Этот пост для сообщества составлен из серии моих постов, сделанных по книге Рэймонда Бакленда "Цыгане: Тайны жизни и традиции", так как книга находится в моём личном архиве, то я не делаю никаких ссылок никуда, где она, возможно, так же находится в и-нете.
"Джаллин а дром" (странствие по дороге)
Эта книга написана внуком английской цыганки.
"Было время, когда единственными значимыми вещами для цыгана были его племя, несколько квадратных футов земли, на которой он спал, и звездное небо над головой. Пробуждение оказалось суровым"
Пьер Дерлон (Derlon P. Secrets of the Gypsies. New York: Ballantine, 1977)
"Будучи пошратом (цыганом-полукровкой) и ценителем всего цыганского, я хотел бы сохранить романтические представления об этом народе (самоназвание —рома)"
"Сейчас уже точно установлено, что цыгане происходят из Северной Индии. Однако неизвестно (и, вероятно, это так и останется загадкой), что толкнуло их на исход из этого региона и когда он начался"
Предположительно они были вытеснены вторжениями греков, персов, скифов, кушитов, гуннов и арабов.
«По тем или иным причинам приблизительно в IX—X веках большие группы людей оставили свою родину и двинулись на запад".
«Цыгане делятся на несколько этнических групп. Кальдераш — одна из таких групп. Другие основные группы — гитаны и мануш. Кальдераш — специалисты по металлу: лудильщики, жестянщики и т. п. Гитаны расселились в основном на юге Франции, в Испании, Португалии и Северной Африке. Мануш специализируются на дрессировке животных, странствуют и дают представления»
«Есть и более мелкие этнические группы цыган: блидари, рудари и лингурари занимаются различного рода работами по дереву (блидари специализируются на изготовлении вещей для дома); чобатори — сапожники; косторари — лудильщики; гилабари — музыканты; лаутари — изготовители музыкальных инструментов; месте-ри лакатуши — слесари по замкам; салахори — каменщики и строители; ватраши — садовники; златари — золотых дел мастера. В различных регионах произношение может быть разным, но в целом эти названия легко узнаваемы...браки между представителями разных групп редки».
Цыгане отмечают Рождество в России. 1928 г.
"За многие века своих странствий они ассимилировали многие языческие и не языческие: (иудейские и христианские) учения и верования. Где бы на своем пути цыгане ни останавливались, они — хотя бы внешне усваивали религиозные воззрения своих непосредственных соседей, чтобы не вступать с ними в конфликт", Элвуд Тригг всё же пишет: «По существу, этот свободный народ, ведя бродячий образ жизни, сохранил за собой право выбирать то, что было более подходящим, касается ли этот выбор мест проживания или того, во что следует верить».
«Есть некоторые свидетельства, например в мифологии цыган Средней Азии, что некогда они почитали солнце в образе бога Обертсши. В некоторых регионах Луну также почитали как бога — например, Алако у скандинавских цыган. На полнолуние собирались многие цыганские племена. В это время обычно устраивали свадьбы. Полнолуние было (а во многих областях остается и до сих пор) праздником и, как мы увидим в дальнейшем, подходящим временем для колдовских занятий.
Чанти, праздник Ганеши, индийского слоно-голового бога, — это солнечный праздник. Западные цыгане отмечают его во время Лугнасада, августовского шабаша ведьм (викка). Некоторые отмечают Шанти в день солнцестояния. Во время этого праздника нельзя смотреть на луну: считается, что это принесет несчастье».
«Цыгане верят, что ребенок рождается в мире мощных сил, как положительных, так и отрицательных. Вскоре после рождения его нужно окропить соленой водой и дать имя, это своего рода «крещение»» «В Скандинавии у входа в шалаш, где родился ребенок, разжигают большой костер. Его назначение — отогнать злых духов на время «крещения» младенца»
«Иногда допускается христианское крещение, но по причинам, которые Церковь вряд ли одобрила бы. В книге «Цыгане: странники мира» Клифф Ли сообщает следующее: «Я часто ходил в церковь, но только на крещения. Священники при крещении давали младенцу монетки. Я помню, в детстве мы восемь раз за одно воскресенье посетили церковь и каждый раз крестили одного и того же младенца. В каждой церкви давали другое имя, а младенца взяли взаймы».
«Цыгане хотя и придерживаются так называемого «мужского шовинизма», в религиозной сфере предпочитают поклоняться женским образам. У них, например, есть святая, которую они называют «Черная Сара» или «Сара Кали» «Слово кали с цыганского переводится двояко: «черная» и «цыганка». Согласно одной легенде, египтянка Сара была служанкой Марии Саломеи и Марии Якобы (матерей святых Якова и Иоанна, родственниц Марии Магдалины) и путешествовала вместе с ними. После жестокого шторма Сара спасла их, найдя по звездам путь к берегу. Согласно второй, более интересной легенде, Сара была цыганкой из табора, остановившегося у реки. Франц де Билль (Franz de Ville. Tziganes. Brussels, 1956) излагает эту историю следующим образом: «Первой из нашего народа, получившей Откровение, была Сара Кали. Она была благородного происхождения и возглавляла племя на берегах Роны. Она знала многие переданные ей тайны... Ромы в то время исповедовали многобожие; раз в год они возлагали на плечи статую Иштари (Астарты) и выходили в море, чтобы получить там благословение», в это время к ним подплыла лодка со святыми, в то же время начался шторм и Сара спасла святых, которые благодаря ей не утонули"
«Статуя Сары находится там, где предположительно высадились две Марии — в крипте церкви Святых Марий Морских на острове Камарг, близ устья реки Роны. К этой церкви ежегодно совершают паломничество тысячи цыган. До 1912 года заходить в крипту могли только они, но сейчас посетить ее может каждый. Клебер описывает это помещение так: «Слева, как войдешь, располагается старый алтарь, языческий (некоторые говорят, что он предназначался для жертвоприношения быков Митре, но этому нет доказательств), в центре стоит христианский алтарь III века, а справа — статуя Сары» (Пе Gypsies, 1967). Одно из традиционных паломничеств совершается утром 25 мая. Огромная процессия направляется к морю, где статую символически погружают в воду, как выразился Клебер, «таким же образом, каким это совершали во всех культах великих богинь плодородия»».
France - Saintes-Maries-de-la-Mer - Camargue - Bouches-du-Rhône:crypt of church of Notre Dame

«Цыганское слово для обозначения Бога — «Дуввель» («Девель» или «Дэл» в разных диалектах), а для обозначения дьявола — «бен» («бенгх»). Бога скорее ассоциируют с солнцем, луной, небом, тучами и звездами, а не с человекоподобным существом. Дьявол — это также скорее отрицательная сила, а не злобное существо. Цыгане кальдераш утверждают, что Бог не является творцом мира и что мир существовал всегда, как наша общая мать. Землю они называют «Дэ Девелески», что значит «Божественная мать»».
Кэлдерары
Кэлдэрар. 1865 год. Снимок из книги Е.Фицовского «Цыгане в Польше»
Кэлдэрарский парень в Англии. 1911 год.
«Вардо — цыганский семейный дом на колесах. Это повозка на конной тяге, отделанная резьбой и другими украшениями. Здесь хранится имущество семьи. Вся семья спит в вардо, а в хорошую погоду может сооружаться и бендер для детей (цыганские палатки-шалаши). Цыгане считают, что ни рождение, ни смерть не должны осквернять дом. Роды проходят в бендерах, которые ставят в стороне от вардо; туда же помещают человека, находящегося при смерти. Ни один уважающий себя цыган не станет умирать на кровати в вардо».
«Шалаш-бендер служит убежищем для цыганской семьи. Именно в бендерах цыгане рождаются и умирают».
«Подготовка к смерти проходит при участии самого умирающего. Из последних сил он помогает обмыть себя соленой водой и надеть на себя новые одежды. На женщин обычно надевают многочисленные юбки (предпочтение отдается пяти). Вокруг умирающего собираются члены его семьи, которые ведут себя как обычно: едят, пьют, разговаривают. Но когда человек умрет, окружающие громко плачут и даже кричат, не скрывая своего горя. Это может продолжаться до поздней ночи, но обычно через какое-то время скорбные стенания сменяются песнями.
Тело умершего кладут в гроб вместе с украшениями и несколькими золотыми монетами. Могут положить и обычные вещи, принадлежавшие покойному, например нож и вилку, любимую трубку, скрипку. Во время похорон гроб окропляют пивом, вином или ромом, а позже над могилой совершают возлияние. После этого произносят фразу «Тутте сутте мишто» и опускают гроб в землю под музыку, исполняемую цыганскими музыкантами. Хоронят обычно в укромных местах, о которых знают только члены семьи покойного: в лесу, в поле и т. п. Обычно никаких признаков захоронения не оставляют, хотя могут посадить на могиле куст ежевики, чтобы ее не оскверняли животные.
«Я помню, как в 1950 году компания Би-Би-Си показывала репортаж о таких похоронах цыгана. Я с удивлением услышал, что это был цыган по фамилии Бакленд, сожженный вместе со своим вардо. Тогда же сказали, что подобное сожжение производится в последний раз. В наши дни, когда коллекционеры дают за вардо от восьмидесяти до ста тысяч долларов, никто, конечно, не станет их сжигать"
Обитатели цыганского фургона объясняются с с бельгийскими жандармами. 1928.
Сожжение повозки старого цыгана после его смерти. Этот обычай больше не практикуется, поскольку коллекционеры дают за вардо до 100 000 фунтов стерлингов
Мать с детьми в цыганском таборе. Нидерланды, Амстердам, 1917.
Румыния. Котлярский табор. 1941г. Сзади хорошо видны шалаши-бендеры.
"В разных регионах верования цыган разнятся, но всех их объединяют искренняя вера в привидения и нежелание связываться с мертвецами, присваивая себе их вещи. Именно поэтому, вероятно, вардо и сжигали: если нет дома и вещей, то мертвого уже ничто не задержит на этом свете.
Одни цыгане не верят в загробную жизнь, другие, например немецкие цыгане, верят в перевоплощение: они считают, что душа трижды возвращается на землю и вселяется в разные тела, причем между воплощениями проходит пятьсот лет. Сербские цыгане верят в то, что после смерти будет такая же жизнь, только уже бесконечная.
Старая поговорка гласит: десять цыган — десять разных мнений. Но даже если один и тот же вопрос задать цыгану десять раз, все равно получишь десять разных ответов. То же самое можно сказать и о цыганских верованиях — например, о том, что касается их представлений о жизни и смерти»".
Кэлдэрары возле шатра. 1930-е годы. Снимок из архива Флорина Петру Маноле (Florin Petru Manole)
Цыган. Снимок Эрики Грот-Шмахтенбергер, сделанный в румынской Буковине
Кэлдэрарская семья. 1930-е годы.
«Цыганское слово для обозначения духа, или привидения, — «мулло». Этим же словом могут обозначаться и «живые мертвецы», то есть вампиры. Часто утверждается, что тот или иной цыган умер в результате чьих-то злых намерений, и тогда он становится мулло. «Гауджо» («горд-жио» или «гаджо»), то есть нецыгане, такими духами не становятся, поэтому умерших гауджо не боятся. Иногда вампир предлагает женщине сойти в могилу вместе с ним и провести остаток вечности вдвоем. В других случаях вампиры, женатые или нет, возвращаются для того, чтобы вступить в связь с женщиной по своему выбору.
В славянских странах цыгане верят в оборотней. Некоторые полагают, что оборотнем становится человек, который вел особенно дурной образ жизни. Другие же считают, что в оборотня превращается жертва вампира.
Кэлдэрарский табор. 1930-е годы.
Использованы фотографии из следующих источников:
http://www.goddess-pages.com/blog.html
http://svenko.net/costume/foto_kalderari_2.htm
http://humus.livejournal.com/2625079.html
Ки шан и Романы,
Адой сан и човхани,
(«Куда идут цыгане,
там есть и ведьмы»)
"Цыганское слово для обозначения ведьмы — «шувихани» («колдун» — «шувихано»), бывает, оно сокращается до «шувани», а в некоторых регионах — до «шувни». (Иногда его произносят как «чувихани».) Буквальное его значение — «ведающая сокровенным знанием». Тригг пишет, что шувани «выполняют важную функцию в цыганском обществе, так как способны благословлять и проклинать, исцелять и насылать болезни... чувихани уважают как за мудрость, так и за знание колдовских верований и ритуалов. "
"Нигде цыгане не считают ведьм злыми, достойными порицания. Они всего лишь представительницы странствующего народа, обладающие особым знанием и способностями, которые могут использовать на благо или во зло — как им захочется".
"Клебер заявляет, что шувани происходят от союза молодой девушки с духами воды или огня. (The Gypsies, 1967). Хотя в настоящее время цыгане не слишком верят в подобные легенды.
Шувани могут общаться с духами.
«Они выделяют духов трех стихий. Духи воздуха весьма независимы; они легко могут и навредить человеку, и, наоборот, помочь ему. Им также нравится сбивать людей с пути. Духи земли, напротив, часто называются благородными; они дружелюбны и дают добрые советы. Духи воды могут быть любыми. Иногда, в хорошем настроении, они помогают людям, а иногда могут быть мстительными, вредными или, по крайней мере, недружелюбными.
Я встречался с одной шувани близ маленького городка Бетус-и-Коэд в Северном Уэльсе. Бетус-и-Коэд, что интересно, — одно из множества мест, Гвиннеде, где самые разные люди почти регулярно встречают фей и эльфов.
Когда я впервые встретился с шувани Брегус Вуд, 1990 году, ей уже было за восемьдесят лет. Она рассказала мне, что колдовским искусствам ее обучала мать начиная с семи лет. Первые два-три года она запоминала названия растений и их лечебные свойства. Затем мать научила ее готовить мази и снадобья, смеси, припарки и порошки. Похоже, Брегус была прирожденной целительницей, так как уже в тринадцать лет прославилась на все графство, и цыгане специально приезжали встретиться с ней. Поэтому, как она сказала, было естественно продолжить свое обучение и заняться исцелением с помощью рук, а затем перейти к заклятиям и заговорам. Когда Брегус было тринадцать лет, ее мать умерла, и девочка, несмотря на свой юный возраст, стала шувани племени».
"Леланд пишет: «Женщины превосходят мужчин в проявлении некоторых способностей, связанных с тайными и оккультными влияниями или силами».
Иногда на то, что ребенок станет колдуном или ведьмой, указывает знак на его теле при рождении. Ребенка будут воспитывать соответствующим образом под руководством знающего человека. К матери такого ребенка также относятся с величайшим почтением; как выразился один писатель: «Смотрят на нее как на богиню-мать и почитают».
Не существует единой церемонии инициации шувани или шувано. Становление происходит постепенно, под руководством наставника или в процессе самообучения. Овладение колдовским искусством может длиться всю жизнь"!
"Магия цыган включает в себя использование природных объектов. Они практически никогда не используют вещи фабричного производства (кроме разве ножей и тому подобных вещей). Это потому, что цыгане привыкли пользоваться тем, что есть у них под рукой и что они могут украсть".
"Большинство действий следует выполнять в строго определенное время дня или ночи".
Автор книги предупреждает, что: «Никому не вредите и не вмешивайтесь в свободное волеизъявление других людей. Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой», и в то же время признаёт, что «шувани могут исцелить, а могут и наложить проклятье. Они часто не задумываются о свободной воле другого человека».
Брегус Вуд, шувани из Уэльса, иногда занималась колдовством в своем вардо с округлой крышей, а иногда снаружи, у костра. Порой она сооружала шалаш-бендер и занималась колдовством там, а порой делала это на перекрестке, где сходятся три дороги. Она рассказывала мне, что занималась тем, что называла «бок та кушти бок бути» (букв.: работой плохой и хорошей удачи), везде, в том числе сидя на лошади и даже лежа под вардо! Как она выразилась: «Не важно, где ты это делаешь, важно, как делаешь!».
Зато в цыганской магии играет роль одежда: Облачиться в одежду мага — это значит преобразиться в другую личность, стать другим.
«Цыганское общество отличается крайней степенью мужского шовинизма. Племенем управляет совет старейшин-мужчин. Все решения, важные и не очень, принимают мужчины: где разбить лагерь, кто чем должен заниматься, когда и куда отправляться в путь и даже кому на ком жениться. Но есть одна женщина — обычно бабушка или прабабушка семьи, — которая пользуется непререкаемым авторитетом. Ее называют «пуридаи» (от слов «пури» — старая и «дай» — мать). Она не обязательно шувани, хотя часто исполняет и эту роль. Решениям мужчин беспрекословно должны подчиняться все представители племени, но во многих случаях, перед тем как объявить свое решение другим, они сначала излагают его пуридаи. Если она кивает, то мужчины идут и объявляют свое решение всему племени. Если же она выражает неодобрение, то предводитель племени возвращается к старейшинам, и они пытаются придумать что-то другое. Окончательное решение всегда такое, с которым согласна пуридаи».
Быть чистокровным цыганом значит быть «черной кровью» («кауло ратти»).
Любовная магия
"Узлы издавна применялись в колдовской практике. Их можно использовать в любых ситуациях — как в случае ухаживания, так и для новобрачных и для семейных пар".
"Возьми кусочек ткани от его одежды, например от рубашки или дикло. Это должна быть вещь, которую он использовал много раз. На этом кусочке нужно написать его и свое имя и обвести их сердцем...
В любовной магии особенно ценятся узлы, сделанные самой природой. Большой удачей считается найти виноградную лозу или веточки ивы, свившиеся узлом. Многие цыгане верят, что такие узлы делают духи или феи. Если мужчина находит подобный узел и кладет его под матрас женщине, которую любит, то, согласно старому поверью, она ответит на его любовь".
Завязывая узел, вообразите себе двух счастливых людей и приговаривайте:
Кай о кам, авриавел,
Кия манге леле бешел
Кай о кам телъ авел,
Кия лелакри ме бешав.
(«Когда восходит солнце,
Любовь моя будет со мной.
Когда оно заходит,
С ней буду я».)
Носите этот узел в медальоне рядом с сердцем. Это талисман венгерских цыган.
"Как утверждает Чарлз Леланд (Leland Ch. Gypsy Sorcery, 1891), в Тироле цыгане верят, что гривы лошадей спутывает проказливый демон Шагрень и не следует распутывать эти узлы, не проговорив: «Чин ту джид, чин ада бала джиден» («Живи ты столько, сколько будут жить эти волосы»), а в Европе считается, что узлы из волос делают ведьмы и что их не следует развязывать из страха разрушить волшебство".
В магических целях, для получения ответа и облегчения выбора цыгане пользуются маятником, это может быть жёлудь, кусочек дерева, кость. Цыганские шувани часто используют подобный маятник, особенно для определения природы заболевания. Как правило, он представляет собой кусочек дерева и кости, украшенный магическими символами".
Деньги, удача, власть над ситуацией.
«Колико, то-дивус, акно!
Ав, ми шукаренгро,
Менди джал а дром,
Менди джал а дром».
(«Завтра, сегодня, сейчас!
Приходи, мой медлительный,
Мы едем по дороге,
Мы едем по дороге».)
Деньги и удача
«Теоретически цыгане могли бы делать вклады, но они до сих пор не доверяют этой системе и потому носят свое богатство с собой. Обычно оно вкладывается в украшения — золотые монеты на одежде, браслеты на руках, серьги в ушах. Так цыгане в любой момент могут воспользоваться своим богатством; кроме того, эти украшения служат и другим целям.
Считается, что все цыгане едва ли не обязаны владеть золотом и носить его. Особенно необходимы золотые серьги. Золото приносит удачу и действует как магнит: если оно у вас имеется, то притягивает еще больше золота. Серебро же чаще всего используется для украшения лошадей".
"До сих пор многие цыгане разделяют старинное поверье, что если взглянуть на молодую Луну и при этом перевернуть в кармане монетку, то станешь богатым. Но, перевернув монетку, уже нельзя смотреть на Луну. И вообще полезно дотрагиваться до серебряной монеты, смотря на Луну. Луна настолько связана в сознании цыган с серебром, что с ней соотносятся многие денежные заклинания".
Кэлдэрарка в Венгрии. 1908 год.
В белой магии, как предписывают правила викки и других традиций, запрещено воздействовать на свободную волю другого человека. Цыгане же не смущаются делать то, что, по их мнению, считается правильным, и шувани руководствуются только собственными мыслями и поступками.
Шувани не обязательно старались повлиять на выбор, они лишь следили за тем, чтобы решение было принято. Это нередко очень важно для цыган - когда постоянно находишься в пути, нужно, чтобы решения принимались быстро.
Для того чтобы оказать влияние на человека, нужно, согласно одному из способов цыган из Нью-Фореста, иметь его изображение (рисунок или фотографию). Его нужно положить на голую землю под прямые солнечные лучи. Шувани склоняется перед изображением и сосредоточивает мысли на решении, которое необходимо принять этому человеку. Затем она произносит тихим голосом:
«Колико, то-дивус, акно!
Ав, ми шукаренгро,
Менди джал а дром,
Менди джал а дром».
(«Завтра, сегодня, сейчас!
Приходи, мой медлительный,
Мы едем по дороге,
Мы едем по дороге».)
Затем она плюет на изображение и большим пальцем правой руки растирает слюну по часовой стрелке. Наконец, она переворачивает изображение лицом вниз, покрывает его землей, топает по нему ногой и уходит. Решение будет принято в течение суток.
Плевки — элемент многих цыганских заклинаний.
"Один цыган сказал мне, что мы сами творцы своей удачи. Другими словами, вам не может повезти просто так, вы сами стремитесь сделать так, чтобы вам повезло.
Любое место — свалку, болото — цыгане могут сделать для себя удобным и полезным, для этого шувани выметает «уаффеди», то есть нечистоту, зло.
"Что касается удачи, то не рекомендуется выметать мусор из дома после захода солнца. Цыгане охотно верят в разного рода духов и полагают, что эти духи появляются после наступления темноты. Следовательно, неблагоразумно и даже безрассудно выбрасывать мусор, если он может попасть в лицо проходящему мимо духу!
Многие цыгане никогда не пускаются в путь и не заключают сделок в пятницу, в этот день они также никогда не берут в руки иглу и ножницы. Как объясняет Леланд, "ножницы, как символ смерти, по природе противоположны Венере (которой тоже посвящена пятница), дарящей жизнь".
Многие английские цыгане разделяют убеждение, что если подарить ножницы, то они «разрежут» дружбу.
Магические узлы.
"Веревка («шелло») в жизни цыган играет очень важную роль. Цыгане, кочевавшие в азиатских степях, прекрасно владели искусством плетения веревок из растений; их сегодняшние потомки почти утратили это мастерство. Сбором травы для веревок занимались ежегодно, когда у местных жителей была пора сенокоса. Обычно цыгане использовали мятлик луговой. Мужчины собирали траву, а женщины скручивали нити длиной 30—35 метров. Затем эти отрезки скручивали по три, получая таким образом веревку толщиной около 2 сантиметров (это делали как женщины, так и мужчины). Сплетая вместе две или три такие веревки, получали веревки особой прочности. Весь процесс занимал дня три. Излишек веревок продавали.
Особенно ценились веревки из конских волос: считалось, что они обладают особыми свойствами. Используя волосы различного цвета, можно было делать узоры. Старались рыжие волосы брать у каурых лошадей, черные у гнедых и так далее. Иногда из волос делали браслеты, любовные талисманы, ленты для шляп и другие украшения.
Такие «близкие» отношения цыган с веревками породили много легенд и обычаев, связанных с особыми узлами".
Завязывая узлы, цыгане обычно произносят следующие слова: «Дуввел eapmep опрэ манди» («Бог, посмотри на меня»).
Сглаз, порча
"Цыгане не проклинают людей просто так, только чтобы доставить себе удовольствие. Но они без колебаний обратят отрицательную энергию гауджо на него самого. В отличие от последователей викки, цыгане не будут сидеть и ждать, пока провинившихся накажут боги, — они сами осуществят наказание, и незамедлительно".
"Цыгане верят в дурной глаз, в то, что человека можно сглазить, то есть навести порчу, всего лишь посмотрев на него. Это можно сделать сознательно или неосознанно, когда обладатели дурного глаза даже не подозревают о содеянном.
Многие европейские цыгане спасаются от сглаза тем, что приходят к реке или ручью с чайником и наполняют его водой, ведя вверх по течению. Затем в чайник бросают семь кусков угля, семь пригоршней муки и семь долек чеснока. Чайник ставят на огонь и доводят до кипения. После этого воду перемешивают палкой с тремя ответвлениями и говорят следующее:
«Дурные глаза, посмотревшие на тебя,
Пусть они тут погаснут
И затем семь воронов
Вырвут дурные глаза!
Дурные глаза смотрят на тебя,
Пусть они погаснут!
Много пыли в глаза,
Пусть они ослепнут!
Дурные глаза смотрят на тебя,
Пусть они погаснут!
Пусть они сгорят, пусть они сгорят
В огне всего хорошего!»
"Соль — это общеизвестный символ новой жизни и чистоты, поэтому ее используют при наречении именем и в других ритуалах. Согласно Эрнесту Джонсу она символизирует семя. Если от гауджо, которого считают злым или «сомнительным», получают монету (вообще — любой мелкий предмет), то ее на сутки помещают в чашу с солью, чтобы очистить от негативного влияния.
Цыгане рассказывают старинную сказку, объясняющую, почему для удачи и охранения от зла используют подкову.
Жили некогда четыре демона: Несчастье, Неудача, Болезнь и Смерть. Однажды вечером цыган ехал на своем любимом коне, возвращаясь домой, как вдруг, пересекая мост, он встретил этих четырех демонов, выскочивших из леса и погнавшихся за ним. Цыгану долгое время удавалось ускользать, но вот Неудача стала настигать его. Вдруг на перекрестке конь цыгана потерял подкову. Она отскочила и попала Неудаче прямо в лоб. Демон слетел с коня и упал замертво. Цыган остановился, подобрал подкову и поскакал в свой лагерь. Там он прибил подкову-спасительницу на дверь вар до, рассказав остальным, как он убил Неудачу. На следующий день три демона пришли за цыганом, но, когда увидели, что на его двери висит подкова, убившая Неудачу, поспешили убежать.
Избавление от злых духов, вариант:
"Шувани заставила женщину пройтись вокруг костра против часовой стрелки, а сама повторяла заклинание:
«Огонь, гори! Огонь, гори!
Пусть дым и пламя
Изгонят все злое.
Я добавлю дерево, добавлю ветки,
Разожгу пламя,
Которое изгонит бесов.
Огонь, гори! Огонь, гори!»
Она повторила это заклинание трижды, а затем бросила в огонь нечто, что вызвало вспышку синего пламени. Мне думается, это была соль".
Использованы фото http://copypast.ru/2008/01/29/page,4,cygane_za_rubezhom_.html
Интересный обычай: «Если женщина и мужчина принадлежат к разным племенам или к разным ветвям одного семейства, то возможно, они встречаются лишь во время зимних стоянок или на конных ярмарках, а остальную часть года проводят вдали друг от друга. Когда они встречаются в первый раз и влюбляются, женщина обещает, что к следующему разу найдет корень дикой розы. После этого они расстаются и идут своими дорогами. Каждую ночь, в которую мужчина ставит вардо вдали от возлюбленной, он берет горсть земли из-под колес и кладет ее в мешок, при этом он должен держать мешок так, чтобы тот не касался почвы. Каждую ночь в мешке прибавляется немного земли, и постепенно он наполняется. Приблизительно через год, когда влюбленные снова встречаются, у мужчины уже полный мешок земли. Он отдает его женщине, и та сажает в него дикую розу. Этот цветок становится символом их единения и желания быть вместе. По мере того как растет роза, растет и их любовь».
- Хрупкая, однако, и ненадёжная такая любовь, много шансов что шиповник не приживётся, что окажется сломан или зачахнет без присмотра в дурную погоду, замёрзнет зимой... Так и любовь разлучённых...
Кай о кам, авриавел,
Кия манге леле бешел
Кай о кам телъ авел,
Кия лелакри ме бешав.
(«Когда восходит солнце,
Любовь моя будет со мной.
Когда оно заходит,
С ней буду я».)
Использованы фотографии из следующих источников:
http://svenko.net/costume/foto_kalderari_2.htm
http://humus.livejournal.com/2625079.html