[показать]
Галерея Уфицци во Флоренции, Италия.
Она расположилась в здании, которое служило домом для канцелярий правительства во Флоренции, построенном в 60-ом – 85-ом годах 16-го столетия, а архитекторами ее были Джорджо Вазари и Бернардо Буонталенти. В этом дворце расположился один из наиболее известных и самых древних музеев планеты.
[показать]
Возведение дворца было начато в 1560-ом году Джорджо Вазари для Козимо первого де Медичи и строился он как место, в котором должны были проводиться заседания магистрата Флоренции. С первоначальным предназначением дворца связано и название Галереи Уффици – в переводе это слово означает «канцелярия». Завершение строительства произошло в 1581-ом году. Вазари, который был не только прекрасным архитектором, но и талантливым художником, решил уделить особое внимание перспективе длины коридора и приукрасил фасад дворца длинными карнизами крыш.
[показать]
Через несколько десятилетий дворец превратился в излюбленное место показа произведений искусства, как живописи, так и скульптуры, которые были собраны в коллекцию семейством Медичи. После того, как дом Медичи пришел в упадок, его коллекция осталась во Флоренции и превратилась в один из самых первых музеев. Галерею Уффици можно было посещать еще с шестнадцатого века, однако официальное ее открытие состоялось в 1765-ом году, когда последняя представительница семейства Медичи решила преподнести коллекцию их рода в дар народу Флоренции.
[710x574]
Каждый из рода Медичи внес свой собственный вклад в развитие галереи Уффици. Леопольд Медичи, к примеру, собирал автопортреты, которые ему поставляла Академия Святого Луки. Мудрость этого рода состояла в том, что они справедливо оценивали произведения искусства – дело в том, что они собирали не только произведения старых известных мастеров, но и особое внимание уделяли своим современникам, делая «ставку» на будущее. Известно, что многие аббатства, которые имели собственные собрания, лично сообщали герцогам Медичи о том, что у них имеются определенные шедевры и с большой радостью продавали их. К тому же Медичи являлись покровителями многих художников, имена которых затем вошли в историю живописи.
[показать]
Настоящей жемчужиной Кафедрального собора в Орвието (Duomo di Orvieto) Италия, и знаменитым шедевром живописи итальянского Возрождения является роспись капеллы святого Брикция. Она была создана в 1447 году великими художниками раннего Ренессанса Фра Беато Анджелико и Беноццо Гоццоли.
[694x520]
Фрески капеллы, посвященные теме Апокалипсиса и Страшного Суда, опираются не только на Библейские источники, но и на «Божественную комедию» Данте и «Золотую Легенду» Иакова Ворагинского. Кисти Фра Анджелико приписывается изображение Христа Судии и пророков на своде, некоторые растительные и цветочные орнаменты.
[690x517]
Декорация капеллы была завершена в 1504 году прославленным живописцем Лукой Синьорелли, написавшем грандиозные драматические сцены на тему «Прихода антихриста», «Конца мира» и «Воскресения мёртвых во плоти».
[695x611]
Кафедральный собор Duomo di Orvieto, Италия.
[показать]
Страшный суд - Фра Беато Анджелико
[668x325]
1432-35. Темпера, дерево. 105 х 210 см. Музей Сан Марко, Флоренция
Слева представлен Рай, в котором Избранные преклонили колена в молитве. Среди них мы видим монаха, которого обнимает ангел, а неподалеку - танецующих ангелов на цветущем лугу, которые вводят достойных через ворота в страну вечного блаженства.
[695x947]
Рай . Фра Беато Анджелико. (Фрагмент)
Идея танца ангелов, выражающего безмерную радость и небесный покой, позаимствована Фра Анжелико из Алтаря Строцци флорентийского художника Андреа Орканья, жившего и творившего в 14 веке. У этого великого предшественника Анжелико черпал не только живописные идеи, но и религиозное чувство, вдохновение. Но идея Орканья была значительно им развита как в части концепции, так и по типажам, характерам, движениям и драпировкам.
Страшный суд. Центральная чсть - Фра Беато Анжелико
[691x565]
Ад - Фра Беато Анджелико
[688x988]
В изображении Ада, Фра Анжелико приводит семь сцен кругов ада Данте из его "Божественной комедии".
Триптих «Страшный Суд» 1450. Темпера, дерево. 103 x 65 см (центральная панель), 103 x 28 см (боковые панели). Государственный музей, Берлин
[669x553]
Это поздняя работа Фра Анжелико, она близка духу Тречендо (14-му веку итальянской истории культуры), в частности школе Оркагна (1308-1368, итальянский художник, скульптор и архитектор). Она была создана в Риме, когда художник был популярен и имел большую мастерскую. Возможно, что это работа выполнялась с участием его учеников, в том числе Заноби Строцци.
Страшный Суд. Центральная панель. Фрагмент
[713x467]
Страшный Суд. Левая панель. Фрагмент
[619x940]
Сияющие пастели одежд резко выделяются на фоне зеленой травы пейза
жа, ведущему вверх к золоту небесного царства. Костюмы декорированы филигранной чрезвычайно тонкой каймой, постоянно присутствующей в его картинах, начиная с работ в качестве иллюстратора книг.
Блаженные и Грешники
Ок. 1433-34. Темпера, дерево. 46 х 13,5 см. Частная коллекция, США (на хранении в Художественном музее в Хьюстоне.)
[668x971]
Души Блаженных, направляющиеся к вратам Рая, сопровождают голубой серафим (внизу) и два красных херувима (наверху). Они изображены на золотом фоне, местами утерянном (с обнажением под ним армянского боле - особой глины с оксидом железа, подобия охры). Блаженные движутся неспешно, стройными рядами, одетые в одинаковые белые одежды все они молоды и красивы. Пара Блаженных у самых ворот Рая была уже изображена Фра Анжелико в иллюстрации Миссала 558, а также на панелях шкафа для серебряной посуды из Сан Марко.
Души Грешников на правой, черной створке, падают в бездну Ада беспорядочной толпой, их одежды нарочито пестры, здесь люди разного положения и званий. Два дьявола, вооруженных длинными крючками, увлекают грешников вниз, третий, наверху раскаленной сковородой толкает их сверху. Оба потока - левый и правый - вместе должны создавать своеобразный круговорот вокруг отсутствующей центральной сцены Страшного Суда.
Усекновение головы Иоанна Крестителя. Пир Ирода
Ок. 1430. Темпера, дерево. 21 x 32 см. Лувр, Париж
[показать]
После Крещения Господня святой Иоанн Креститель был заключен в темницу
Иродом Антипой, правителем Галилеи. Пророк Божий открыто обличал Ирода в том, что тот, сожительствовал с Иродиадой, женой своего брата Филиппа. В день своего рождения Ирод устроил пир. Дочь Иродиады - Саломея плясала перед гостями и угодила имениннику. В благодарность девице, он пообещал дать все, что она захочет, даже половину своего царства. По совету матери, Саломея попросила у Ирода в награду принести ей на блюде голову святого. Иоанну Крестителю тут же отрубили голову и принесли Саломее.
Мадонна с младенцем, с двумя ангелами
Ок. 1420. Темпера, дерево. 80,5 x 47 см. Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам
[700x1289]
Дева Мария изображена на золотом фоне, сидящей на троне, который угадывается только по покрывающей его ткани с растительными и животными мотивами. Правой рукой Мария придерживает Иисуса, нагота которого едва прикрыта полупрозрачной вуалью. По сторонам стоят два ангела с цветами в руках, в ногах стоят вазы с цветами. Цветы символизируют непорочность Марии.
Мадонна с младенцем (Madonna di Cedri)
Ок. 1420. Темпера и золото, дерево. 102 х 58 см. Национальный музей Сан Маттео, Пиза
[показать]
Ранняя работа Фра Анджелико, вдохновленная изысканной элегантностью поздней Готики. Мадонна сидит не на троне, а на лежащей на земле зеленой шитой золотом подушке, покрытой ковром. Ковер расшит растительными мотивами с изображениями ибиса, фон - абстрактно золотой, выполненый в плотной параллельной технике граффити. Дева как будто окружена сияющем солнцем - прием, типичный для живописи поздней Готики.
Над головой Марии - голубь, символизирующий Святого Духа. В треугольном навершии изображен благославляющий Христос Искупитель с книгой в руке, на страницах которого начертаны Альфа и Омега. Вместе с Сыном в объятиях Девы они составляют богословское сообщение, связанное с Воплощением и искуплением Троицы.
Эта картина относится к типу Мадонна Смирения, иконографическая тема которой была связана с ролью Церкви (символом церкви является Богородицы), где она должна быть представлена бедной и скромной, близкой к верующим. Мадонна Смирения сидит на земле, в отличие от Мадонны Вседержительницы, сидящей на троне. Каноническая иконография Мадонны Смирения была широко распространена в Италии с начала четырнадцатого века, первым примером является картина Симоне Мартини в Авиньоне. Орнамент тонкой работы, украшающий ковер, с растительными мотивами и изображением ибиса до сих пор имеет аналоги в современном книжном оформленим. Ибис, аист, был связан с Девой как убийца змей, символов греха Евы.