• Авторизация


Музей-мастерская Зураба Церетели, часть 3. 02-12-2025 11:43 к комментариям - к полной версии - понравилось!


Зура́б Константи́нович Церете́ли (груз. ზურაბ კონსტანტინეს ძე წერეთელი;

4 января 1934, Тифлис, Грузинская ССР, СССР — 22 апреля 2025, Москва, Россия) — советский, российский и грузинский художник-монументалист, скульптор, живописец, педагог. Президент Российской академии художеств (1997—2025).


Академик АХ СССР (1988; член-корреспондент 1979). Герой Социалистического Труда (1990), народный художник СССР (1980), народный художник РФ (1994), лауреат Ленинской премии (1976), двух Государственных премий СССР (1970, 1982) и Государственной премии Российской Федерации (1996). Кавалер ордена Ленина (1990). Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Автор более 5000 произведений живописи, графики, скульптуры, монументально-декоративного искусства (фрески, мозаики, панно). Среди его наиболее известных скульптурных работ — памятник Петру I и монумент «Дружба навеки» в Москве, «Добро побеждает зло» перед зданием ООН в Нью-Йорке, «Рождение нового человека» в Севилье, «Разрушить стену недоверия» в Лондоне, Памятник Зое Космодемьянской в Рузе.

Церетели провел более 40 персональных выставок. С 1993 года в Москве открыт музей-мастерская Церетели, с 2016-го — дом-музей художника в Переделкино.

Одна из особенностей творчества З.К. Церетели в том, что оно не оставляет зрителя равнодушным.

Работы художника могут вызывать вопросы, восхищение, интерес, но чаще всего — улыбку, не только на лице, но и в душе.

А первым эпитетом, пришедшим в голову автору статьи, стало выражение «щедрая живопись».

З.К. Церетели, как хлебосольный хозяин, который ставит на стол всё, что есть в доме, переполняет холст образами, цветом, эмоциями, создавая неповторимое живописное изобилие.

Красочный слой настолько густо накладывается на поверхность холста, что картина становится осязаемой — это уже не «пастозная» живопись, а почти рельеф.

И именно эта невероятная творческая щедрость и создает специфическое ощущение у зрителя: ты вроде бы к знакомому за книгой зашел, а тебе были так рады, что накормили до отвала.

Это первые впечатления, но их достаточно, чтобы ставить совершенно конкретные научные вопросы.

На каких основаниях формируется такая живопись?

Каков ее скрытый философский и общекультурный базис?

И в каком контексте целесообразно рассматривать творчество художника?

В его работах — живописных, графических и частью скульптурных

— раскрывается тот образ Грузии, который знаком широкому зрителю по фильмам грузинских режиссеров, по рассказам и повестям Н. Думбадзе и других писателей.

В центре таких произведений всегда стоит обычный человек, в душе которого самым причудливым образом смешиваются обыденное и глубокое,

комическое и драматическое, доходящее зачастую до подлинного героизма.

Грузинское искусство — и кинематограф, и литература, и в нашем случае живопись — это искусство юмора,

который отличается от иронии и сатиры полным отсутствием скрытых смыслов, подтекстов, высмеивания и стремления через комическое раскрыть некие социальные и личностные проблемы. Мы смеемся, потому что смешно.
(Продолжение следует)

ИСТОЧНИК ТЕКСТА
БЛОГ МИЛЫ ЕЛИЗАРОВОЙ
Фото Милы Елизаровой и Ларисы Любимовой.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Музей-мастерская Зураба Церетели, часть 3. | Мила_Елизарова - Старушка в шляпке. | Лента друзей Мила_Елизарова / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»