• Авторизация


Без заголовка 18-07-2015 23:35 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Вячеслав_Косов Оригинальное сообщение

САКРАЛЬНЫЕ ЗНАКИ "ТРЕУГОЛЬНИК" И "РОМБ".

  Однажды, Николаю Рериху привиделся во сне неожиданный знак. И не только сам знак, но и место, где его начертанным на скале можно было отыскать. Он очнулся, как будто кто-то растолкал его во сне и еле-еле смог дождаться восхода солнца. Восьмилепестковый крест он нашел там, где и увидел его во сне.

[399x467]

  Что он означал, не надо было объяснять даже гимназисту. Символ Ордена тамплиеров! Но как он оказался на Русском Севере?

  Восьмиконечный крест, привидевшийся Рериху во сне, имел не вполне обычную конфигурацию. По существу, на его концах изображены были не лепестки, а перевернутые треугольники. По горячим следам он изобразил обнаруженный среди скал знак на одном из своих полотен, назвав картину "Тайник".

[639x480]

   Но что же это за треугольники, совмещенные с крестом?

   Заложенный в них смысл, вне всякого сомнения, был связан с триадичным фундаментом бытия и истоками самой жизни, поскольку олицетворял материнское начало и женское естество. В таком сакральном значении символ получил в европейской традиции название "дельта Венеры".

[443x665]

Хеттская богиня с "дельтой Венеры" (прорисовка древнего изображения)

 

    Это действительно позднее, более понятное современному человеку, словосочетание. Ибо сама "дельта Венеры" вошла в плоть и кровь мировой культуры задолго до того, как древние римляне и их гиперборейские пращуры стали поклоняться богине любви и сладострастья Венере. До этого сакральный треугольник на протяжении тысячелетий выступал в качестве символа Великой Богини.

[375x336]


    Хотя треугольник как символ женского естества известен со времен матриархата, однако триадичность как более общий символ не обязательно сопряжен с женским началом. В древних и современных религиях закрепилось понятие божественного триединства: в индуизме  - Тримутри (Брахма, Вишну и Шива), в христианстве  - Святая Троица (Бог-отец, Бог-сын и Святой дух). 

   Чисто мужскими символами являются трезубцы, например, Посейдона в древней Элладе или Шивы в Индии. Их происхождение теряется во мгле веков. Среди наскальных рисунков Севера можно встретить фигуры с поднятыми руками  - с тремя рогами на голове и мужским естеством между ног.

[484x538]

Мужское изображение в позе троичной симметрии (петроглиф Кольского п-ва)

 

   Любопытно, что в архаичных изображениях на печатях Хараппской цивилизации долины Инда можно встретить изображения женщин, а не мужчин.

[700x434]

 

изображение трехрогой женщины на древнеиндийской печати

 

   Всё это, вместе взятое, можно рассматривать как первооснову архаичного изображения тройника.  Уместно предположить, что подобная "трехрогость" имеет не случайный, а вполне закономерный характер, обусловленный архаичными традициями некогда единого пранарода.

   Кстати, исследователи мегалитической культуры подметили, что в расположении культовых камней на Севере также наблюдается троичная группированность.

 


    Архаичные фигуры в форме треугольника могут быть самых различных размеров и конфигураций. Таков, к примеру, сакральный мансийский орнамент, дошедший до нас из глубины веков и тысячелетий.

[393x585]

Мансийские сакральные трилистники

 

    Комбинация из двух треугольников вполне естественным и простым путем дает ещё одну конфигурацию  -  ромб, который в древности выражал всё то же женское естество, но уже в ином, более откровенном  - вагинальном  - ракурсе. В бесчисленных вариантах оба символа  - треугольник и ромб  - получили широчайшее распространение во всем мире в виде наиболее архаичных элементов народного орнамента. Не составляют исключения и русские народные традиции. Треугольно-ромбическая символика разворачивается здесь во всём возможном богатстве форм, какие только может предоставить веками и тысячелетиями складывающийся орнамент.

[699x537]

 

   Кстати, в русском вышивальном искусстве хорошо известны и комбинированные узоры, в которых ромб составляется из треугольников.  От поколения к поколению передавалось искусство изображения и понимания незатейлевой, на первый взгляд, символики: в действительности в ней заложен глубочайший и жизнезначимый смысл. Никакие социальные и идеологические катаклизмы не смогли вытеснить из народной памяти завещанное предками.

   Сергей Есенин писал в своем программном эссе "Ключи Марии":

  "Орнамент  - это музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием. Его образы и фигуры какое-то одно непрерывное богослужение живущих во всякий час и на всяком месте. Но никто так прекрасно не слился с ним, вкладывая в него всю жизнь, всё сердце и весь разум, как наша древняя Русь, где почти каждая вещь через каждый свой звук говорит нам знаками о том, что здесь мы только в пути, что здесь мы только "избяной обоз", что где-то вдали, подо льдом наших мускульных ощущений, поет нам райская сирена и что за шквалом наших земных событий недалек уже берег".


   Ромбический узор, как правило, символизирует женское естество и плодородие. В отечественной литературе (в основном благодаря авторитету академика Рыбакова) в настоящее время возобладала точка зрения, согласно которой ромбический орнамент с точкой посередине представляет собой символ засеянного поля.

[700x430]

Энеолитические предметы с ромбическим орнаментом

 

   Здесь налицо явный рецидив вульгарно-социологического подхода, требующего во всех предметах и явлениях материальной культуры (включая декоративно-прикладное искусство) отыскивать следы односторонне понимаемой производственной деятельности. при чем под последней мыслится исключительно хозяйственная деятельность, основанная на коллективном или индивидуальном труде. К сожалению, данный искаженно трактуемый тезис совершенно не соответствует тому, что изначально вкладывалось в понятие производства. Один из общепризнанных во всём мире авторитетов по данному вопросу  - Фридрих Энгельс  - с первых же страниц своего классического труда "Происхождение семьи, частной собственности и государства" (словно предчувствуя возможность искажения своей позиции в будущем) энергично подчеркивал: "<...> Определяющим моментом в истории является в конечном счете производство и воспроизводство непосредственной жизни. Но само оно, опять-таки, бывает двоякого рода. С одной стороны  - производство средств к жизни: предметов питания, одежды, жилища и необходимых для этого орудий; с другой  - производство самого человека, продолжение рода".

   Конкретный индивид живет прежде всего по законам от природы заложенных в нем интересов и потребностей (включая и потребность продолжения рода), а вовсе не по предписаниям каких-либо абстрактных императивов и спекулятивных конструкций, рожденных в голове вдохновенного теоретика, который упорно пытается навязать их всему миру, подгоняя тем самым  - вольно или невольно  - неисчерпаемое богатство жизни под призрачные абстракции.


   Если отвлечься от отечественной или переводной литературы, с которой в основном и знаком российский читатель, то мировая наука говорит совершенно о другом. Согласно давно установившемуся и в общем-то даже не дискутируемому мнению, РОМБ обозначает женское детородное начало вообще и женские гениталии (vulva и vagina) в частности. При этом "чистый" ромб символизирует девственность (в том числе и Божественную непорочность Девы Марии), а ромб с точкой посередине  - утрату девственности (дефлорацию), зрелую или рожавшую женщину.

  Треугольники и ромбические элементы являются непременной составной частью и ковровой орнаментики: в искусстве изготовления и украшения ковров (особенно в исламских странах, где изображение человека и отдельных частей его тела традиционно запрещены) женская детородная символика получила особо развитое и изощренное изображение.

[533x460]

 

   То же можно сказать и о ЯНТРАХ  -  тантрических диаграммах для медитации: во многих из них упор сделан на треугольники и ромбы  - живую память, в том числе и о далекой эпохе матриархата.

[604x409]

 

   Безусловно, в настоящее время после чуть ли не полной утраты былых традиций сохранившийся почти в первозданном виде орнамент никакой экспрессивной сексуальной нагрузки давно уже не несет. Однако, половая принадлежность по-прежнему сохраняется, и узоры, берущие свое начало в матриархальных глубинах, как и тысячи лет назад украшают в основном женскую одежду (а если и мужскую, то её всё равно шьют и украшают женщины), а также предметы женского быта и обихода или же свадебное убранство невесты.

 



                                             (по материалам работ В.Н.Дёмина)  

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Октавестан - Безмолвие | Лента друзей Октавестан / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»