_ подпись художника и датировка, выполненная его рукой |
|
Полиптих св. Григория, центральная часть, Мадонна на троне |
Полиптих св. Григория, центральная часть, Мадонна на троне. Деталь_ ангел |
|
Полиптих св. Григория, центральная часть, Мадонна на троне. Деталь_ младенец Христос |
Портрет мужчины |
|
Портрет мужчины (Кондотьер) |
Портрет мужчины (Тривульцио ди Милано2a28 |
|
Портрет неизвестного |
Посещение Авраама тремя ангелами, фрагмент |
|
Пьета с тремя ангелами, фрагмент |
Пьета с тремя ангелами, фрагмент. Деталь_ ангел |
|
Распятие |
Распятие, Мария и Иоанн |
|
Распятие, Мария и Иоанн. Деталь_ Евангелист Иоанн |
Распятие, Мария и Иоанн. Деталь_ Мария |
|
Распятие, Мария и Иоанн. Деталь_ разбойник на кресте |
Св. Августин |
|
Св. Григорий |
Св. Иероним |
|
Св. Иероним в хижине |
Св. Иероним в хижине. Деталь |
|
Св. Себастьян |
Св. Себастьян. Деталь |
|
Св. Себастьян. Деталь_ голова святого |
Фрагмент Pala di San Cassiano, Венеция, св. Доминик и св. Урсула |
|
|
|