Дж.Томсон в 1958 г. писал:"Социологии же ещё предстоит обрести своего Ньютона, не говоря уже о Планке, и поэтому предсказания в этой области не выходят за рамки догадок". Это характерный пример непонимания ограниченных возможностей рационального анализа, его неприменимости к целостным структурам. В творческом управлении коллективом или страной нужна интуиция гениального вождя, которая наиболее приспособлена находить оптимальные решения в социальных, экономических и политических проблемах.
Интуиция, как и натуральная память, не бывает коллективной. Это строго индивидуальный ум каждого человека, доставшийся ему в наследство от животных предков. В управлении стаей животных тоже используется индивидуальная интуиция и жизненный опыт вожака. Зоологи не встречали ни одной стаи, где бы использовалось какое-нибудь "коллективное руководство" или "система сдержек и противовесов". Известен эксперимент американских социологов. Двум десяткам опытных судей было предложено принимать решения по разнообразным уголовным делам в разном составе. Оказалось, что решения, принимавшиеся судьями единолично, всегда были более разумными и справедливыми по сравнению с решениями коллегиальными. Преступления, как и все другие характеристики социума людей, имеют бесконечное поле вариантов. Их невозможно однозначно вписать в дискретные градации уголовного кодекса. Континуальная по своей природе интуиция опытного судьи более соответствует континуальной природе многомерного поля возможных преступлений, чем результат коллегиального обсуждения группы судей или присяжных, вынужденных для убеждения друг друга пользоваться только рациональными аргументами, мало применимыми в социальных вопросах.
Аналогичными свойствами отличается и сфера управления людьми. Интуиция обеспечивает талантливого руководителя целостными исходными данными натуральной памяти и целостно их обрабатывает с учётом предчувствия возможных последствий тех или иных управленческих решений. Поскольку интуиция вождя - это индивидуальное свойство личности, то во всех случаях анализа, оценки и управления социальными процессами по-настоящему эффективными оказываются только методы единоначалия харизматического вождя. Интуиция не подсказывает ему логических аргументов для убеждения общества в своей правоте, но внутренняя убеждённость в верности избранного пути передаётся народу, наступает так называемое "психическое заражение".