• Авторизация


Без заголовка 17-12-2014 22:00 к комментариям - к полной версии - понравилось!


АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА.

 
Антонелло да Мессина (Antonello da Messina), итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. Представитель венецианской школы. В своих произведениях сочетал нидерландскую тщательность письма, обилие жизненных деталей и глубину светонасыщенного цвета с монументальностью замысла, тонкой передачей пространства, света и воздуха.

Согласно Вазари, Антонелло да Мессина отроком уехал в Нидерланды и поступил в учение к Яну ван Эйку, который, как тогда были уверены, придумал масляную живопись. Ван Эйк, вернее, братья ван Эйки: Ян и Губерт не изобрели, а усовершенствовали масляную живопись. И вот, Ян ван Эйк якобы держал в строжайшей тайне рецептуру даже от ближайших своих собратьев, но молодой итальянец был настолько обаятелен, настолько вошел к нему в доверие, что Ян ван Эйк раскрыл Антонелло да Мессине секреты масляной живописи. И выведав все у мастера, Антонелло уехал и привез рецептуру нидерландцев в Италию. 

Начнем с того, что у Яна ван Эйка он учиться никак не мог, потому что ван Эйк умер, когда Антонелло было всего одиннадцать лет. Но технику масляной живописи он действительно прекрасно знал, работал в ней и почерпнул ее явно у себя на родине, на Юге Италии, у тех нидерландцев, которые могли быть как-то, по крайней мере, косвенно связаны с кругом Яна ван Эйка и других художников, работавших в первой половине XV в. на территории Фландрии. 


[показать]
Альбом: Картинки

«Salvator Mundi (Спаситель Мира)». 1465. Дерево, масло.Национальная Галерея, Лондон.


Широкие связи итальянского города Мессины с Нидерландами уходят корнями в Средневековье. Это прежде всего торговые отношения, но и культурные тоже. Нельзя сказать, что в Мессине образовалась целая колония нидерландских художников, но еще со времен правления Фридриха II, одного из самых блестящих императоров Священной Римской Империи, который умер в 1250 г., северяне - французы, фламандцы, голландцы - здесь не переводились. И Антонелло да Мессина, по выучке своей, с ними явно связан. 
А Тоскана, напомню, в это время целиком работает в темпере. Масляная живопись в середине и третьей четверти XV в. для итальянцев еще совершеннейшая новинка. Отдельные опыты делались, но спорадически и носили, так сказать, экспериментальный характер. А Антонелло да Мессина переживает свой звездный час – это полтора года: 1475 и часть 1476, когда он, вероятно, по приглашению живет в Венеции. В это время он создает много произведений и пишет свои лучшие вещи. Очень возможно, что в Венеции его ценили по достоинству, выше, во всяком случае, чем на родине. Возможно, что в 1476 г. Антонелло на сравнительно недолгое время попадает в Милан, к герцогу Сфорца. Мы знаем, что такое приглашение он получил, а потом возвратился к себе на родину, в Мессину, где, как я уже сказал, и умер в 1479 году.
Уже одного того, что Антонелло да Мессина распространил и внедрил не только в итальянское, но в том числе и в немецкое искусство новую, гораздо более богатую, гибкую, подвижную, артистичную технику, было достаточно для того, чтобы его имя осталось в истории искусства. Но кроме того, он замечателен и как первоклассный мастер, один из крупнейших художников Кватроченто, мастер, который проявил себя в разных областях станковой живописи. И в изображении обнаженного тела (его знаменитый дрезденский «Св.Себастьян»), и в становлении чисто венецианского типа алтаря «Santa Conversazione» («Святое Собеседование») в его «Алтаре св.Кассиана», к сожалению дошедшем до нас во фрагментированном виде. 

И, наконец, едва ли не самое важное, - это огромный вклад Антонелло да Мессина в развитие итальянской портретной живописи. Мы говорили о Боттичелли, который в известном смысле был новатором портретной живописи, но стадиально работы Антонелло да Мессины предшествуют Боттичелли и во многом, несмотря на свою внешнюю скромность, его превосходят. 

В изучении творчества Антонелло да Мессина неизменно встает вопрос о художественных влияниях разных культур. В XV веке город Мессина, родина художника, находился на перекрестке торговых путей, соединяющих Восточное Средиземноморье с окраинами Западной Европы. Начальное образование художник получил, вероятно, в мастерской отца, который был резчиком по камню и ювелиром. Но маленький город мало что мог дать юному художнику в отличие от Неаполя, столицы королевства и центра «Средиземноморского Возрождения», признанного места распространения фламандской, испанской и французской живописи. Именно в Неаполе в период с 1445 по 1455 год началась настоящая карьера Антонелло при дворе короля Альфонсо Арагонского (1442–1458), который слыл хитрым и ловким политиком, стремящимся окружить свой престол ореолом «просвещенного монарха». Таким образом, Антонелло, не выезжая за пределы Неаполитанского королевства, имел возможность ознакомиться со всеми тонкостями нидерландской живописи, которая была в большом почете при дворе.

 

В 1475 году Антонелло перебрался в Венецию и за пару лет создал там ряд картин, которые являются  лучшими из всех его полотен. Произведения, написанные Антонелло да Мессина в зрелый  период творчества,  представляют собою единение итальянской и нидерландской техники живописи. Считается также, что художник оказал значительное влияние на развитие портретного жанра эпохи Возрождения, ярким примером такого ренессансного портрета является «Кондотьер», написанный  Антонелло в 1475 году.

[300x389]

Ecce Homo (Се человек)

[300x367]

Ecce Homo. Деталь_ лицо Христа

[300x392]

Salvator mundi (Спаситель мира)

[300x366]

Salvator mundi (Спаситель мира). Деталь

[300x396]

Благовещение

[300x400]

Благовещение Марии

[300x367]

Благовещение Марии. Деталь_ лицо Марии

[300x300]

Благовещение, фрагмент

[300x367]

Благовещение, фрагмент. Деталь_ голова архангела Гавриила

[300x367]

Благовещение, фрагмент. Деталь_ голова Марии

[300x369]

Благовещение, фрагмент. Деталь_ кафедра Марии

[300x368]

Благовещение, фрагмент. Деталь_ пейзаж

[300x401]

Кающийся Иероним

[300x543]

Мадона на троне, фрагмент, Pala di San Cassiano, Венеция

[300x367]

Мадонна на троне, фрагмент, Pala di San Cassiano, Венеция. Деталь

[300x367]

Мадонна на троне, фрагмент, Pala di San Cassiano, Венеция. Деталь_ голова Мадонны

[300x411]

Мадонна, (так называемая

[300x601]

Полиптих св. Григория, левая доска, св. Григорий

[300x603]

Полиптих св. Григория, правая доска, св. Бенедикт

[300x368]

Полиптих св. Григория, правая доска, св. Бенедикт. Деталь

[300x367]

Полиптих св. Григория, фрагмент левой верхней доски, архангел Гавриил

[300x365]

Полиптих св. Григория, фрагмент правой верхней доски, Благовещение Марии

[300x369]

Полиптих св. Григория, фрагмент правой верхней доски, Благовещение Марии. Деталь_ голова Марии

[300x367]

Полиптих св. Григория, центральная доска, Мадонна на троне. Деталь_ подпись художника и датировка, выполненная его рукой

[300x513]

Полиптих св. Григория, центральная часть, Мадонна на троне

[300x368]

Полиптих св. Григория, центральная часть, Мадонна на троне. Деталь_ ангел

[300x368]

Полиптих св. Григория, центральная часть, Мадонна на троне. Деталь_ младенец Христос

[300x416]

Портрет мужчины

[300x379]

Портрет мужчины (Кондотьер)

[300x394]

Портрет мужчины (Тривульцио ди Милано2a28

[300x390]

Портрет неизвестного

[300x207]

Посещение Авраама тремя ангелами, фрагмент

[300x415]

Пьета с тремя ангелами, фрагмент

[300x366]

Пьета с тремя ангелами, фрагмент. Деталь_ ангел

[300x495]

Распятие

[300x522]

Распятие, Мария и Иоанн

[300x426]

Распятие, Мария и Иоанн. Деталь_ Евангелист Иоанн

[300x367]

Распятие, Мария и Иоанн. Деталь_ Мария

[300x1044]

Распятие, Мария и Иоанн. Деталь_ разбойник на кресте

[300x393]

Св. Августин

[300x397]

Св. Григорий

[300x379]

Св. Иероним

[300x396]

Св. Иероним в хижине

[300x565]

Св. Иероним в хижине. Деталь

[300x608]

Св. Себастьян

[300x754]

Св. Себастьян. Деталь

[300x367]

Св. Себастьян. Деталь_ голова святого

[300x368]

Фрагмент Pala di San Cassiano, Венеция, св. Доминик и св. Урсула

[300x365]Фрагмент Pala di San Cassiano, Венеция, св. Николай и св. Мария Магдалина

 

 
 

 

 

 
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Лора-Лорочка - Дневник Лора-Лорочка | Лента друзей Лора-Лорочка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»