На абсолютном большинстве исторических карт, отражающих процесс возникновения на Земном шаре древнейших цивилизаций и государств, яркими красками расцвечены районы долины Нила и Двуречья, озер Ван и Севан, бассейны Семиречья и великих рек Индии и Китая. И только безмерные пространства Американского континента «сохраняют» на этих картах девственный фон.
А между тем на американской земле, в частности в области Центральных Анд, уже тысячелетия назад расцветали культуры Лаурикоча, Токепала, Уака-Приета и др. Правда, эти культуры имели локальный характер. Они возникали либо на побережье, либо в горном районе — в речных долинах или на берегах горных озер. Творцами этих культур были люди, жившие в условиях доклассового общества.
![]()
Корона с фигурой божества .Чавин
Тысячелетия проносятся над Центральными Андами; локальные культуры расцветают и увядают, сменяются одна другой; иногда они сливаются в более или менее значительные комплексы, иногда от них отпочковываются новые культурные очаги. Как и в других частях Земного шара, переход к полевому земледелию обусловил появление на месте небольших разбросанных групп людей, включавших один-два десятка семейств, многолюдных общин, племен, а позднее и их объединений. И тогда место первоначальных локальных культур занимают высокоразвитые цивилизации, охватывающие значительные области и территории, выдающийся перуанский ученый Луис Балькарсель называет их шанперуанскими» (т. е. общеперуанскими).

Золотой поднос.Чавинская культура
Раньше других складывается культура Чавин. Она не выросла па пустом месте, а уходит корнями глубоко в толщу веков и даже тысячелетий. Так, среди остатков культуры Уака-Приета (возраст 3500—4500 лет) Джуниус Бед обнаружил на примитивных тканях чавиноидные элементы — изображение кондора, двухголовых змей, а некоторые ученые (Тельо, Бусе) склонны находить черты Чавина в «Храме скрещенных рук» Котоша (в окрестностях Уаыуко), возраст которого определяется в 4200 лет(!!!)
![]()
Текстиль Чавин
Зарождение Чавина (XII в. до н. э.) почти совпадает со временем становления древнегреческой цивилизации и почти на тысячелетие опережает эпоху эллинизма и Рима. Чавин охватывает огромный отрезок времени; ого упадок наступает лишь в IV в. н. э. Ареал распространения чавинской культуры простирается на обширные территории северной и центральной частей Сьерры и Косты ![]()
Лансон -было истолковано по-разному в качестве основного божества Чавин,
Первое упоминание о Чавин-де-Уантар встречается в хронике Педро де Сиеса де Леон в 1553 году. Первое научное описание памятника было сделано в 1874 г. Эрнстом Миддендорфом, который заметил сходство памятников Чавин-де-Унтар с каменными курганами на перуанском побережье и дал новой культуре название Чавинской. Первоначальные раскопки с 1919 по 1941 годы проводилперуанский археолог Хулио Сесар Тельо, подтвердивший и углубивший догадку Миддендорфа
Развалины Чавин-де-Уантар
Центральный и самый крупный памятник Чавина, носящий название Чавин-де-Уантар, находится в провинции Уари департамента Анкаш. Пока еще пет точной датировки памятника. Кроме того, различные части его относятся, вероятно, к различным периодам и принадлежат к различным культурно-археологическим слоям.
![]()
Храм в Чавин-де-Уантар
Не исключено, что первоначально Чавин-де-Уантар являл собой скромное городище, но в период своего расцвета он скорее всего выполнял функции крупного религиозного центра. На это указывают и изображения священных животных (кошачьих, кондоров, змей), и наличие специальных мест культового назначения.
![]()
Чавин-де-Уантар — подлинное царство камня, яркий пример худо явственного разнообразия и совершенства, которых может достичь человек в камне. Древние камнетесы Чавшг-де-Уантара с успехом могут соперничать с египетскими строителями пирамид, резчиками древнеперсидских и ассирийских стел и другими мастерами древности, обрабатывавшими камень. Главное строение Чавин-де-Уантара представляет собой храм, сложенный из обтесанного камня.
![]()
В центре храма тщательно вырублены ступени, по которым жрецы поднимались к главному алтарю. К храму с разных сторон подходят каналы, русла которых сплошь вымощены камнем. Многочисленные каналы проходят также непосредственно под самим зданием храма. Их назначение неясно. Можно предположить, что они играли роль терморегуляторов, охлаждая воздух и слегка увлажняя его в знойное и сухое время года, в период же горных холодов наполненные теплой водой каналы могли выполнять функцию «центрального отопления».
![]()
Главное строение Чавин-де-Уантара иногда называют «Храмом чудовищных стражей». И действительно, безмолвными стражами застыли каменные изваяния пум, ягуаров, двухголовых змей, кондоров и каких-то других непонятных и потому еще более устрашающих существ.
![]()
Шаффхаузен музей.Золотой кондор.Чавин
![]()
Шаффхаузен Музей , ювелирные изделия груди, чеканный золотой лист (и текстиля, шнуров)
Привлекает внимание необычайно сложный криволинейный орнамент, украшающий строение Чавина. Он кажется загадочным, хаотичным. Однако при внимательном рассмотрении можно заметить в нем стилизованные изображения все тех же ягуаров и пум, их глаз, когтей, голов. Видимо, творцы и носители цивилизации Чавин считали этих животных священными.

Музей Ларко.Золотая пластина.Чавин
Впрочем, это лишь предположение. Камни Чавин-де-Уантара молчат. Молчит, оскалив зубы, существо, странно сочетающее в себе звериные черты с мягкими чертами человека. Кто оно? Бог? Если да, то бог чего — добра или зла? Войны или мира? Плодородия или смерти? Земли или неба? Какие жертвы приносились ему? На каком языке возносились ему молитвы?
Чавин.Золотое колье
![]()
На многие, очень многие вопросы, возникающие при знакомстве с культурой Чавин, ответом пока являются молчание либо довольно зыбкие гипотезы.
![]()
Молчит и другое существо, изображенное на так называемой «стеле Раймонди» Но оно высечено столь красноречиво и выразительно, что каждому становится понятным — это божество, причем одно из главнейших, если не самое главное. Его звериные клыки, его волосы-змеи, его множество голов, в изображении которых можно обнаружить одновременно «черты» и «детали» и пумы, и кондора, и даже человека, наверняка символизируют всемогущество, вездесущность и всевидение этого божества.
[показать] Т.наз. Стела Раймонди, Анкаш, Перу
Не меньше загадок порождает и другой центр цивилизации Чавин — храм, сооруженный около 3000 лет назад недалеко от города Кахамарка. Находится на Андском нагорье в Перу. Предполагается, что памятник создан в годы существования культуры Куписнике и продолжал использоваться последующей Чавинской культурой. Был населён в период 12 — 1 вв. до н. э.
Кунтур-Уаси открыл в 1945 г. Хулио Тельо. В 1989 г. исследователи из Токийского университета провели раскопки нескольких захоронений и обнаружили ценные изделия: шейные пекторали (декоративные нагрудные пластины), золотые короны (диадемы), орнаментальные каменные бусы, серьги, наборы посуды, изображения людей и др.
Музей Кунтур-Уаси под управлением местного муниципалитета открыт в 1994 г.Экспонаты музея

Само название храма Кунтуруаси — «Дом Кондора» говорит о многом
![]()
Керамика Куписнике
Обилие изображений этой птицы заставляет думать об ее особом культе. Храм расположен на трех каменных платформах, уложенных в виде пирамиды на вершине холма. Высота каждой из платформ около 12 м. На верхней платформе находились молитвенные и другие ритуальные помещения, каменные статуи, на месте которых путешественник или исследователь видит сегодня лишь осколки и буйную поросль диких трав.
Золотая корона из Кунтуруаси
Просуществовав более полутора тысяч лет, пережив периоды расцвета и упадка, цивилизация Чавин угасла окончательно. Однако было бы серьезным заблуждением считать, что она исчезла совсем, не оставив наследников и потомков. Не случайно перуанские ученые склонны видеть в Чавине «корень культуры Аид» и «культуру — праматерь перуанской цивилизации»

Керамика Куписнике
Угасание Чавина напоминало угасание огромного костра, от которого в разные стороны летели искры, зажигавшие все новые и новые очаги пламени. Но влияние цивилизации Чавин могло стать и стало эффективным лишь в тех районах, где уже шло развитие местных культур и где производительные силы достигли относительно высокого уровня. Там оно будет ощущаться в течение столетий; с поразительной настойчивостью и постоянством там будут проявляться и использоваться характерные для нее черты кошачьих, кондоров и змей в изобразительном искусстве, типичные для Чавина сосуды со стремявидным горлом и т. д..
Чавинское каменное изображение головы .Одной из распространённых тем в чавинской культуре было изображение антропоморфных фигур с кошачьими чертами
Тайна широкого распространения чавинского культурного влияния и, возможно, политической гегемонии чавинцев проста: чавинцы несли с собой маис! Выращивание маиса предопределило появление прибавочного продукта в чавинском обществе, а тем самым и рождение цивилизации.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Перед чавинским жречеством и родо-племенной аристократией открылись широкие возможности присвоения прибавочного продукта. Так возникли условия для появления раннеклассового общества, для становления государства. Следует предположить, что и для самих чавинцев маис был сравнительно новым приобретением, а его возделывание было сопряжено со сложным культом и ритуалами: нельзя признать случайным тот факт, что уже упоминавшееся нами изображение всемогущего божества на «стеле Раймонди», которое сегодня рассматривается всеми учеными как главный и наиболее характерный символ культуры Чавин, своим общим обликом напоминает початок кукурузы. Вот почему влияние Чавина так рельефно ощущается прежде всего в области изобразительного искусства, обслуживавшего в те времена в основном религию, сюжеты религиозной мифологии.
Скрепи статуэтка
[показать]
Начиная с середины I тысячелетия до н. э. на территории Перу поднимаются новые цивилизации: Паракас, Наска, Мочика (позднее ее прямой наследник Чиму), Тиауанако.

Ткань культуры Паракас, Музей Ларко, Лима
Главные очаги цивилизации, известной ныне под названием Паракас, находятся к югу от современной перуанской столицы. На ранних ступенях развития Паракаса особенно ощутимо сказывается культурное влияние Чавина, но и позже сохраняются мотивы: кошачьих (ягуара) и кондора в изобразительном искусстве Паракаса. Во все периоды своей истории данная цивилизация в отличие от Чавина никогда не занимала большой территории.
Ткань культуры Паракас
Археологи различают два основных периода в истории цивилизации Паракаса: более ранний «Паракас — пещеры» и более поздний «Паракас—Некрополь». Долгое время среди зарубежных ученых существовало мнение, что Паракас был лишь священным центром и местом захоронения. Однако исследования перуанского ученого Ф. Энгеля убедительно доказали, что Паракас во все периоды своего существования был также и населенным пунктом .
[показать]
Культура Паракас достигла больших высот. Особое восхищение вызывают ткани Паракаса. Ни в одной части Земного шара в столь ранний период искусство ткачества не достигло такого совершенства, как в Паракасе. Паракасские ткачи использовали самые разнообразные материалы и удивительную для той эпохи технику ткачества.
Традиции паракасских мастеров сохранялись еще долгое время. В частности, европейцы застали ткани из хлопка и шерсти, которые своей эластичностью, гладкостью, легкостью и шелковистостью превосходили самые дорогие сорта шелка. Еще большим совершенством отличались ткани, шедшие на изготовление одежды для Сапа Инки — Единственного Инки (таков был основной титул верховного правителя инков: они изготовлялись из пуха летучих мышей.
[показать]
Ткань с изображением человека, держащего скипетр и отрубленную голову побежденного. Культура Паракас. Музей изобразительных искусств. Лима

Ткань с изображением человека, держащего скипетр и отрубленную голову побежденного. Культура Паракас. Музей изобразительных искусств. Лима
Ткани Паракаса изумительны не только как высокие образцы текстильного производства. Паракасские ткачи знали секреты ярких, долговечных, полностью сохранившихся до наших дней красок. Характерно, что разные (и притом полихромные) изображения не наносились на ткани, не надпечатывалисъ, а были вытканы в процессе самого изготовления ткани. Паракасские ткани привлекают к себе внимание разнообразием своих узоров и сюжетов
В них можно найти сложные геометрические орнаменты, изображения божеств, а также рыб, змей, людей, обезьян. Па них можно обнаружить целые таинственные сцены с участием большого количества существ, трудно идентифицируемых с реальными представителями животного мира земли. Видимо, эти изображения запечатлели переход от тотемических верований к «очеловеченным» культам. Отсюда такие странные сочетания, как рыба с, лицом человека.
Паракасцы, как и чавинцы, придерживались, по всей видимости, концепции если не единого, то по крайней мере всемогущего божества, повелителя судеб человека и всего сущего. Что касается «содержания» самих сцен, то высказываются предположения, что они представляют собой разновидность пиктографического письма, т. е. содержат рисуночное «повествование» о каких-то событиях из жизни паракасского общества или же сюжеты из его мифологии.
Покров или мантия (фрагмент каймы). Размеры: 148×62,2 см. Материал: хлопок, шерсть верблюдовых. Место находки: Южное побережье, Паракас, Перу. Культура: Наска. Даты: 100 – 300 гг. н.э. Период: Ранний промежуточный период. Бруклинский музей, США
При всем многообразии объектов изображения (в том числе и чавиноидных) на паракасских тканях превалирует все же морская тематика: рыбы, часто змеевидные, иногда рыбовидные змеи, осьминоги, крабы. Эти отдельные элементы иногда сливаются (в полном соответствии с чавинскими традициями) в единую целостную фигуру какого-то божества, в чем, как указывалось выше, нетрудно распознать отражение процесса перехода от примитивного тотемизма к более абстрактным формам языческих верований.
[показать]
Паракасский «кошачий герой»
Другим выдающимся достижением, прославившим паракасскую цивилизацию, было высокоразвитое искусство хирургии. С помощью инструментов, изготовленных из камня и бронзы, лекари Паракаса делали сложнейшие хирургические операции, вплоть до трепанации черепа. Понятно, что подобное хирургическое искусство в свою очередь требовало определенных знаний в области антисептики и анестезии.
Кайма покрова периода Некрополя Паракаса
Совершенно очевидно, что достижения паракасских ремесленников и ученых оказались возможны лишь при условии отделения ремесла от земледелия на основе значительного развития последнего. И действительно, в могильниках Паракаса были обнаружены остатки маиса, арахиса, фасоли. К этим плодам земли паракасцы добавляли обильные дары прибрежных вод Тихого океана.
Крупный план участка покрова с каймой
Таким образом, как и в чавинском обществе, мы видим в Паракасе наличие условий для появления прибавочного продукта, для раскола общества на классы и становления государства. Однако можно предположить, что в отличие от Чавина общественно-политическое устройство Паракаса было не деспотическим, а скорее всего олигархическим или даже демократическим. Такое предположение отнюдь не носит категоричный характер, поскольку оно покоится на косвенных данных, например на ярко выраженном политеизме паракасцев, на большом разнообразии стилей и жанров их изобразительного искусства и т. д.
Современные ткачихи
Эта красотка дает шерсть-альпака
Трудно определить хронологические рамки Паракаса. Одни исследователи «отпускают» на жизнь этой цивилизации 600 — 700 лет[9], другие увеличивают этот срок чуть ли не вдвое.
Наска
![]()
Nazca-chauchilla
![]()
Мумии культуры Наска.
![]()
![]()
Первая половина I тысячелетия н. э. является периодом становления третьей древнейшей перуанской цивилизации — цивилизации Наска, распространившейся в том же самом районе, что и Паракас, но в значительно более широких границах. Экономической основой этой цивилизации также являлись производство сельскохозяйственных культур (маис, арахис, фасоль, тыква) и широко развитое рыболовство. Если становление государства у насканцев можно считать свершившимся фактом, то о конкретной форме их общественно-политического устройства сказать что-либо определенное нельзя.
Серповидное украшение из листового золота со змееголовыми ответвлениями. Культура/период: Наска. Дата: 100 г. до н.э. – 600 г. н.э. Раскопки/место находки: Наска. Британский музей
Можно только предполагать, что, не будучи деспотией, государство насканцев было либо теократическим, либо олигархическим, либо демократическим. Серьезное изучение насканской культуры начато сравнительно недавно; многие объекты ее исследованы совершенно недостаточно, в том числе такие, как город Кауачи, бывший, по мнению некоторых ученых, столицей насканского общества. В центре этого города на холме возвышался храм высотой более 80 м. Храмы найдены и в других насканских пунктах — Эстакери, Уака-дель-Лоро, Трес-Палос. Все они исследованы поверхностно.
![]()
Глинобитная пирамида в Кауачи
Будучи преемниками паракасской культуры, столь прославившейся своими тканями, насканцы сумели в значительной мере сохранить наследие своих предшественников.
Они также применяли различную и довольно сложную технику для изготовления тканей и ковров. Вышивки и рисунки на тканях изображают птиц, рыб, растения, божества с кошачьими чертами, крылатые антропоморфные фигуры. Гамма красок на отдельных тканях включает до 15 цветов и оттенков. И все же изделия эти уступали замечательным шедеврам паракасских тканей. Несколько вперед по сравнению с паракасцами продвинулись насканцы в обработке полота.
![]()
![]()
Главное достижение насканской культуры — замечательная полихромная керамика.
![]()
Формы и размеры насканской керамической посуды с течением времени меняются, но дело но в них, а в тех изображениях, которыми она украшается. Нанесенная на керамическую посуду роспись — настолько характерная и важная черта насканской цивилизации, что именно она берется многими учеными за основу ее периодизации. Различают несколько этапов в эволюции росписи сосудов. Первые два этапа рождаются и протекают еще в лоне культуры Паракас, представляя собой часто перенесение на сосуды сюжетов и фигур, изображенных па паракасских тканях.
![]()
Лишь начиная с третьего этапа (на стыке III и IV вв.) изображения на сосудах — роспись и довольно редко скульптура — свидетельствуют о том, что отпочкование культуры Наска от угасающей цивилизации Паракас стало свершившимся фактом. Второй — четвертый этапы характерны строгостью и реалистичностью.

[показать]
Начиная с пятого этапа (примерно со второй четверти VI в.) строгость и простота изображений постепенно сменяются затейливостью, вычурностью, отходом от реалистической линии. Седьмой этап (начало второй трети' VII в.) открывает эпоху упадка насканского искусства росписи и скульптурной обработки керамики. В конце же девятого этапа: (IX в.) насканский стиль как бы растворяется в новом художественном стиле, который несет с собой культура Тиауанако.
Крайне многообразна тематика насканских росписей. Из животного мира широко представлены птицы, очень часто морские. Затем идут морские животные: рыбы, китообразные. Нередко можно увидеть изображения змей, в том числе и двухголовых, знакомых еще по Чавину. О Чавине нам напоминают и изображения кошачьих, встречающиеся наряду с такими новыми персонажами, как лисы, броненосцы. Весьма разнообразны изображения; людей, а также восходящих к Паракасу и Чавину фантастических существ — уже известных нам человеко-ягуаро-птиц, хотя и в повой манере письма. Многие сосуды украшены оригинальным' и богатым многоцветным геометрическим орнаментом с использованием кривых линий, прямоугольников, кругов, овалов, дуг, точек.
![]()
Колодец (Пукиос), используемый до настоящего времени.
![]()
Керамика
![]()

Некоторые данные:www.indiansworld.org