• Авторизация


Без заголовка 22-11-2014 15:05 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Письменность дохристианской Руси.

Лисуков Владимир Иванович.

Письменность дохристианской Киевской Руси.


  
   В то, что на Киевскую Русь письменность пришла вместе с христианством, по настоящему, не верят даже те, кто это утверждает. Сами подумайте, из каких недоумков должен состоять народ, чтобы тысячи лет контактировать с соседями, культивирующими это искусство и не завести себе нечто подобное? Лично у меня нет никаких сомнений в достаточном интеллектуальном потенциале наших предков. И если убедительных свидетельств дохристианского письма не обнаружено, значит, для этого были серьёзные причины.
   Прежде всего, следует сказать об информации по данному вопросу, которая имеется в научной литературе.
   Фактически признаётся достоверными всего два, внешне взаимоисключающих, источника.
   Первый - знаменитый трактат Черноризца Храбра "О письменах", в котором этот священник утверждает, что КНИГ у древних славян не было, а читали и гадали они при помощи черт и рез.
   Ну, если читали, то и писали. А отсутствие книг, например, у древних скандинавов, отнюдь не означает отсутствия у них письменности. На севере Европы найдены сотни, так называемых, "рунных камней" с довольно пространными текстами на некоторых из них (рис.1).
  
  
   [524x302]
  
  Рис.1. Скандинавские "рунные камни".
  
   Кроме того многими участниками дискуссии на обсуждаемую тему игнорируется вторая часть фразы "...а если крестились, то записывали славянскую речь латинскими или греческими буквами". Обратите внимание - не писали по-гречески, а записывали тексты греческими буквами. То есть, для славян это было естественно - пользоваться письмом. О чём и свидетельствует Черноризец Храбр, упоминая про попытки применить чужой алфавит для привычных задач. Имеется даже исторический пример, обосновывающий подобного рода действия.
   Древние готы, приняв христианство, отказались от своего рунного письма, напоминавшего им о язычестве, и "изобрели" собственный алфавит, как и кириллица, весьма напоминающий греческий, что не удивительно, поскольку христианство к ним пришло из Византии.
   Второй источник информации о письменности Древней Руси - арабский писатель Ибн ан-Надим, который в "Книге росписи известий об учёных и именах сочиненных ими книг" (987-988 гг.) сообщает: Русские письмена. Мне рассказывал один, на правдивость коего я полагаюсь, что один из царей горы Кабк [Кавказ] послал его к царю Русов; он утверждал, что они имеют письмена, вырезываемые на дереве. Он же показал мне кусок белого дерева, на котором были изображения, не знаю были ли они слова, или отдельные буквы, подобно этому (рис.3):
  
  
   [756x145]
  
  Рис.3. Образец письма "русов" из арабского источника.
  
   От себя добавлю и "подобно этому" (рис.4):
  
  
   [1051x567]
  
  Рис.4. Знаки арабского источника и руны древних восточноевропейских талисманов.
  
   На рис.4. представлены отдельные знаки из приведенного арабским писателем текста попарно с похожими на них рунами, обнаруженными мной на магических талисманах, использовавшихся восточными славянами и/или их предшественниками на территории Киевской Руси.
   Согласитесь. Древнерусские письменные знаки, именовавшиеся чертами и резами, весьма похожи на знаки приведенного арабским писателем текста и далеко не точная копия арабского письма (рис.5), стилизацию под которое подозревают некоторые авторы.
  
  
   [445x117]
  
  Рис.5. Арабское письмо. Старый стиль.
  
   Скорее уж поздние стили арабского письма напоминает вот эта надпись на талисмане наших предков (Рис. 6).
  
  
   [577x233]
  
  Рис.6. Рунная надпись на талисмане.
  
   Да и сама постановка вопроса представляется мне, мягко говоря, "половинчатой". Почему не наоборот - арабский алфавит похож на руны северной Европы, а, следовательно, является результатом заимствования?
   И так, второй источник определённо указывает на то, что дохристианское письмо на Руси имело место быть. Причём арабский писатель отнюдь не противоречит христианскому монаху, потому что о книгах и письменности в современном понимании речь не идёт у обоих. Во втором случае упоминается какое-то "белое дерево", скорее всего береза. Ну, а о берестяных грамотах нам достаточно известно, чтобы говорить о них, как об эффективной замене пергамента не только в быту, но и в делопроизводстве.
   В пользу наличия письменности у населения восточной Европы имеются ещё некоторые соображения, но сначала стоит вспомнить о нескольких, внешне не связанных между собой и с темой данного обсуждения, исторических событиях.
   Германские племена, а именно - готы, культивировавшие рунное письмо ещё в начале первого тысячелетия нашей эры, стали главными участниками совершенно не объяснимого с точки зрения нормальной логики события. Эти, чем-то сильно не довольные, аборигены северной Европы вдруг срываются с насиженных мест и переселяются в северо-западное причерноморье, прокочевав через территорию будущей Киевской Руси.
   Да. На юге комфортнее. Но и западная прибалтика не тундра. Население относительно небольшое. Климат мягкий. Флора и фауна в достаточном количестве. Да и соседние племена остались на месте.
   При таких условиях подобные порывы возможны только в случае идеологических разногласий с соседями или верховной властью. Это подтверждается и стремительной христианизацией готов по их же инициативе. А также созданием "готского" алфавита, на котором написан, как минимум, перевод библии.
   Что-то не сложилось в духовном мире северной Европы и готский демарш - глухой отголосок этих событий.
   У меня вообще складывается впечатление, что расселение народов из северной Европы на юг и восток было связано не только с экономическими, но и с нравственными причинами. Чем дальше в глубину веков, тем жестче идеологический контроль за обществом со стороны правящей религии. Для "вольнодумцев", позднее именовавшихся "еретиками", имелись целых три способа разрешения подобных конфликтов: можно было уничтожить касту священников и завести новую (весьма маловероятно, хотя такие прецеденты были), покончить счёты с жизнью (самостоятельно либо с помощью соотечественников) или убраться подальше от опротивевших нравственных идей и их толкователей. Скорее всего, предпринимались попытки идти первым путём, но в истории в основном остались лишь те, кому удалось "сделать ноги".
   Прекрасной иллюстрацией жесткого контроля за обществом со стороны религии является история с берестяными грамотами. Нет серьёзных возражений против того мнения, что, на территории восточной Европы, береста издавна использовалась в качестве носителя информации. Логично было бы предположить, что после христианизации Киевской Руси мы повсеместно должны были бы находить образчики кириллического письма на бересте. Ан, нет! 90% берестяных грамот найдено в Новгороде. И чем дальше от последнего, тем реже встречаются подобного рода находки. В Киеве, откуда теоретически кириллица должна была начать своё распространение по Руси, не найдено ни одной! Да и в Новгороде берестяные грамоты светского содержания массово появляются лишь в 12-13 веках. Они бы там и вовсе не появились, не будь этот торговый "Вавилон" рабом практицизма и местом, где как-то уживались почти все религии Европы. А кириллица предоставляла такие возможности, которыми грех было не воспользоваться.
   Остальная же Русь погрязла в религиозной войне, вызревшей в 10 веке и полыхавшей на берегах Днепра, Припяти и Западной Двины в 11-12 веках.
   Русь, то бишь правящая элита, может в большинстве и крестилась в 988 году, но реальная массовая христианизация всех русских людей произошла лишь в восточных княжествах после их разгрома монголами. Страшные бедствия, обрушившиеся на население этого региона Киевской Руси, по-видимому, привели к разочарованию в традиционной религии.
   Полоцкая же земля, а затем и все территории, отошедшие к ВКЛ, были зонами веротерпимости. Только в 15 веке, после объединения ВКЛ с Польшей, наступил период жесткой христианизации "язычников" и окатоличивания православных.
   Что уже говорить об 11 веке, когда культ Велеса доминировал в умах русских людей. Попытки разрешить религиозный конфликт военным путём отчасти раскрывают природу феномена "Битва на Немиге". Можете себе представить штурм Мекки арабскими войсками под руководством американских советников? Саботаж будет чудовищным, а положиться возможно лишь на горстку отморозков, которые не верят ни в бога, ни в чёрта.
   А теперь возьмите любую карту Белоруссии, где видны реки и вам станет ясно, что идея про "Минск по дороге из Киева в Полоцк" никаким боком не относится к географическому положению данных населённых пунктов. Особенно, если иметь ввиду, что в 11 веке по Киевской Руси и зимой и летом путешествовали исключительно по водным магистралям.
   Невольно возникает вопрос: "Зачем вообще противников занесло в эту глушь?" Тем более, что Всеслав Чародей с дружиной опоздал к месту событий, а не ожидал, в соответствии с традицией, супостата. Почему огромное войско, в тайне от противника, пробирается на дальнюю окраину его владений и там устраивает страшное разорение? Ведь Минск (обратите внимание: не "Торжок", но об этом чуть позже) расположен на границе с кем угодно, но не с остальными княжествами Киевской Руси. Это противоположная, западная граница Полоцкой Земли. Дальше только не известно для чего и против кого установленная пограничная крепость Заславль.
   При всём моём уважении к примчавшемуся Всеславу с дружиной, этих войск было явно не достаточно для противостояния хорошо подготовленному экспедиционному ;корпусу центральной власти. Да и всех ресурсов Полоцкой земли для этого было мало. Только через пять дней "стояния в глубоком снегу" Всеслав посчитал возможным атаковать. К этому времени у него уже откуда-то появились силы, соизмеримые с потенциалом противника.
   Сеча была страшной! Через века на Руси эти события вспоминались, как национальная трагедия.
   Киев объявил у себя о победе, но в чём её плоды так никто никому и не объяснил. Полоцкая Земля оставалась в своих границах, а Всеславу великий князь предлагает переговоры о мире. Обычно это делают побеждённые.
   Далее ещё интереснее. Коварно захватив Всеслава с сыновьями, во время этих переговоров, и бросив их в столичные застенки, киевская власть вскоре получила народное восстание, посадившее легендарного узника на киевский престол, с которого полоцкий князь, при первой возможности, сбежал в Полоцк. У него явно были иные интересы и предпочтения.
   Странная история! Правда?
   Все "сложности" понимания данной проблемы носят психологический характер. Когда кого-то не удаётся покорить - его замалчивают. У нас нет других источников информации о событиях 10-12 веков, кроме зависимых от центральной власти Киевской Руси. То есть, в условиях бойкота, вообще практически никакой. Но иногда тишина красноречивее любых слов.
   Дело в том, что Менецк был древним местом обмена ритуальной утвари на сырьё, продукты и изделия ремесленников, а за Заславлем начинались волоки в неманскую водную систему - регион, издревле контролируемый литвой (камнепоклонниками, производителями каменных талисманов), которая не народ, а религия - прямой аналог понятий христиане или мусульмане. Эта религия, культ Велеса, доминировала на территории расселения балтов и восточных славян. Священнослужители данного культа до тринадцатого века контролировали души народов значительной части восточной Европы. Именно эта сила блокировала распространение кириллического письма в быту. Именно эта сила участвовала в битве на Немиге на стороне Полоцка, а скорее полоцкое войско было союзником в отражении крестового похода Киева против "язычников". Что удивляться особому месту Минска в качестве ближайшего союзника, а потом и одного из столпов власти в Великом Княжестве Литовском.
   Но вернёмся к обсуждаемой теме запрета на кириллицу. Истории не известны случаи, когда "не пущать" срабатывало в чистом виде. Всегда необходимо наличие убедительной альтернативы.
   Могу с большой вероятностью предположить, что русский человек десятого века считал христиан убогими "язычниками", подменяющими высокое искусство жалким примитивом (многие знаки кириллицы весьма напоминают рунный "ширпотреб" письма древних). Это мы сейчас понимаем, что христианство принесло на Русь доступность письменного общения, эффективность и экономичность хранения информации, демократизм и упрощённый доступ к высокой духовности. Дело было за "малым". Нашим предкам предлагалось отказаться от веками складывавшейся сложной системы миропонимания и информационного обмена. Они, может быть, и не отказались бы, но духовная власть, пронизывающая своим контролем весь быт наших предков, явно была против.
   По сравнению с древнерусской, новая письменность имела только одно, но решающее для широкого распространения преимущество: она проще. Во всём остальном письмо древних славян куда лучше обслуживало интересы правящей элиты.
   Прежде всего, это, если формулировать в современных понятиях, очень гибкая система, разделяющая пользователей на уровни доступа к тайнам искусства в зависимости от задач, стоящих перед ними. То, с чем сталкивались непосвященные - своего рода "ширпотреб", предназначенный для низших слоёв общества.
   Эту часть письменности, представляющую собой различные способы нанесения реалистичных или условных изображений сверхъестественных сущностей (рис.7,8), а так же схем мироустройства (рис. 9) на магические талисманы или иные ритуальные предметы и называли "чертами и резами". Последние являются своего рода аналогом икон и иных религиозных символов христиан.
  
  
   [403x340]
  
  Рис. 7. Изображение Рода и Роженицы на талисмане.
  
  
   [428x196]
  
  Рис. 8. Практически руна Рода и Роженицы (стилизованное изображение).
  
  
   [261x328]
  
  Рис. 9. Талисман, отображающий устройство мира.
  
   "Черты и резы" - не очень точный термин, свидетельствующий о поверхностном знакомстве Черноризца Храбра с критикуемыми навыками древних славян и его стремлении обсуждать тему в рамках привычных стереотипов.
   Важными элементами древней письменности были не только эти два способа нанесения знаков: черты рисовали (рис. 10), а резы вырезали (рис. 11).
  
  
   [279x344]
  
  Рис. 10. Черты.
  
  
   [339x311]
  
  Рис. 11. Резы.
  
   Применялась масса иных приёмов и технологий отображения мистических существ и особенностей мироустройства. Например, использовали вытравливание, аппликации, аналоги мозаики (рис. 12, 13, 14).
  
  
   [396x206]
  
  Рис. 12. Изображение Рода и Роженицы на кремнии.
  
  
   [436x227]
  
  Рис. 13. Руны, выполненные в технике нанесения на поверхность полос глазури.
  
  
   [402x310]
  
  Рис. 14. Мозаичное изображение противоборствующих стихий на талисмане.
  
   Кроме того часть черт и рез - это соединяющие знаки смысловые линии (рис.15). На эти же линии (рис.16), а затем полосы фона (рис.17), наносились руны, иероглифы или рисунки.
  
  
   [692x292]
  
  Рис.15. Смысловые линии, соединяющие объекты талисманов.
  
  
   [1102x230]
  
   Рис.16. Руны, "нанизанные" на прочерченную линию на талисмане
  
  
   [703x240]
  
  Рис. 17. Рисунки (иероглифы) сверхъестественных существ на белой полосе.
  
   Последняя технология является, с одной стороны, прямым предшественником строчной записи знаков письма, а с другой - способа оформления скандинавских "рунных" камней (рис.18).
  
  
   [213x337]
  
  Рис. 18. Текст внутри обозначенной полосы на скандинавском "рунном" камне.
  
   Кроме того, талисманы часто содержали скульптурные элементы, поясняющие текст (рис.19).
  
  
   [521x196]
  
  Рис. 19. Скульптурные элементы на талисмане.
  
   Большое значение имели цвет фона, на который наносились знаки письма и цветовое отображение самих знаков (рис.20).
  
  
   [767x294]
  
  Рис. 20. Цветовое решение талисманов.
  
   Часто использовались световые "магические" эффекты, когда под различным углом зрения или при разной освещённости руны появляются, исчезают или меняют свою форму (рис. 21). Особенно это касается рез, которые обычно хорошо видны только при определённой ориентации талисмана.
  
  
   [463x251]
  
  Рис. 21. Один и тот же талисман c разной ориентацией к свету (слева в центре талисмана на светлом фоне цветное изображение есть, а справа - нет).
  
   Ещё применялось "рисование" изображений при помощи рун (рис. 22), когда кроме непосредственного чтения знаков можно было увидеть обсуждаемый объект.
  
  
   [488x266]
  
  Рис. 22. Образ птицы (слева - реальное изображение, справа - после обработки), созданный несколькими рунами.
  
   Ряд талисманов выполнялись в виде устройств, рисунки на которых (или внутри которых) видны только при диафаноскопии: например, камень можно зажать между пальцами и смотреть на просвет в направлении яркого источника света (рис. 23).
  
  
   [847x303]
  
  Рис. 23. Подсвеченные рунные камни.
  
   Не надо путать черты и резы, то есть руны, со знаками письма, использовавшимися в качестве условного отображения отдельных звуков или слогов. Смею утверждать, что последние представляли собой ересь бытового использования священных символов. Черты и резы в качестве букв (или слогов) предназначались только для записи имен божественных ипостасей (рис. 24), создания гадательных устройств (рис. 25) и нанесения на предмет колдовских формул (рис. 26). Рисунки 24 и 26 вполне можно поменять местами.
  
  
   [365x345]
  
  Рис. 24. Имя Бога.
  
  
   [341x360]
  
  Рис. 25. Гадательное устройство.
  
  
   [507x242]
  
  Рис. 26. Магическая формула.
  
   Возможно готы, а до них этруски, потому и бежали с насиженных мест, что посягнули на основы веры, используя черты и резы не по назначению. Что уже говорить про безбашенных викингов, которые даже бравировали своим наплевательским отношением к мнению любых священнослужителей, не забывая при этом использовать изобразительные каноны старой и новой веры, иногда в пародийной форме (рис. 27).
  
  
   [282x329]
  
  Рис. 27. "Рунный" камень.
  
   Поэтому письмо этрусков, готов и скандинавов никак не может быть отнесено к рунному. Руны - санкционированный священниками способ поклонения высшим силам, а знаки письма следует называть буквами или иным термином, поскольку они всего лишь инструмент для бытовых нужд.
   Странно, но смысловое применение символов в прикладных целях, похоже, не возбранялось. Кажется, это служило одним из вариантов письменной речи в быту. Вот, например, послание всего из двух рун (рис.28), первая из которых скандинавами называлась "нужда, необходимость, вынужденный поступок", а смысл второй определялся, как "военная доблесть, агрессия, нападение, нанесение ущерба". Вместе они означают что-то вроде "мы вынуждены на вас напасть". Невольно вспоминается крылатая фраза Святослава: "Иду на вы!" Согласитесь, что оба послания весьма схожи по форме и стилю изложения мысли.
  
  
   [460x283]
  
  Рис. 28. Две руны на керамической пластине.
  
   Или вот руна защищённости, покоя на ритуальном топоре, пересечённая руной смерти, что может читаться, как "преодолевающий защиту" (рис.29).
  
  
   [520x318]
  
  Рис. 29. Руны на ритуальном топоре.
  
   А как же тогда обстояло дело с передачей подробных посланий и сложной информации, которую невозможно отобразить иносказательно, либо объём "документа" окажется просто чудовищным?
   Эта проблема решалась несколькими способами:
   1. Созданием сложных систем взаимосвязи объектов (рис.30).
  
  
   [1179x325]
  
  Рис. 30. Конгломерат рун, черт и рисунков.
  
   2. Развитием микро-техники нанесения знаков (рис.31).
  
  
   [931x406]
  
  Рис. 31. Микроизображения на талисмане.
  
   3. Созданием иероглифического (рис.32) и рунного письма (рис.33).
  
  
   [551x274]
  
  Рис. 32. Иероглифы.
  
  
   [901x248]
  
  Рис. 33. Рунные тексты.
  
   Следует помнить, что развитие письменности в условиях религиозного контроля - это всегда страшная тайна для непосвящённых. Слово "runa" с готского и переводится, как "тайна". Доходило до абсурда. Некоторые из изображений на талисмане владелец последнего мог бы рассмотреть только при наличии очень хорошего зрения и ясного представления о том, что за знаки украшают это ритуальное изделие. А как подобные надписи наносились вообще вопрос практически к уфологам.
   Подробнее о древней литве и их магических талисманах, а также месте последних в духовном и материальном мире восточной Европы, я попытаюсь рассказать в отдельной статье. Задача данной работы несколько шире.
   Думаю, что у читателей давно созрел естественный вопрос: "Откуда оно всё взялось и почему, кроме автора статьи, об этом никто "ни сном ни духом"?"
   Самый простой ответ: "А оно кому-нибудь надо?" Любой знаток истории категорически заявит: "У нас столько данных о событиях старины глубокой, столько теорий и авторитетных мнений, а тут целый мир в центре Европы, который никто не заметил! Ерунда какая-то!"
   Если проигнорировать повсеместные попытки позиционировать свою территорию в качестве "родины слонов", то в остатке, в качестве причины не замечать очевидное, окажутся: стереотип мышления, абсолютизация мнения авторитетов и поиски мирового первоисточника культуры, как отправной точки развития человеческой цивилизации.
   Дань последнему отдал и ваш покорный слуга. Выводы были, мягко говоря, озадачивающими.
   Любые исследователи истории письменности во все времена придерживались линейных взглядов на предмет исследования. Эти взгляды подразумевают последовательное движение от простого к сложному, от рисунка к иероглифу, от последнего к слогу, а затем к букве.
   Считается, что сначала очень талантливые, но недоразвитые первобытные люди развлекались запечатлением своего быта при помощи рисунков. Потом, немного поумнев, они стали изображать себя и всё остальное в виде условных символов, именуемых рунами.
   Руны имели свои названия, что позволило отдельным гениям в разных частях Европы использовать их для обозначения звуков, причём сначала слогов, а потом отдельных букв. То есть сначала разные народы средиземноморья в разное время придумывали слоговое письмо (египтяне - иероглифы), а потом умные финикийцы, глядя на всё это безобразие, извините, разнообразие, изобрели буквы, пока только согласные. Проще говоря, ребята выбросили гласные, упростив написание согласных до одного знака (в слоговом письме одному согласному может соответствовать чуть ли не десяток разных символ вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Лора-Лорочка - Дневник Лора-Лорочка | Лента друзей Лора-Лорочка / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»