[показать]Шведский национальный музей
Немецкого живописца и графика эпохи Ренессанса Лукаса Кранаха (1472-1553) очень интересовал мезальянс. На эту тему он написал больше сорока картин. У Кранаха есть такая картина — «Влюблённый старик»:
[показать]Я знаю, что на картине изображена проститутка, залезающая в кошелёк, и что чаще картину называют не «Влюблённый старик», а «Ill-matched couple»; но посмотрите на их лица, на то, как они держатся друг за друга. Я, когда буду старая, тоже так хочу.
Мезальянс очень интересовал Кранаха; у него есть больше сорока картин на эту тему. Неизменным на всех оставался только кошелёк, но остальное удивительно менялось по мере того, как Кранах старел и как менялись его представления о том, что отвратительно и извращенно, а что нет. Опять — знаменитое «с кем вы себя ассоциируете на этой картине». И, кстати, в каком возрасте человек становится старым?
Вот как это менялось у Кранаха.
Одна из самых ранних (1520-22) его картин на тему «ill-matched couples» нетрадиционна и для темы, и для Кранаха: не старик похотливо лезет к проститутке, а старуха покупает любовь молодого человека (помните сцену из «Казановы»?):
[показать]Она написана в 1520, в 48 лет. Кранах, видимо, чувствовал себя вполне молодым человеком.
На картинах 1525-1530 годов (53-58 лет) раскладка уже традиционная: старый мужчина и молодая женщина, женщина одной рукой едва касается мужчины, другой залезает в кошелек. Видно, какое отвращение это вызывает у художника — лица и костюмы отличаются, но везде у мужчины тот же похотливый оскал, а у женщины тот же цинизм в глазах:
1/6
Забавно, что на четвертой картине мезальянс получается из-за разницы не в возрасте, а в социальном положении, причём проституткино положение выше: простой, плохо одетый крестьянин с грубым лицом — и шикарно одетая изысканная проститутка; такая трактовка считалась «an unusual twist» и почти не встречалась у других художников.А вот картина, написанная в 60 лет (1532) — она уже гораздо человечнее:
[показать]И вот, наконец, две поздние картины (первая, которую я уже показывала, написана в 1537 году, в 65 лет, датировка второй точно неизвестна). Добрые и трогательные. Женщины не просто позволяют себя ласкать, а сами обнимают мужчин и прижимаются к ним; и смотрят оба совсем по-другому. Кажется, в старости моралист Кранах что-то понял:
[показать]
[показать]А незадолго до смерти, в 74 года, Кранах нарисовал легендарный «Фонтан молодости», источник, в который люди входят старыми и выходят молодыми (и никакого тебе зверского «бух в котёл и там сварился», русское омоложение, бессмысленное и беспощадное).
[показать]На этой картине некоторых старушек буквально на плечах приносят омолаживаться их мужья. В фонтане купаются только женщины — а куда деваются потом мужья, история картина умалчивает. Видимо, так и остаются неомоложенными, но зато их ждёт такая старость, как на первой картине.