«Бон-сай» означает – «растение на подносе» (в плошке или горшке). Это искусство выращивания точной копии настоящего дерева в миниатюре.
Авторство идеи бонсай принадлежит Китаю. Существуют разные мнения по поводу даты зарождения искусства бонсай и все они исчисляются тысячелетиями. Изначально, бонсай был эксклюзивной привилегией императорского двора китайских династий. Историки спорят до сих пор - кому присудить пальму первенства – династии Мин, Тан, Цзинь или Чу.
По различным утверждениям начало своей истории бонсай получил около 4000 лет назад. Есть также мнение, что во времена правления династии Хань (202 до н.э. – 220 н.э.) император соорудил миниатюрную ландшафтную копию своей империи с реками и горами, лесами и прочим дабы созерцать все свои владения одним взглядом из окна. Он также под угрозой репрессий строго запретил кому-либо делать что-либо подобное.
Почти любое дерево или куст можно превратить в бонсай, хотя японские мастера ограничивают список такими видами: сосна или ель, можжевельник, клен, азалия или рододендрон.
В начале своей истории бонсай выглядел как миниатюрный ландшафт на подносе, с растениями, камнями и другими элементами. Считается, что традиция посадки единичных растений без других базовых элементов появилась не ранее 1650 года.
Интересен факт, что некоторые европейцы вплоть до 1930х жалели «бедные» деревца, которые подвергались «пыткам и мучениям» со стороны мастеров. Лишь после 1935 года «зеленые» экстремисты Запада признали бонсай как искусство.
Очень популярным на Западе бонсай стал после второй мировой войны, когда американские солдаты завезли в качестве трофеев некоторое количество бонсай. Большинство из деревьев погибло достаточно быстро из-за неправильного ухода, но интерес к бонсай разжегся не на шутку, после чего американцы обратилось к японцам и американцам японского происхождения за помощью в познании этого красивого искусства.
Самый большой “бонсай” расположен в местечке Атами на юге Сидзуоки. Оно располагается на берегу моря, на одном из участков Ботанического сада Сога. Имя этого дерева – «Сосна лунного света» и возраст его около 600 лет. Первым владельцем этого дерева был местный правитель Сингэн Такада. Сейчас высота растения составляет около 13 метров. Дерево расположено на вращающейся платформе, которая двигается с большой скоростью, чтобы крона дерева формировалась правильно и все ветки обеспечивались солнечным освещением. Вокруг основного дерева расположено кольцо из деревьев поменьше и при вращении платформы кольцо двигается в противоположную сторону. Таким образом создается иллюзия лесного хоровода.
Конечная задача создания "бонсай" - живое произведение искусства - пейзаж в миниатюре. Самым главным является именно этот факт. Все остальное подчинено именно этому. Дерево растет многие годы - соответственно вся композиция должна выглядеть "зрелой".
Сейчас существуют такие стили этого искусства:
1) Тёккан - Формальный прямой стиль — в этом традиционном стиле ствол остаётся прямым, утолщаясь у корня.
2) Моёги - У дерева, выращенного в неформальном прямом стиле (моёги), ветки или ствол могут быть немного искривлены. Верхушка ствола всегда находится на прямой линии, исходящей перпендикулярно земле в том месте, где начинается корень.
3) Сокан - «сдвоенный ствол» — представляет собой композицию, отличающуюся от остальных наличием двух стволов. Они могут быть разными по размеру и образовывать одну крону.
4) Сякан - Наклонный стиль отличается от формального прямого стиля только тем, что рост дерева идёт под углом к земле.
5) Кэнгай - "Каскад" имитирует рост деревьев у воды или на горах. В полном каскаде вершина дерева растёт за границей горшка и опускается значительно ниже почвы, находящейся в горшке.
6) Хан-кэнгай - полукаскадный стиль. В полукаскаде поднимающаяся верхушка дерева остаётся на уровне почвы плошки.
7) Нэцунагари - стиль, имитирующий вид деревьев, у которых часть ствола затоплена или засыпана землёй. Ветки такого растения растут, напоминая отдельные деревья.
8) Будзинги - «Стиль учёных мужей» характеризуется прямым стволом дерева, с минимумом веток.
9) Сэкидзёдзю - «корень на камне» — дерево (часто инжир) растёт на камне. Ствол находится прямо на камне, а корни причудливо оплетают его.
10) Исидзуки - или «растущий-на-камне» стиль схож со стилем секидзёдзю, но в этом случае корни дерева растут в расщелинах камня. Так как места для корней в этом случае немного, этот стиль используют для иллюстрации выносливости дерева.
11) Хокидати - «Стиль метлы» — применяется на деревьях с раскидистыми ветвями. Ствол остаётся прямым, а ветки растут вокруг него примерно на 1/3 высоты дерева, вследствие чего листья образуют форму, похожую на шар.
12) Ёсэ Уэ - группа деревьев — стиль, в котором выращивают более 9 деревьев в одной композиции. Количество их может варьироваться, но почти никогда не бывает равно 4 (слово «си», «четыре», на японском созвучно со словом «смерть»). Часто в горшок сажают деревья одного и того же вида, а красота композиции заключается в сочетании высот и возрастов этих деревьев.
13) Икадабуки - Многоствольный стиль (плотообразный стиль), отличается тем, что он имитирует дерево, упавшее в болоте, основание имеет форму плота и образовано лежащим на земле стволом, от которого отрастают разновеликие деревца.