ПОСЛЕ АЛЬТАМИРЫ - ВСЕ УПАДОК...
Было странно в конце 19 – начале 20 веков осознавать, что волосатый, сгорбленный троглодит, каким представляли нашего предка на протяжении многих сотен лет, способен просто что-то нарисовать. А уж тем более такие произведения.
Изображение быка в Альтамире
Великое открытие.
Пещера Альтамира находится на севере Испании, в провинции Сантадер, в Кантабрии. Альтамира – это древнее название местности, в которой расположена пещера.
Пещера Альтамира находится на севере Испании
О пещере знали ещё с 1868 года. Но лишь в 1879 году там начались раскопки. И связаны они были с надеждой Марселино Санс де Саутолы найти в пещере следы древних людей.
Наскальные рисунки нашла его девятилетняя дочь, Мария: «Папа, смотри, волы!»
Согласитесь, неожиданная находка. Потому и распространяться о ней Саутуола не стал сразу. Лишь год спустя, в 1880-ом, он выступил публично с заявлением, что рисунки являются художественным созданием палеолитического человека.
В адрес Саутуолы посыпались насмешки и обвинения в подделке рисунков.
«Атеисты-палеонтологи опасались, что признание у «троглодита», не умевшего готовить даже глиняные горшки, высоких художественных способностей будет свидетельствовать скорее о боговдохновенности человека и его способностей, нежели об их естественном постепенном происхождении».
Здесь следует учитывать, что прошло только 20 лет с ещё одного переломного события в науке: Дарвин выступил со своей теорией эволюции человека.
В 1881 году — «экспертиза» наскальных рисунков Альтамиры франц. палеонтологом Арле. Заключение «экспертизы»: рисунки подделка, их нарисовал знакомый художник Саутуолы.
Саутуолу поддержал лишь один влиятельный в научных кругах человек – Хуан Виланнова, археолог и профессор геологии. Он несколько раз выступал с докладами, что рисунки Альтамиры относятся к палеолитическому времени. Но в ответ лишь слышался смех… В конце концов, Виланнова, испугавшись за свою научную карьеру, отказался от своих слов!
Саутуола остался один. А в 1888 году он умер, так и не дождавшись признания своего открытия и выдвинутой гипотезы… Он не был специалистом в области археологии, вообще, в науке, но посягнул внести в неё изменения.
Первооткрыватель Альтамирской живописи Марселино Санс де Саутуола
Долгий путь признания.
1895 год — французским археологом Эмилем Ривьером найдена наскальная живопись в пещере Ла Мут, во Франции. Ривьер несколько лет назад отрицал рисунки Альтамиры, а тут такое – сам оказался в его положении. И ему тоже не поверили. На пещеру просто не обратили внимания.
1902 год — (спустя 22 года после объявления о находке Саутуолы) — под действием всё новых открытий пещерной живописи, Арле повторно посетил Альтамиру и признал подлинность рисунков. В том же году известный археолог Эмиль Картальяк публикует в журнале «Антропология» статью «Раскаяние скептика», в которой сожалеет о травле Саутуолы и замалчивании его открытия. Пещерная живопись признана делом рук палеолитического человека.
С момента открытия палеолитической живописи прошло 132 года, с момента признания научным сообществом — 109 лет.
Учёные же пытаются осмыслить живопись древнего человека и понять, зачем в суровых условиях того времени, во тьме пещер, часто в труднодоступных местах наши предки создавали свои шедевры.
Когда открыли рисунки Альтамиры, общество конца 19 века не было готово воспринять древнего человека в новом свете.
Открытие в 1879 году наскальных рисунков в испанской пещере Альтамира дало толчок к исследованию ранее не изученного пласта художественной культуры.
Альтамиру называют «Сикстинской капеллой» каменного века. И не зря. Сикстинская капелла — это церковь в Ватикане с искусно расписанными стенами и потолком известными художниками Боттичелли, Перуджино, Россели и Микеланджело. Древние художники Альтамиры не известны, но по праву сравнимы с великими зодчими.
[560x344]
Лошадь, копия из Альтамиры.
Однако если про Сикстинскую капеллу можно просто найти много информации: план расположения рисунков, подробные описания, то с Альтамирой дело обстоит хуже. Мало публикаций, мало книг, посвящённых ей, и пришлось потрудиться, чтобы найти больше фотографий рисунков.
Характеристика рисунков Альтамиры.
Место нахождения: север Испании, провинция Сантадер, в Кантабрии.
Датировка: около 15 тысяч лет до нашей эры. Относится к солютрейской археологической культуре, или позднему палеолиту.
Сейчас, с 1985 года, пещера Альтамира является объектом всемирного наследия ЮНЕСКО по критериям I и III: «Объект представляет собой шедевр человеческого созидательного гения» и «Объект является уникальным или, по крайней мере, исключительным для культурной традиции или цивилизации, которая существует до сих пор или уже исчезла».
Картины Альтамиры в основном изображают зубров, а также, в небольшом количестве, кабанов, лошадей, лань; найдены нечёткие рисунки людей, людей со звериными головами. Изображены на стенах и различные знаки, может быть символы, значения которых разгадать, наверное, невозможно.
Расписной потолок в Альтамире, автор фотографии Matthias Kabel
Пещера Альтамира простирается на 280 метров. Её можно разделить на 3 «зала». В перовом «зале» находится знаменитый Большой плафон — потолок Альтамиры, заполненный росписями: более 15 изображений отдыхающих бизонов, а также оленей, лошадей, и одним изображением кабана.
Схематичное изображение Большого плафона
Копия рисунка из Альтамиры, палеонтологический музей. Изображение кабанов было редкостью.
Почти все животные изображены в натуральную величину, кое-где бизоны достигают 2,5 метров.
Копия рисунка из Альтамиры, палеонтологический музей. Самка бизона.
Наскальные рисунки выполнены углём, охрой, гематитом и другими естественными красками. При этом палеолитический художник, используя довольно скудную красочную палитру, смог изобразить животных в полной мере ярко и красочно. Используя где-то фактуру стен пещеры, где-то затенения, он реалистично воссоздал шкуру животных. Кроме этого, для дополнительного объёма, использовались выступы и углубления.
В других залах есть изображения представителей кошачьих, схематичные очертания человеческих фигур и непонятных, неясных существ. Много (около 60) знаков: чёрточек, точек, процарапанных линий. Оставляли древние художники и длинные линии собственными пальцами: эти изображения получили названия «макароны».:)
Знаки на стене пещеры.
Здесь же в Альтамире зародилась гравировка — нанесение краски (на камень, металл) путём резания.
Наскальные рисунки выполнены уверенными размашистыми линиями, свободными. Древний художник показывал окружающее его в динамике, изменчивости. Удивительно, но 17 000 лет назад мастер вовсю использовал приёмы живописи конца 19 века.
К сожалению, сейчас пещера закрыта для посещений. С момента открытия в ней побывало много людей. Это изменило микроклимат внутри неё, и на рисунках появилась плесень.
В 2001 году недалеко от Альтамиры был открыт музей, воссоздавший оригинальную пещеру. Два испанских художника, Матильда Мусквис и Педро Саура, скопировали рисунки Альтамиры. Много лет они подробно изучали их, фотографировали, и с помощью современного оборудования воссоздали. Они нарисовали 70 гравюр и около 100 цветных изображений! Копии рисунков из пещеры также хранятся в Мадридском музее и музеях Германии и Япони