XVII в. - это полный противоречий и борьбы переходный период, завершивший историю европейского феодализма и открывший новые капиталистические отношения.
Для искусства этого времени характерен стиль барокко, пришедший на смену искусству Возрождения.
Мужчина-рыцарь, воин постепенно превращается в светского придворного. Обязательное обучение дворянина танцам, музыке придает его облику пластичность, изящество. Мужественность XVII в. - это и величественность осанки, и галантное обращение с дамами.
Мода на кружева была в XVII веке повальной. Дороговизна кружев только распаляла дворян в соперничество за их количество. Кружевами покрывались офицерские шляпы и раструбы ботфортов. Они украшали краги перчаток, отвороты панталон и подвязки; кружева в продолжение двух веков были неотъемлемым украшением мужчин в большей степени, чем женщин.
Основной ассортимент мужской одежды это белье (сорочка, штаны) , куртка, верхняя одежда, головные уборы, обувь. Во второй половине столетия появляются нижняя узкая и верхняя широкая из тонкого белого полотна. Она играет важную роль в декоративном решении костюма, хорошо просматривается в прорезах рукавов, между полами колета. Ее богато украшают гофрированными оборками, кружевом спереди, на манжетах рукавов. Особенно нарядны большие накладные воротники, цельнокружевные или батистовые, отделанные по краям кружевом. В истории костюма их называют воротник Ван Дейка, потому что большинство его портретов написано с этой деталью костюма.
Колеты носили с панталонами - узкими ровными штанами длиной до середины икр, украшенными по боковым швам вышивкой, по низу - кружевными оборками или петлями из лент.
Мужской костюм XVII в. находится под влиянием военизации. Мушкетер, верный солдат короля - идеальный образ времени. Костюм наследует его черты стройной подтянутости, военной выправки на протяжении всего XVII в. В 50-70 гг. влияние этого образа отступает, вытесненное новым эстетическим идеалом мужской красоты - созданием полудетского облика в подражание Костюм этого периода состоял из сорочки, богато декорированной кружевом, бантами, короткой куртки - весты с рукавами до локтя и поколенных штанов-ренгравов. Одежда пышно отделывалась оборками, бахромой из лент, рюшами, кружевом.
«На войне, как на войне» - скованность движений здесь опасна для жизни и военная одежда требует удобства, но нельзя забывать о красоте и изяществе. Под камзол непременно надевали белую рубашку с манжетами, отделанными великолепными очень дорогими кружевами. Страсть к кружевам приняла такие размеры, что в XVII веке во время Тридцатилетней войны специально заключались "кружевные перемирия", чтобы господа военные успели постирать свои пышные воротники и манжеты и просушить их, развесив на своих мушкетах.
Кружевами обшивали не только рубашки, даже мужские сапоги были кокетливо украшены дорогими кружевными вставками.