• Авторизация


Без заголовка 03-01-2017 15:42 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения REMEUR Оригинальное сообщение

Эффект Зова

Отоспалась,отметила и решила интересности рассказать))3308239_Laie_87A (35x40, 15Kb)Итак:

«Эффект Зова» 

В начале прошлого века, когда началось покорение северного полюса, участники экспедиций писали о странном явлении, наблюдавшемся у северных народов. Его называли по разному: «мерячка», полярный психоз, полярная истерия, «зов Полярной звезды». Человек без видимой причины впадал в транс, механически повторял чужие движения и слова, становился агрессивным и бежал в направлении северного полюса. При попытке удержать его вырывался с нечеловеческой силой. Иногда это состояние охватывало целые поселки. Этот феномен пытался разгадать еще знаменитый психиатр Бехтерев.Будучи руководителем петроградского Института мозга, Бехтерев В.М. направил в Заполярье экспедицию во главе с профессором А. Барченко. Она длилась почти два года. Но полученные наблюдения, хотя и были высоко оценены Бехтеревым, физическая природа полярного психоза так и остались загадкой.


"Под этим условным термином я понимаю возникающую в ряде случаев арктической истерии непреодолимую и реализуемую любой ценой (в том числе – ценой жизни) потребность двигаться в конкретном направлении (как правило – на север, к Полярной звезде; реже – по замкнутому кругу)

Один подобный пример мы уже видели выше (я имею в виду случай с русскими поморами, возвращавшимися с Груманта); в целом же описаний проявления «эффекта Зова» при арктической истерии известно довольно много, – хотя и на порядок меньше, чем, например, описаний «Эхо-эффекта». Наиболее известен «эффект Зова» на европейском Севере (в регионах, омываемых Белым, Баренцевым и Норвежским морями) и на крайнем северо-востоке Евразии (Чукотка и восток Якутии). Об арктической истерии и описываемом эффекте здесь иногда упоминают даже туристические справочники и отчеты, которые, разумеется, не могут служить заведомо объективным источником информации, и тем не менее, показательны. Вот, например [http://opexov.com.ua/stati-world/77-chukotka-krajnij-sever-rossii.html ]: 

"Полюбоваться полярным сиянием так и не удалось, поскольку в короткие летние ночи оно бывает крайне редко и является более характерным для осени и весны. Зато горничная в гостинице, девушка-эвенка Тинил (она позволила называть ее Татьяной), рассказала о другом родственном явлении, которое случается с людьми в этих северных краях. О нем говорят «зов Полярной звезды», или просто «мерячка». Бывает, что целая бригада строителей вдруг проснется ночью, выйдет из вагончиков на улицу и тоже идет в тундру, не открывая глаз. Или чукчи всем стойбище снимутся с места и отправляются навстречу призрачному огню. 

В качестве иллюстрации данного эффекта, – к которому мы еще вернемся как к самому, вероятно, магическому проявлению арктической истерии, – мне хотелось бы привести здесь полухудожественное-полудокументальное повествование, автора которого я, к сожалению, не могу пока установить, но которое неплохо характеризует феномен… 

На бескрайнем черном небе зажглись первые всполохи северного сияния. Скоро весь звездный свод был расцвечен диковинными красками. Разных цветов и оттенков в жизни поморов очень мало. Зато красивые северные сияния компенсируют недостаток красок. 
На фоне неба цвета индиго переливалось яркими лепестками северное диво. Поморы поневоле подняли головы от работы. Как не полюбоваться на такую красоту? 
Минут пять северяне молча смотрели на пульсирующие разноцветные языки сияния, которые пожирали небо. Потом как по команде все встали. Из домов стали подтягиваться дети и старики, освобожденные от тяжелой работы. 
Все жители поселка выстроились в подобие огромного хоровода и начали медленно ходить по кругу. В их остекленевших глазах не было видно разума. Поморы двигались, как зомби: по одной и той же траектории, абсолютно синхронно. Вдруг кто-то из селян, влекомый каким-то неведомым приказом, согнул в локте руку. Остальные тут же повторили это движение. 
Это напоминало занятие по аэробике, правда, неосмысленное. Кто-то из поморов совершал какое-либо действие, а остальные его синхронно повторяли. 
Из избушки на окраине поселка вышли двое. Их разум полярный психоз, это другое название мерячки, не поработил. 
Они были не похожи на местных жителей. Светлая, хоть и обветренная кожа и разрез глаз выдавали их славянское происхождение. По возрасту они были как отец и сын. Мужчине с суровым выражением лица было около пятидесяти, а вихрастому юнцу недавно исполнилось двадцать три. Младший удивленно посмотрел на старшего: 
- Василий Петрович, что это с ними? Массовый психоз? 
- Не массовый, Макс, а полярный. Ты тут недавно, первый раз меряченье видишь, а я давно уже. Насмотрелся на него. Как особенно яркое и пульсирующее полярное сияние раскрасит небо, жди психоза. Это состояние охватывает население целого поселка. Люди начинают бессмысленно повторять телодвижения друг за другом, водят хоровод, правда, за руки при этом не держатся: 
Вдруг чье-то пение прервало разговор двух метеорологов. 
- Слышишь? – спросил мужчина. – Поют. Такое нечасто бывает. Только когда сияние очень уж ярко полыхает на небе. Старые метеорологи говорят, что в такие моменты умопомрачения поморы распевают песни на разных языках. Зачастую даже на тех, которые в нормальном состоянии отродясь не слышали. Но я-то в эту дребедень не особо верю. Как можно говорить на том наречии, которого не знаешь? 
- Ладно вам, Василий Петрович, – чуть улыбнувшись, ответил Максим, – откуда вам знать, на каком они языке поют? Вы-то сами всего два знаете: русский и ругательный. Причем второй язык освоили не в пример лучше. А я вот в институте языки изучал и могу вам точно сказать: вон та старушка на испанском поет, а внук ее на английском «шпарит». Я еще на курсы японского после школы ходил и уверен, что вон та пара сестер-близняшек поет на каком-то подобии этого языка. Однако в том, что это точно японский, я поклясться не могу. Это какое-то близкородственное наречие: 
Вдруг молодой человек прервал свой монолог на полуслове. Его взор обратился на неожиданно, как по команде, прекративших свою унылую разноязычную песню поморов. Жители поселка, выстроившись гуськом, уходили на север. 
- Хорошо, что океан далече, – сокрушенно проговорил старший метеоролог, – а то перетопились бы все. 
Заметив удивленный взгляд коллеги, он пояснил: 
- Это Полярная звезда их зовет, поэтому в честь нее психоз и назван. Пока северное сияние не утихнет, они так и будут брести в сторону полюса. И ничто их не остановит: ни горы, ни вода, только смерть. Читал сказку про путешествие мальчика Нильса с дикими гусями? Помнишь, там крысы упрямо шли на звук волшебной дудочки: уже в море зашли, воду глотают, а все равно идут за мелодией флейты навстречу своей смерти. Так и поморы на зов Полярной звезды. Это здешним повезло: их поселок не так близко к морю находится. Пока они до него дойдут, северное сияние авось утихнет, все в чувство придут и по домам разойдутся. А то жители других деревень все до единого в море уходили. А немощные, которые сами идти не могли, раздирая руки-ноги в кровь, ползли за Полярной. 
- Так их остановить надо! – горячо воскликнул Максим. 
- Без толку все это, – флегматично заметил старший, – никто их не остановит. 
Младший метеоролог раздраженно махнул рукой на своего товарища и бросился вслед за уходящими поморами. Наконец он догнал старика, шедшего последним в живой цепочке, и, пытаясь остановить, схватил его за руку. Казалось, седой старец даже не почувствовал цепкой хватки молодого, сильного парня. Он не оглянулся, не попытался освободить руку, а просто шел дальше, делая, как и прежде, отмашку захваченной кистью. Парня же кидало из-за этого размахивания взад-вперед. Поняв, что таким образом он не сможет остановить старика, Максим оставил руку в покое и попытался взять деда в захват. Но и это не оказало на зомби никакого воздействия. Напрасно потея от небывалого напряжения, метеоролог пытался остановить хотя бы одного паломника Полярной звезды – все было бесполезно. 
Окончательно выбившись из сил, парень двинулся в обратный путь. У избушки его терпеливо ждал второй метеоролог. 
Тяжело рухнув на хлипкую скамеечку, криво стоящую под окнами метеостанции, парень спросил: 
- Я вот все думал, а почему мы за Полярной звездой не пошли? Все поморы отправились, ничего не видят, ничего не слышат, а нам хоть бы хны. 
- Так мы ж не поморы, – хмыкнул, подивившись непонятливости молодого напарника, Василий Петрович, – мерячке не все подвержены. В основном зов Полярной звезды слышат северные народности и южные жители, приехавшие работать на север. Есть даже специальные медицинские инструкции на этот счет: якобы чем южнее родился и вырос человек, тем труднее ему жить и работать за полярным кругом. Еще мерячке подвержены долго болевшие люди. Труднее всего сердечникам: после двух-трех северных сияний инфаркт гарантирован, зачастую со смертельным исходом. 
Работал у нас тут до тебя один. Родился и долго прожил на побережье Черного моря. И как за окном сияние полыхать начинает, он, не обувшись, не одевшись, скорой ногой на улицу. Хорошо было, когда мы сразу его отсутствие замечали, а то он даже морозился не раз. Потом у него сердце начало пошаливать. Такое во время северного сияния и у меня бывает, а уж у него, южного человека, и подавно. Уехал он недавно, не выдержал, боялся здесь совсем здоровье угробить. На его место тебя и взяли. 
За разговором метеорологи не заметили, как красочные языки перестали лизать небесный свод. А вскоре на горизонте появилась группка людей. Они шли покачиваясь. В согбенных фигурах Максим не сразу узнал жителей поселка, совсем недавно бодро маршировавших на север вслед за Полярной звездой. В конце мрачной процессии двое молодых мужчин несли на руках старика. 
Того самого, которого никак не мог остановить молодой метеоролог. Стоящего рядом умудренного жизнью Василия Петровича это шествие, казалось, совсем не удивляло. Отвернувшись в сторону, исследователь пытался прикурить сигарету. И хотя он прикрывал зажигалку ладонью, огонь постоянно тух. Наконец его труды увенчались успехом. Поймав удивленный взгляд Максима, прикованный к немощному старику, старший метеоролог сказал: 
- Удивительно, правда? Только что бежал, а теперь и шагу сделать не может. Тут еще и не такого насмотришься. Если Полярная звезда зовет, люди собирают последние силы. Хромые встают, слепые сами находят дорогу. Север таит много загадок. Разгадать их нам пока не под силу. Ладно, поточили лясы, и будет. Пошли работать. 
Старший метеоролог затушил только что закуренную сигарету и ушел в избушку. Молодой сотрудник хотел ему что-то ответить, но раздумал. Еще с минуту он вглядывался в усталые изможденные лица местных жителей. Увидев, что поморы смущены столь пристальным вниманием, Максим развернулся и торопливо зашагал на метеостанцию." 

 

Кольский феномен

Описание Кольского полуострова - с какой бы точки зрения оно ни делалось - всегда будет пестрить эпитетами «самый».

Это - самая северная часть континентальной Европы. Коренное население полуострова — саамы (лопари, лапландцы) — самый западный из евразийских арктических (прим.: Арктическими называются аборигенные народы Евразии, живущие непосредственно у Полярного круга и севернее его: самоеды, юкагиры, эвенки, чукчи и т.д.) народов. Европейские авторы, писавшие о Лапландии еще в XVI-XVII. веках, нередко характеризовали ее как самое непригодное для жизни место в их Ойкумене, и искренне поражались тому, что там все-таки живут люди (прим.: «Край этот лишен любых фруктов, деревьев и зерновых культур, ибо им нужна почва. Домашние животные, встречаюгциеся в других частях света, здесь неизвестны. В стране нет даже травы, которой они могли бы питаться, не говоря уже о том, что молока и яиц тоже нет. Нет виноградников, которые могли бы обеспечить людей питьем... Это несомненно должна быть пустыня». Франческо Негри, Италия, XVII век.)...

Еще один факт из этого ряда - с древних времен и до нашего времени лапландцы почитались самыми опасными колдунами у всех народов, знакомых с ними.

По этому поводу позволю себе процитировать упомянутую уже книгу Н.И.Харузина («Русские лопари...», 1890):

"Следует заметить, что Лапландия с незапамятных времен считается страной, населенной чародеями. Еще в Калевале мы видим мать Леминкейнена, которая, желая удержать сына от поездки в Похъелу, говорит ему:

Не ходи ты, мой сыночек,
В села дальние Похьолы,
Не ходи без чародейства,
Без премудрости всевластной
К очагам детей Похьолы,
На поля детей лапландских.
Запоет тебя лапландец,
Заклянет тебя турьянец:
По уста положит в угли,
В пламя голову и плечи,
В золу жаркую всю руку,
На каменьях раскаленных...

[...]

В древней России мы встречаемся также со взглядом на лопарей как на опасных чародеев и ведунов: так, в 1584 году Иоанн Грозный призывает колдунов лопарей для объяснения значения появившейся в то время кометы. После убийства Лжедмитрия I стали ходить слухи, что земля не принимает его тела, и некоторые утверждали, что "Гришка был колдун, выучившийся этому искусству у Лапонцев: когда они дадут себя убить, могут и воскрешать себя. И он выучился этому дьявольскому искусству ".

Но наиболее характерными в этом отношении являются рассказы, передаваемые нам средневековыми писателями о колдовстве лопарей. Уже один тот факт, что эти рассказы так сильно распространены, служит доказательством, как крепко укрепилась за лопарями слава об их колдовстве..."

 

Конечно, сегодня магическая традиция в Лапландии, как и повсюду, пребывает в относительном упадке. Но в том-то и дело, что в относительном. В этом контексте интересно мнение православного священника, настоятеля Успенского прихода села Варзуга о. Митрофана, зафиксированное несколько лет назад В. Дятловым (прим.: В.Дятлов. Пришедшие из сумрака II Итоги, 2006, №6).:

Кто такие лопари? Нет более колдовского племени. Можно возразить: ведь у всех малых народностей Севера есть шаманы... А здесь все шаманы. Лопарь - он не лопарь, если не стал нойдой. Он состоялся как личность, если полностью овладел этим искусством и пользуется помощью духов нечистых в своей повседневной жизни: спрашивает про охоту, кто идет, враг или нет; потеряет вещь — дух помогает найти. Вот такие края здесь."

Отец Митрофан путает, конечно, термины «нойд» («нойда») и «[бытовой] колдун»; впрочем, оно и понятно: недосуг священнику разбираться в культуре и истории духовно окормляемого народа. Однако, само свидетельство весьма показательно, и, фактически, повторяет - спустя более столетия — сообщение Харузина о том, что едва ли не каждый лапландец — «маленько колдун».

Относительно самих нойдов - высшего «разряда» саамских магов - Харузин (уже в другой работе (прим.: Н.И.Харузин. О нойдах у древних и современных лопарей II Этнографическое обозрение. М., 1889. (Фактически, это первая русская фундаментальная работ по саамскому шаманизму.)) пишет:

"Из их числа выдвигались несколько, знающих тайны чародейства, могущих навести порчу, причинить болезнь или смерть. Таковыми были их шаманы, называемые самими лопарями нойдами, которые в своем лице соединяли функции и шамана, и колдуна".

В России исследования феномена арктической истерии начинались этнографами в конце XIX века, но уже в самом начале века XX они были подхвачены учеными-«естественниками». Уже в 1900 году В.М.Бехтерев, чей вклад в развитие отечественной и мировой неврологии и психиатрии невозможно переоценить, касается вопросов меряченья в своем предисловии к новой книге Н.В.Краинского (прим.: Н.В.Краинский. Порча, кликуши и бесноватые. Новгород, 1900.). В 1907 году Бехтерев основывает первый в мире Психоневрологический институт, а в 1918 - Институт по изучению мозга и психической деятельности. Двумя годами позже он привлекает к работе этого института Александра Барченко.

[226x382]

В.М.Бехтерев, 1912 год

Сегодня имя А.В.Барченко известно, пожалуй, любому, кто интересуется загадками Севера, - в том числе, увы, и благодаря немалому числу дилетантских (и даже профанаторских) публикаций двух последних десятилетий. В меру собственных заблуждений, многие современные нам авторы представляют Барченко то просветленным пророком, то шарлатаном. Между тем, он действительно был яркой личностью, оккультистом и романтиком, но прежде всего - серьезным ученым с широким научным кругозором.

В контексте нашего очерка показательна тема дипломной работы, защищенной Барченко в 1920 году в петроградской Педагогической Академии, где он проходил тогда дополнительный годичный курс: «Сон, спячка, угнетение». И показательно также, что именно в этом году его привлекает к работе своего института Бехтерев. И уже в начале следующего года Бехтерев командирует Барченко на Кольский.

Необходимо отметить, что бехтеревский Институт Мозга вел тогда, в том числе, и исследования, которые сегодня назвали бы, пожалуй, «пограничными»: телепатия, внушение, воздействие физических полей на мыслительную деятельность... В этом отношении Барченко, несомненно, «пришелся ко двору» - его первые публикации по данной теме относятся еще к 1911 году. И он подсказывал новые возможные пути исследований; так, один из первых докладов Барченко в Институте назывался «Дух древних учений в поле зрения современного естествознания»...

Как я уже упоминал, Бехтерев интересуется явлениями круга арктической истерии как минимум с самого начала века; действительно, эта тема представляется более, чем перспективной, - яркая патология, изучение которой может дать многое для понимания принципов работы человеческого мозга. Между тем, примерно одновременно с привлечением Барченко (взгляды которого открывают еще один аспект проблемы арктической истерии) Бехтерев получает сообщение от некоего Григорьева, врача, до революции жившего в ссылке в самом сердце Кольского полуострова, в районе Ловозера. Тот рассказывает о массовых вспышках арктической истерии в тех местах, об удивительном факте одновременного поражения жителей разных поселков, и связывает такие вспышки с появлением особо ярких полярных сияний.

30 января 1921 года Бехтерев принимает решение об организации экспедиции на Кольский, и уже в марте Барченко выезжает в Мурман в сопровождении супруги и двух учениц.

На Севере Барченко проводит около двух - лет, работая на биологической станции в Мурмане и одновременно руководя Мурманским морским институтом краеведения. Он собирает данные по этнографии лопарей, систематизирует материалы по шаманизму и арктической истерии на полуострове, если и не заявлял пока о прямой связи между двумя этими феноменами, то явно понимания, что между ними много общего.

В августе 1922 года начинается знаменитая экспедиция Барченко в глубь Кольского полуострова, формально снаряженная по инициативе Мурманского Губэкосо (Губернского экономического совещания), но преследующая, очевидно, цель, поставленную еще в Москве Бехтеревым, — изучение феномена арктической истерии. К экспедиции присоединились приехавшие из Петрограда астроном Кондиайн и репортер Семенов; основным районе работ были определены ловозерские тундры.

[269x355]

А.В.Барченко.
Кольская экспедиция, 1922 год

О результатах экспедиции мы можем судить только по воспоминаниям ее участников и разрозненным сведениям, связанным с работой Института мозга, - собственно отчеты Барченко, если они сохранились, для открытого изучения недоступны. Мы знаем, что экспедиции довелось работать и с саамскими шаманами, и с людьми в состоянии арктической истерии; более того, судя по всему, членам экспедиции пришлось испытать действие арктической истерии и на себе. Мы знаем, что по возвращении с Кольского, в начале 1923 года, Барченко выступил в Институте с докладом, обобщающим его результаты, а также то, что доклад вызвал большой интерес.

Параллельно изучению психических феноменов - арктической истерии и шаманизма - экспедиция также записывала саамские предания и легенды, исследовала ряд священных мест и культовых камней. Некоторые из этих находок - удивительны, и вот уже почти столетие вызывают разногласия и споры относительно как искусственности соружений, так и сакральной роли. Нужно отметить, что часть объектов, описанных экспедицией как сакральные, действительно являются естественными образованиями и к древней магии не имеют никакого отношения (многие из них были заново изучены уже в нашем столетии). А относительно некоторых - судить сложно...

[423x298]

Предположительно - саамский каменный жертвенник, один из обнаруженных экспедицией А.В.Барченко. Фото 1922 года

Некоторое время после возвращения с Севера Барченко продолжает работать в Институте мозга, однако, не за горами уже его переход под покровительство еще более мощной структуры.

Несомненно, что к этому времени специалисты ОГПУ (а до 23-го года - ГПУ НКВД) уже несколько лет вели наблюдение за самим Барченко и за его работой. В 1924 году он принимает приглашение сделать доклад о своих достижениях на коллегии ОГПУ в Москве, и вскоре после того начинает работу по созданию лаборатории нейрофизики при Специальном отделе ОГПУ. Деятельность лаборатории курирует лично Бокий.

Дальнейшие перипетии судьбы Барченко более-менее подробно описаны современным» — авторами (прим: Из наиболее корректных работ по этой теме см., напр.: О.Шишкин. Начало оккультного и паранормального проекта ОГПУ: декабрь 1924-го — август 1925 года и его отголосок. Доклад на научной конференции «The Occult in 20th Century Russia: Metaphysical Roots of Soviet Civilization». Harriman Institute, 2007.), да и не имеют особого отношения к теме нашего очерка. Мне остается отметить лишь, что, несмотря на официально естественно-научную направленность лаборатории Барченко, она, несомненно, продолжала разрабатывать и тематику магических состояний сознания, в частности - взаимосвязанных арктической истерии и шаманского транса. Об этом свидетельствует, в частности, характер обеспечении лаборатории. Так, например, в конце двадцатых годов для целей лаборатории из Горно-Алтайского краеведческого музея был изъят ряд предметов шаманского ритуала...


Тридцать седьмой год, ставший последним для многих русских людей, оказался роковым и для Александра Васильевича. Он был арестован в конце мая, осужден, как водится, по 58 статье по обвинению в «создании масонской контрреволюционной террористической организации» и шпионажу в пользу Англии, и расстрелян 25 апреля 1938 года.

[412x296]

А.В.Барченко.
Лефортовская тюрьма, 1937 год

Разумеется, вопросами особых, магических состояний сознания и связанными с ними феноменов занимался не только Советский Союз. Достаточно приложить совсем немного воображения, чтобы представить себе возможное применение результатов таких исследований на уровне серьезных государственных структур: управление толпой (прим. : Некоторые политологи, к слову, всерьез считают, что подобные технологии были использованы, например, для «разогрева» толпы во время «оранжевой революции» в Киеве. См., напр.: С.Камшилин. Меряченье Майдана. Электронный документ:http://www.otechestvo.org.ua/main/200712/2508.htm ); развитие систем шпионажа; мгновенная, не регистрируемая и не перехватываемая связь между любыми точками на поверхности Земли; создание «психотронного оружия» - не всемогущего из фантастических книжек, а реального, предназначенного для решения простых задач: подавления той или иной доминанты поведения или, наоборот, формирования условий для искусственного «запуска» доминанты нужной...

Разумеется, подобные исследования прежде всего будут востребованы в государствах тоталитарных и претендующих на мировое влияние (здесь я использую данные определения без негативного подтекста). В первой половине XX века такими государствами - оставим Америку в стороне - являлись СССР и Третий Рейх.

В целом, тема нейрофизических и оккульт ных исследований в Третьем Рейхе далеко выходит за рамки этого очерка (не говоря уже о том, что по ней и так уже написаны многие и многие тома). Посему я ограничусь здесь простым упоминанием того факта, что и со стороны Рейха «Кольский феномен» отнюдь не был обделен вниманием.

Хорошо известно, что немцы вели определенные экспедиционные исследования на Кольском полуострове еще во времена соблюдения условий пакта Молотова-Риббентропа; в большинстве своем эти экспедиции официально обозначались как геологические, но... Не является «великой тайной» и существование на баренцево-морском побережье полуострова «Базы "Норд"», функционировавшей в качестве арктической базы имперского ВМФ вплоть до начала 1941 года. Да и после начала Великой Отечественной в северной Карелии и на необитаемых островах Белого моря работали - по разрозненным, но многочисленным данным - отряды элитных подразделений Ваффен СС, которым, вообще-то, нечего было делать на голых скалах вдали от фронта...

 

7. Попытка анализа

А. Предпосылки

Мы начинали этот очерк с утверждения о том, что анализировать феномен арктической истерии имеет смысл совокупно с тремя другими параксоидальными состояниями, вместе с арктической истерией образующими определенный круг «пограничных реализаций» человека:

• шаманский транс
• боевой транс берсерка
• эпилептический приступ
• арктическая истерия

Выше мы не раз видели, что эти явления действительно имеют много общего. Это «общее» весьма наглядно, например, при сопоставлении арктической истерии с berserkagangr - состоянием боевого транса берсерка:

...Они. могут себя прокалывать насквозь ножами и это не оставляет следов, могут плавать, не умея плавать в обычном состоянии, петь на незнакомом языке, предсказывать будущее...

Мицкевич, 1929

Но еще более значима связь арктической истерии с шаманизмом, поскольку в данном случае очевидно не только феноменологическое сходство, но и генетическое родство двух этих явлений.

Позволю себе по этому поводу процитировать работу Н.А.Алексеева (прим.: Н.А.Алексеев. Шаманизм тюркоязычных Народов Сибири (опыт ареального сравнительного исследования). Новосибирск, 1984.):

"По мнению исследователей, болезнь будущих шаманов имела много общего с болезнями эмирячение и мэнэрийии — формами северной истерии, распространенными болезнями дореволюционных якутов.

Емюрэх - это человек с определенным расстройством психики, выражавшимся в том, что он непроизвольно повторял за каждым человеком неожиданные для него жесты или вторил при возгласах. Люди, страдающие этим недугом, легко поддавались внушению и реагировали на все необычное для них.

Мэнэрик — больной, периодически впадавший в состояние невменяемости и ритмическим пением описывавший разные ужасы, жаловавшийся на свою горестную судьбу. Припадок длился от нескольких минут до суток и более [...] Нередко припадок одного мэнэрикэ вызывал аналогичные припадки и у других мэнэриков, находившихся рядом. Тогда, одинаково причитая. могла бесноваться целая группа людей.

Лица, заболевшие «шаманской» болезнью, как и мэнэрики, жаловались на свою судьбу. Они пели: «Суорума соруктаммытым. Обречен на несчастье (вами), Итэгэс айыыламмытым!.. Искалечено было мое назначение».

[...] Сведения о людях, страдавших припадками перед тем, как стать шаманами, были записаны Г.В.Ксенофонтовым..."

[456x183]

Два лапландских шамана - камлающий с бубном и впавший в транс. J. Scheffer. The History of Lapland. Oxford, 1674

Как видим, существуя совершенно независимо от существования культуры шаманизма, арктическая истерия может оказываться одной из фаз превращения человека в шамана, реализуясь как знаменитая «шаманская болезнь». Ряд косвенных данных позволяет предполагать, что аналогичным образом арктическая истерия может оказываться и одной из фаз становления берсерка, хотя в данном случае говорить об этом однозначно нельзя.

Вместе с тем, феномен арктической истерии вполне самостоятелен и не является вторичным по отношению к шаманизму или берсеркерии. (Да и сами шаманы прекрасно существуют и за пределами арктических областей, - просто там «шаманская болезнь» принимает иные формы.) Во многом эти состояния подобны; разница же между арктической истерией и шаманизмом заключается, скорее, в том, что шаманский транс хотя бы до определенной степени управляем и может быть «вызван» намерено, в то время как состояние приступа арктической истерии - непредсказуемо и неконтролируемо.

Для того, чтобы продолжить наши рассуждения о природе арктической истерии, нам необходимо обозначить для себя одну очень важную вещь. Словосочетание «состояние арктической истерии», которое мы часто употребляем, на самом деле является не совсем корректным. Прежде всего — существует, как мы видели, несколько форм арктической истерии, и они характеризуются, разумеется, разными состояниями человека. Более того, сам по себе «приступ арктической истерии» представляет собой отнюдь не одно стабилизированное состояние, но — последовательную смену таковых. И то же самое верно в отношении трех других феноменов, обозначенных нами как взаимосвязанные.

Принимая такую точку зрения, несложно заметить, что некоторые «фазовые состояния» арктической истерии и транса шамана или берсерка очень похожи или вообще совпадают. Различия же между феноменами определяются

• во-первых, причиной и механизмом входа;
• во-вторых - последовательностью смены фаз/состояний;
• и в-третьих - результатом события...

«Разобрав» каждый из рассматриваемых нами феноменов на такие частные состояния, мы, вероятно, сможем лучше понять, что они собой представляют. Возможности аналитического подхода не беспредельны, разумеется, но применение его зачастую позволяет лучше рассмотреть целое...

В. Внешние проявления

Очевидно, упомянутые выше «фазовые состояния» имеет смысл рассматривать с двух точек зрения: анализируя связанные с ними внешние проявления, и - пытаясь оценивать внутреннюю сущность происходящего с человеком. Полагаю, проще начать именно с внешнего.

Собственно говоря, варианты внешних проявлений нейрофизиологических изменений очевидны (перечислим в порядке удаления от «нормального», обыденного состояния):

1. Измененное состояние сознания (ИСС) как таковое - не отяжеленное развитием психических и нейрофизиологических синдромов. Характеризуется, прежде всего, изменением восприятия реальности. Как правило, сопровождается аномальным возбуждением или, напротив, подавлением ЦНС.

2. Сумеречное помрачение сознания (СПС) - возникающее, как правило, внезапно психо-физиологическое состояние, проявляющееся в утрате ясности сознания и полной дезориентировки в окружающем, с сохранением, однако, привычных автоматизированных действий (человек может, не осознавая этого, выпить стакан воды, прикурить сигарету и т.п.). В большинстве случаев сопровождается антероградной амнезией.

3. Кома. Патологическое состояние, характеризующееся нарушением или полным отсутствием реакции на внешние раздражители, полной утратой функций управления телом и невозможностью «пробуждения». (Характеризуя данное состояние, я намеренно не употребляю термин «утрата сознания» как предельно некорректный и ничего не определяющий.)

С. внутренние процессы

Вот с этим — гораздо сложнее. Здесь для нас практически бесполезна современная медицина, да и данные этнографии и антропологии мы можем использовать лишь с большой оглядкой, — очевидно, например, что сведения этнографов, рассматривающих феномены арктической истерии или шаманизма как следствие «необразованности масс», вряд ли могут быть использованы для понимания того, что происходит в сознании мэнэрика или шамана.

Еще одна сложность здесь связана с определением базового, «обыденного» состояния, от которого можно было бы «начинать отсчет» внутренних изменений. Со внешними проявлениями это довольно просто - базовое состояние, «ноль» - это ясное сознание, объективно определяемое, например, по широко распространенной в медицине «шкале Глазго». А при описании внутренних, собственно магических процессов?

Выбор определения обыденного состояния важен постольку, поскольку он заранее задает тот угол зрения, под которым мы будем рассматривать дальнейшее. Так, например, определив первый предмет в некоей последовательности как «шар», мы и об остальных предметах в последовательности будем говорить как о геометрических объектах (вот «куб», а вот - «пирамидка»); определив первый предмет как «красный», мы и в дальнейшем будем оперировать цветностью, - и это при том, что в самом начале может лежать один и тот же мяч красного цвета...

...В нашем случае не столь сложно придти к выводу о том, что определение базового состояния должно отражать именно тот его аспект, который будет меняться при вхождении в арктической истерии или шаманский транс. И вот здесь необходимо отметить чрезвычайно широко распространенное в среде современных «эзотериков» от New Age или неоязычества заблуждение о том, что суть шаманизма - это работа с особыми состояниями сознания.

Это не так. С особыми состояниями сознания работает любой маг, колдун, ведьмак или ведьма. Функции же шамана специфичны, что отражается и в соответствующей терминологии. Так, в саамском языке (прим.: B.H.Miller. Connecting and correcting: a case study of sami healers in Porsanger. Leinen, 2007):

goanstaolmmai - «тот, кто творит магию»;
guvllar - «целитель, маг-защитник»;
и т.д.
Но: noaidi - нойд (нойда) - «шаман», от noaidut - «иметь дело с выходящим за рамки данной реальности».

Специфика «работы» шамана - это взаимодействие с Иным Миром и возможность пересекать границы миров. (прим.: См., напр.: М.Элиаде. Шаманизм. М., 1998.) Соответственно, базовое («нулевое») состояние в данном контексте можно определить как состояние максимальной изоляции от Иного Мира («граница перекрыта», говоря образно).

Далее, у Харузина находим (прим.: Н.И.Харузин. О нойдах у древних и современных лопарей...):

"Естественно, что этими видами гаданий мог заниматься всякий лопарь, имевший бубен, и сила и значение нойдов, влияние, которое они оказывали на своих соплеменников и даже на многих иностранцев, посещавших лопарскую землю, заключались не в этом: они имели, по верованиям лопарей, еще силу врачевать болезни и узнавать, что делается в чужих, отдаленных от их места жительства, краях. Дело в том, что каждый лопарский нойд имел в Сайво-аймо (стране усопших) три вида животных, находившихся в постоянном его распоряжении, именно: птицу (saivolodde), рыбу (saivokuelle) и оленя (saivosarvo). Общее имя этих животных было — Noaidde-vuoingga, т.е. духи чародеев..."

(выделено мной - А.П.)

Фактически, Харузин дает здесь - вероятно, сам не задумываясь об этом - определение важнейшего отличия шамана от обычного человека: шаман всегда имеет якоря, заброшенные в Иной Мир. В обыденном состоянии эта связь не активирована, и граница сохраняет целостность, но за нить, ведущую в Иной Мир, всегда можно потянуть...

Не происходит ли чего-то похожего с теми 5% людей, для которых попадание в определенные условия означает неизбежное поражение арктической истерии? Различия, как я уже говорил, обуславливаются способом инициирования процесса: шаман дергает за эти нити сам, в случае арктической истерии за нити дергают те самые «определенные условия». Сходство же состоит в том, что якоря в Ином Мире в обоих случаях формируются независимо от воли человека («никто не становится шаманом по собственному желанию»).

Что происходит, когда связь с Иным Миром активирована?

У тех же саамов есть специфический колдовской термин, обозначающий «рабочее» состояние шамана - lovi (прим.: B.H.Miller. Connecting and correcting: a case study of sami healers in Porsanger. Leinen, 2007 См. тж.: А.Демкин. Символика лапландского шаманского бубна Петровского времени. СПб., 2009 . ). В специальной литературе его значение передается, как правило, терминами «экстаз», «транс»; между тем, дословный перевод этого- термина - «дыра», «трещина» между Мирами...

Состояние lovi, - связанное с существованием для одного иди нескольких человек разрыва в границе между Мирами, разрыва, через который может течь Сила, воплощенная в информации или энергии, - является основным активным фазовым состоянием для той группы феноменов, о которой мы говорим. Но не единственным, разумеется.

Если принимать за основной показатель, характеризующий внутренние процессы, происходящие в сознании шамана, берсерка или мэнэрика, именно «интенсивность» взаимодействия с Иным Миром, то мы, как и в случае со внешними проявлениями рассматриваемых феноменов, увидим три основных варианта (перечислены ниже в порядке удаления от «нормального», обыденного состояния):

1. «Присутствие». Активация взаимодействия с Иным Миром без нарушения целостности границы. Название заимствовано из традиционной культуры, для которой характерны образные определения данного состояния как «ощущения чьего-то присутствия», «ощущения присутствия духов». К этому ряду образных характеристик относится присущее многим языкам выражение «повеяло вдруг [ужасом, холодом и т.п.]». Любопытно, что выбирая название для первой фазы эпилептического приступа, в определенной степени обусловленной данным состоянием, европейские врачи приняли для нее термин аура -др.-греч. аира «дуновение»...

2. Собственно lovi. Граница разорвана, активен «канал» между реальностями.

3. Шаманское путешествие. Граница разорвана, и часть человеческого существа (сознания?) находится за ней.

 

D. Поле состояний

Определив таким образом шкалы внешней манифестации и внутренних изменений, мы получаем своего рода поле, включающее 9 потенциально возможных фазовых состояний, связанных с интересующей нас группой феноменов:

[450x446]

Диаграмма возможных фазовых Состояний. а - базовое (обыденное) психофизиологическое состояние

Данное поле можно использовать как инструмент качественного анализа данных феноменов; это не обеспечивает нам «напрямую» понимания их сути, но позволяет четко разграничить Те или иные явления и работать в дальнейшем уже не с расплывчатыми формулировками, но - с вполне конкретными определениями.

В качестве примера рассмотрим варианты реализации шаманского акта. Прежде всего, нам придется обозначить состояние «ложного» шаманизма, на самом деле таковым не являющееся, - состояние, как правило, достигаемое людьми, «играющими» шаманский транс. Это же состояние является исходным, например, для знахарей.

[437x443]

Основные варианты шаманского акта: a - «ложный» шаманизм; b - рядовой шаманский транс; с — глубокий шаманский транс

Собственно шаманизм начинается там, где реализуется ситуация lovi - ситуация разрыва границы с Иным Миром (состояния b и с на схеме выше). При этом имеет смысл выделять два принципиально разных варианта: обычный шаманский транс (b), когда шаман находится в СПС или в сопоре, но сознание сохраняется; и глубокий транс (c), характеризуемое комой.

Три варианта мы можем выделить и для арктической истерии. Упоминавшееся выше состояние «ложной» арктической истерии займет то же положение, что и состояние ложного шаманского транса; фактически, это - одно и то же явление, недаром у якутов, например, в его отношении равно употребляются глаголы «мерячить» и - несколько пренебрежительно - «шаманить» (Рябков, 1887).

[440x433]

Формы арктической истерии: a - «ложная»; b - легкая форма; с - жесткая форма

Гораздо интереснее обстоит дело с проявлениями «истинной арктической истерии». При легких ее формах (которые чаще всего и именуются меряченьем в узком смысле) не происходит, вероятно, кардинальных внутренних изменений, однако угнетение ЦНС переходит определенный пороговый уровень (ниже 12-11 баллов по шкале Глазго) - состояние b на схеме выше. В пространстве представлений аборигенных народов Севера — духи присутствуют, но еще не владеют человеком.

Напротив, реализация жестких форм арктической истерии - с проявлением «эффекта Зова» и/или полной потерей контроля над телом - невозможна без прямого вмешательства в сознание и означает разрыв границы с Иным Миром (переход в состояние lovi - положение с на схеме.

...Отнюдь не стремясь превратить этот очерк в фундаментальное исследование трансовых состояний в традиционной магической культуре, я завершу данный раздел простым приведением схем, характеризующих два оставшихся феномена рассматриваемой группы.

[454x453]

Цикл генерализованного эпи-приступа: а - базовое состояние; b - состояние «ауры»; с - краткое переходное состояние; d - собственно эпилептический припадок; е - пост-припадочное состояние; f - базовое состояние после приступа

[453x465]

Цикл активности берсерка: a - базовое состояние; b - состояние «ауры»; с - боевой транс; d,d' - варианты пост-трансового состояния; е - базовое состояние после выхода

8. Определения

Как я уже упоминал, на настоящий момент не существует определения арктической истерии, достаточно полного и достаточно корректного для использования при проведении серьезного исследования. Отчасти это имеет субъективные причины, отчасти - объективные: во-первых, манифестации арктической истерии весьма неоднородны, а во-вторых, феномен требует рассмотрения с нескольких разных сторон...

Завершая этот очерк, я предложу два собственных определения арктической истерии, которые, надеюсь, могут оказаться полезными в дальнейшем изучении проблемы.

Академическое определение: ряд имеющих общий патогенез, но различные формы манифестации психопатологических состояний, провоцируемых нахождением в приполярных областях и характеризуемых резкими девиациями поведения на фоне сумеречного помрачения сознания.

И — «неакадемическое»: неконтролируемая реакция на спегщфические, присущие исключительно Северу, факторы, выводящая человека в трансовые состояния, родственные шаманскому трансу и боевому трансу берсерка..

Автор:Антон Валерьевич Платов (известный также как Иггволод) окончил МГУ, кандидат физико-математических наук. Писатель, деятель языческого Возрождения. Автор ряда книг и многих публикаций по сакральной традиции и традиционной культуре Европы, среди них - «Руническая магия» (1994), «Дорога на Аваллон» (1998), «В поисках Святого Грааля» (1999), «Практический курс рунического Искусства» (1999).

Основатель и главный редактор альманаха «Мифы и магия индоевропейцев» (выходит с 1994 г.), посвященного вопросам традиционных древнеевропейских верований и магических Искусств. Редактор отдела литературы по европейской сакральной традиции в издательстве «София» (Москва-Киев); редактор и организатор издания ряда древних текстов кельтской и германской сакральных Традиций. Президент московского Фонда развития традиционной культуры.

Его книги ЗДЕСЬ

 

Основные источники
XIX - начала XX веков

Анучин В.И. Причины вымирания населения в северной Сибири II Сборник, посвященный Владимиру Михайловичу Бехтереву (к 40-летию профессорской деятельности). Л., 1926.
Мицкевич С.М. Мэнерик и эмириченье. Формы истерии в Колымском крае. Л., 1929.
Приклонский В.Л. О шаманстве у якутов II Известия ВСОИРГО, 1886, т. XVII, вып. 1-2.
Рябков П. Полярные страны Сибири II Сибирский Сборник. СПб., 1887.
Серошевский В. Якуты. Опыт этнографиического исследования. СПб., 1896.
Токарский А. Меряченье и болезнь судорожных подергиваний. М.,1890.
Харузин Н.И. О нойдах у древних и современных лопарей II Этнографическое обозрение. М.,1889.
Харузин Н.И. Русские лопари. Очерки прошлого и современного быта. М., 1890.
Jochelson W. The Yukaghir and the Yukaghirized Tungus. Leiden, New York, 1910.

Источники:

http://anton-platov.livejournal.com/55671.html

http://anton-platov.livejournal.com/56056.html

http://anton-platov.livejournal.com/56383.html

http://anton-platov.livejournal.com/56754.html

http://anton-platov.livejournal.com/57481.html

 Платов  А.В. Арктическая истерия: между шаманом и берсерком. - Москва, 2012

http://etogluk.livejournal.com/10751.html

 

 

.

.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Октавестан - Безмолвие | Лента друзей Октавестан / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»