РАСШИФРОВКА ПИСЬМЕННОСТИ МАЙЯ.
В 1945 году на страницах одного из немецких изданий была опубликована статья под названием «Дешифровка письма майя — неразрешимая проблема». Всего несколько строк заметки в корне изменили жизнь одного советского ученого – Юрия Кнорозова. Много лет своего научного труда он посвятил тому, чтобы доказать обратное: письменность индейцев майя, созданная одним человеческим умом, не может оставаться загадкой для другого.
[600x418]Советский историк и этнограф, лингвист, специалист по древним языкам Юрий Кнорозов был человеком упрямым и принципиальным. Приговор, вынесенный возможности расшифровки письменности майя в немецкой статье, вызвал бурю негодования ученого. «Каждая загадка должна быть разгадана!» - таков был принцип амбициозного исследователя.
[362x500]Юрий Кнорозов
"Сообщение о делах в Ютакане".
История невероятных открытий началась случайно, когда Кнорозов совершил удивительную находку на своем рабочем месте, а именно – на полках богатейшей библиотеки московского Института этнологии и антропологии. Среди старых книг, едва уцелевших в огне войны, Юрий отыскал два редчайших тома: изданные в Гватемале «Кодексы Майя» и книга Диего де Ланды «Сообщение о делах в Ютакане».
История этих книг уходит в далекое прошлое. 1498 год стал знаменательным для всего мира - Христофор Колумб открыл Америку. Новый континент привлек завоевателей из Европы, испанские конкистадоры хлынули в Новый Свет с одной лишь целью – покорить богатейшие земли Америки. Масштабные государства ацтеков и инков рухнули в одночасье, но индейцы майя, населявшие Центральную Америку четыре тысячи лет, оказывали упорное сопротивление завоевателям на протяжении долгих лет.
В компании солдатов на территорию Нового света прибыли католические монахи с целью обратить языческие племена в христианскую веру. Именно эти священнослужители стали фактическими правителями завоеванных земель. Одним из таких монахов был Диего де Ланда, прибывший в 1549 году на полуостров Ютакан – место, где обитала доколумбовая высокоразвитая цивилизация майя.
[443x439]Диего де Ланда
Цель священнослужителя была вполне объяснима, а вот средства – мягко говоря, не совсем гуманны. Решительное насаждение христианской веры порождало бесчеловечные действия монаха – непокорные подвергались пыткам и сжигались на кострах. А «непокорных» было действительно много, индейцы майя сражались до последней капли крови.
[275x500]
Майя – поистине легендарная цивилизация, обладавшая фантастическими математическими и астрономическими знаниями, преуспевшая в области земледелия, искусства и архитектуры. Письменность индейцев была запечатлена в различных источниках, существовали даже целые библиотеки бумажных книг – кодексов.
Монах Де Ланда, прибывший участвовать в деле покорения майя, писал:
Средневековые церковные обычаи не только позволяли, но и требовали уничтожать источники «демонической» информации. Книги индейцев майя, содержащие бесценные данные об истории уникальной цивилизации, были беспощадно сожжены епископом. На сегодняшний день в мире существует всего три кодекса майя – они хранятся в мировых музеях как бесценная реликвия. Некоторые экземпляры, спрятанные индейцами в пещерах, пострадали от влажного экваториального климата. В результате до наших дней дошли кодексы, слипшиеся в безликие известковые комки с хрупкими страницами.
[600x252]
[264x500]
[271x500]
Диего де Ланда заинтересовался материалами, связанными с существованием майя, и даже зафиксировал результаты своих исследований в книге «Сообщение о делах в Ютакане». Епископ записывал информацию об обычаях и нравах индейцев и пытался провести аналогию между древними иероглифами и испанским алфавитом.
[483x500]Рукопись епископа де Ланды
Кнорозов против Томпсона.
Попытки Диего де Ланды расшифровать письменность индейцев майя были подвергнуты жесткой критике американского ученого Эрика Томпсона, который с нескрываемым пренебрежением высказывался о книге монаха.
Томпсон всю свою жизнь посвятил расшифровке письменности майя. По мнению ученого, каждый иероглиф символизировал не букву и даже не слово, а целую мысль или идею. Концепция Томпсона превратила расшифровку письменности древних индейцев в неразрешимую проблему, ведь разгадать тайный смысл каждого из нескольких сотен иероглифов было просто нереально.
[444x375]
Но Томпсон не терпел инакомыслия в отношении вопроса письменности майя и, будучи влиятельным ученым, отрицательно реагировал на любые выступления лингвистов, противоречащих его теории. И вот за дело взялся Юрий Кнорозов. Он смело разоблачил непригодность предположений Томпсона, невзирая на уровень авторитета своего оппонента. Юрий работал - долго, упорно, без сна и отдыха, все свое время посвящая разгадке тайны иероглифов майя. Он изучил книгу Диего де Ланды вдоль и поперек, старательно выписывал все факты, отмечал мельчайшие детали.
[376x500]
Мысль, озарившая лингвиста, была проста и гениальна одновременно. Кнорозов понял, что каждый из иероглифов означает отдельный слог, а из нескольких слогов можно складывать слова и предложения. Ключ к разгадке тайны был скрыт на страницах книги де Ланды. Так «Сообщение о делах в Ютакане» хотя бы частично компенсировало варварские действия автора книги, безжалостно уничтожавшего великие ценности мировой культуры.
Работу по расшифровке письменности индейцев майя Кнорозов начал с интерпретации простых слов, сопровождавшихся понятными изображениями на фресках. Далее скрупулезная работа позволила составить полную картину «азбуки» майя.
[250x292]Знаки майя, дешифрованные Кнорозовым, и образцы их использования в написании
Успех трудов Юрия Кнорозова омрачался лишь одним: новая теория практически сводила на нет ценность работы всей жизни Томпсона. Американский исследователь выпустил полноценный каталог иероглифов майя с объяснением каждого из них, как символического рисунка. На страницах научных изданий разгорелась жесткая полемика между Томпсоном и Кнорозовым. На стороне Томпсона был его авторитет и поддержка светил науки того времени, а на стороне Кнорозова – его упорство, настойчивость и… истина.
Мировая сенсация.
Действительно, Юрий Кнорозов оказался прав на сто процентов, и после длительной борьбы научный мир не только согласился с его теорией, но и стал восхищаться достижениями русского исследователя. Сдались и одобрили работы Кнорозова даже американские ученые – бывшие сторонники Томпсона. Но главный оппонент Кнорозова не признал явного фиаско и верил в истинность своей теории до конца жизни.
Диссертация на тему расшифровки письменности майя принесла Кнорозову не кандидатскую, а сразу докторскую степень. И это не случайно, ведь с помощью его метода можно было прочитать абсолютно любой текст, дошедший к нам через века от представителей великой цивилизации. Советский исследователь делал свои открытия, не выходя из кабинета и ни разу не побывав на родине объектов своего исследования.
[224x349]
Мировое признание принесло Юрию Кнорозову немало наград – Государственную премию в России, Большую золотую медаль от президента Гватемалы, серебряный орден Ацтекского орла от президента Мексики. Но главной наградой для ученого стало осуществление мечты всей его жизни – посещение страны древних майя.
Благодаря методике русского гения, человечеству известны многие подробности жизни индейцев майя, их способ существования, тайны научной деятельности и секреты военных баталий. Майя – удивительный народ, бесспорно заслуживший свое право занять одно из почетных мест в мировой истории. Ценность трудов Юрия Кнорозова уникальна, ведь он заставил «заговорить» целую цивилизацию, которая «онемела» сотни лет назад.