Исключительный актерский талант принес Саре Бернар титул
 «Божественной Сары». Однако звезда
«Комеди Франсэз» добилась успеха еще в одной творческой профессии
, редкой для женщины XIX века — она была скульптором. Мраморный рельеф
 «Офелия», представленный среди 
топ-лотов аукциона эротического искусства Sotheby’s в феврале 2017 года (еще один экземпляр - с 10 марта в Киеве на выставке
 «Царство Флоры»), возвращает интерес к французской диве как мастеру пластического искусства.
 
	
		Работа «Офелия» Сары Бернар, выставленная на продажу аукционным домом Sotheby’s с оценочной стоимостью в 50 — 70 тысяч фунтов стерлингов, была продана за рекордную для наследия Сары Бернар сумму — 308 тысяч фунтов стерлингов.
 
	
	
		
			Сара Бернар «Офелия», мраморный рельеф, 1880 год, фрагмент
	 
 
	
		В наши дни творчество Сары Бернар-скульптора практически неизвестно, а в конце XIX века ее работы вызывали большой интерес у коллег, публики и критиков. 
		В 1874—1886 годы Сара Бернар представляла свои работы в Парижском Салоне, принимала участие в выставках в Лондоне, Нью-Йорке, Филадельфии, Всемирной Колумбовой выставке в Чикаго (1893) и на Всемирной выставке в Париже в (1900). Сохранились сведения о 50-ти произведениях Сары Бернар.
 
	
	
		Сара Бернар в своем кабинете
 
	
		«Это женщина, настоящая женщина со всеми ее метаниями и контрастами!.. Со всеми ее крыльями и когтями! И льстивая,и нежная, и ласковая, и вероломная! И ловкость… и изворотливость ужа! Коварство и самоотверженность!» — драматург Викторьен Сарду.
 
	
		Эти слова словно описывают «Автопортрет» Сары Бернар в образе Сфинкса. Скульптор обратилась к мифическому персонажу, чтобы с помощью метафоры передать главную особенность своей профессии — умение перевоплощаться как на сцене, так и в жизни.
 
	
		Актриса, блестяще игравшая на сцене драматические роли, часто выбирала для своих работ сильные темы. Любовь и Смерть — главные герои ее произведений. Она создавала бюсты любимых ею людей и сложные скульптурные композиции, раскрывающие трагические сюжеты
 
	
	
		Новое призвание Сары Бернар помог узнать случай. В конце 1860-х скульптор Ролан Матье-Менье предложил уже известной актрисе Саре Бернар вылепить ее бюст. Она дала согласие и во время сеансов давала настолько точные и ценные советы мастеру, что пораженный скульптор посоветовал модели самой попробовать себя в ваянии. 
		
		Так у двадцатипятилетней актрисы появилось новое увлечение и она начала брать уроки у Ролана Матьё-Менье и Эмилио Франчески.
		
		Сара Бернар, фото: Поль Надар
 
	
		В 1873 году недовольная работой в «Комеди Франсэз» она снимает мастерскую и занимается скульптурой.
 
	«Поскольку я не могу использовать свой интеллект и мою энергию в создании ролей в театре, как мне хотелось, я посвятила себя другому искусству и начала заниматься скульптурой с неистовым энтузиазмом» — Сара Бернар
	
		Мастерская на площади Клиши станет «тихой гаванью» Сары, позволявшей ей укрыться от враждебной атмосферы«Комеди Франсэз». Здесь она работает и принимает своих друзей. Современники актрисы усматривали в ее занятии провокацию, нарушение принятых норм. Новая профессия Сары, железная воля и упорство, - качества присущие мужскому характеру, — нарушали общепринятые условности и приписывались тщеславию актрисы, ее желанию заставить публику еще больше восхищаться собой.
 
	
	
		В этом предположении есть доля истины. Сара специально пригласила в свою мастерскую профессионального фотографа, который запечатлел актрису в ее новом амплуа -скульптора и художницы. 
		
		Сара также занялась рисованием, однако ее живописное творчество не вызывало большой интерес у современников.
		
		Сара Бернар «Автопортрет», 1890,холст, масло, 46×37,6, частное собрание
 
	
		
		
		
			- 
				
					Сара Бернар 
- 
				
					в своей мастерской 
 
 
	
		«За пределами мастерской — это женщина, очаровательная женщина Сара Бернар. Но стоит ей переступить порог святилища, где она месит гончарную глину, это уже мужчина с резцом скульптора в руках. В самом деле, только мужчина может так пренебрегать своим внешним видом, только мужчина может обладать такой энергией и волей, не зная устали. Взгляните на нее… простите мне мою ошибку, взгляните на него за работой», — писал литератор Пьер Верон.
 
	
	
		
			Сара Бернар за работой над скульптурой «Медея»
	 
 
	
	
		Через некоторое время актриса оправилась от своего мрачного настроения. 
		
		В 1879 году труппа «Комеди Франсэз» отправилась на гастроли в Лондон,в это же время в Лондоне открылась выставка в галерее Уильяма Рассела на Пиккадилли, на которой экспонировались пять скульптур Бернар. Выставку посетили принц и принцесса Уэльская, Сэр Фредерик Лейтон,президент Королевской Академии. Газета «Таймс» написала благосклонные отзывы о ее работах.
		
		
		
		Сара Бернар. Бюст Бюст Эмиля де Жирардена, 1878 год, частное собрание
 
	
		«Офелия» Сары Бернар была впервые представлена публике во время американского турне в 1881 году. Автор подарила свою работу Королевскому Театру в Копенгагене в знак признательности за гостеприимство, оказанное ей во время первого выступления в этом театре летом 1880 года. Позже Сара Бернар создала (из известных на сегодня) еще две версии «Офелии».
		
		 
 
	
		Музей Богдана и Варвары Ханенко в Киеве анонсирует
 «премьерный» показ барельефа
 «Офелия» Сары Бернар на 
выставке «Царство Флоры» (10 марта — 31 мая 2017 года). Репортаж с этой выставки еще впереди…
	
		Во второй половине XIX века многие художники и скульпторы обращались к шекспировским произведениям и интерпретировали тему смерти в романтическом свете. К тому времени
, как Бернар принялась за свою Офелию
, уже были написаны вызвавшая сенсацию
 «Офелия» 
Джона Эверетта Милле, работа 
Эжена Делакруа, скульптура Огюста Прео. Произведение Сары Бернар рассматривают как интересное продолжение разработки трагического образа Офелии
,усматривая в нем одержимость смертью
, безмятежный переход в другой мир
, и в то же время — волнующую чувственность.
 
	
		Сара Бернар была одержима идеей смерти и обращалась к этой теме с большой изобретательностью
 
	
	
		
			Гравюра Леона Гошреля «Девушка и Смерть» по одноименной картине Сары Бернар 
	 
 
	С рождения, не обладая крепким здоровьем, Сара страдала от постоянных болезней, страшной худобы и постоянного кашля, грозившего перейти в туберкулез. Врачи не оставляли ей надежды и из года в год предрекали неминуемую смерть. Сара настолько свыклась с этой мыслью, что убедила свою мать купить ей гроб. Она никогда не расстанется с этим зловещим напоминанием о неизбежном.
	
		Позже маниакальные мысли о смерти заставят Сару обратиться к Меландри сфотографировать ее лежащей в гробу во всем белом, с закрытыми глазами и большим букетом цветов. Этот снимок продавался в виде почтовых открыток во всем мире. Сара продолжала заклинать предсказанную ей судьбу.
 
	
		В возрасте 18-ти лет от туберкулеза умерла сводная сестра Сары — Реджина. Ухаживания за больной девушкой и мучительная агония сестры подорвали слабое здоровье актрисы и отразилось на ее психическом состоянии. Сара отправилась на лечение в Бретань и услышала там трагическую историю об утонувшем в море мальчике. Вернувшись домой, Сара Бернар создала скульптурную композицию «После бури», вызывающую аллюзию на известное произведение«Пьета».
 
	
	
		Позже Сара потеряла вторую сводную сестру Жанну и ее болезненный интерес к теме перехода в мир иной продолжился с новой силой. Она посещала Парижскую школу анатомии и морг, а в 1894 году присутствовала на казни анархиста Вайяна. В своем доме актриса хранила скелет и череп — подарок Виктора Гюго, знавшего о предпочтениях актрисы. 
		
		Фото: Череп, подаренный Саре Бернар Виктором Гюго. Собрание Музея Виктории и Альберта, Лондон
 
	
	
		
			Сара Бернар в своем кабинете, 1893 год, фото: lookandlearn.com
	 
 
	
		Драма Виктора Гюго «Король забавляется» вдохновила Сару Бернар на создание скульптуры «Шут и Смерть». Главный герой произведения Трибуле — придворный шут французского короля Франциска I. Он стал невольной причиной смерти своей дочери, в скульптурном воплощении герой держит в руках ее череп. Его лик, его маска — смеется. Его сердце — рыдает…