• Авторизация


ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА 07-11-2014 05:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


(Человек в животном)

 

В процессе внутренней речи человек общается с самим собой и со своей памятью. Слова являются теми знаками-ключами, при посредстве которых из декларативной памяти извлекаются необходимые воспоминания. Попав в сознание, они в свою очередь стимулируют появление в сознании других воспоминаний, в том числе из натуральной памяти и памяти эмоций. Так думающий человек общается с самим собой, пока не решит логическую дедуктивную задачу. Причём, у каждого есть своя внутренняя речь, свой язык мышления. Это язык речевых обрывков, образов, мозаики чувств и вспоминаемых ощущений.

 

А.С. Пушкин так писал об особенностях мышления импровизаторов:"Почему мысль из головы поэта выходит уже вооружённая четырьмя рифмами, размерами стройными, однообразными стопами? ...тщетно я сам захотел бы это изъяснить." По гладкости процесса мышления и по отсутствию в нём задержек и пропусков явно видно, что в то время, когда речевые нейроны и мышцы заняты идеомоторным произнесением "про себя" очередного мысленного предложения, следующее предложение ненаблюдаемо подготавливается к произнесению в какой-то неизвестной пока подготовительной структуре, которую О.Вейнингер (1905) называл "предмыслием". К.Прибрам (1975) утверждал, что "доказательством существования подобных заранее заготовленных представлений могут служить обмолвки при разговоре..., инверсии порядка слов в предложении или букв в слове".

 

Этот механизм нужен не только в речи. Он позволяет животному и человеку гладко осуществлять весьма сложные последовательности движений. В.Либет (1985) исследовал бессознательные основы произвольных движений. На ЭЭГ он определял "потенциал готовности", который, как выяснилось, опережал реальные движения пальцев на 550 мс, как бы предвосхищая их. К сожалению, работа подготовительной структуры совершенно ненаблюдаема сознанием. К.Лешли (1960) писал:"У нас нет никакого восприятия того, как структурируется мысль или фраза. Опыт не даёт нам никаких намёков на то, каким образом он организован". Судить о работе таинственной подготовительной структуре мы можем только по результатам её деятельности, как о "чёрном ящике". Н.Д.Гордеева (1995) ввела конструктивное понятие функционального органа. К таким органам психики человека может быть отнесена рассматриваемая структура.

 
Ненаблюдаемость механизмов работы подготовительной структуры порой побуждает исследователей придумывать гипотетические алгоритмы, якобы реализуемые в ней. Так, известные психолог Дж. Миллер и лингвист Н. Хомский (1963) описали предполагаемую схему, содержащую, как они называют, порождающую грамматику, трансформационные грамматики, конфигурационное дерево с различной степенью гнездующихся зависимостей и т.п. Основываясь на этой схеме, Миллер провёл серию экспериментов, в которых исследовал не реальную подготовительную структуру испытуемых, а заставлял их мысленно осуществлять придуманные им с Хомским трансформации речевых элементов. Работа подготовительной структуры, конечно, основывается не на дискретно-последовательных алгоритмах, а на неведомых целостных механизмах функционирования, позволяющих человеку совершенно свободно понимать и произносить бесконечное число предложений, которые он никогда ранее не произносил и не слышал.

 

Внимательное наблюдение за своим собственным мышлением позволяет заметить, что здесь подготовительная структура имеет лишь вспомогательное значение и сама по себе не мыслит. Если процесс мышления внезапно прерван каким-либо событием, то подготовленные "будущие мыслм" бесследно исчезают навсегда. В декларативной памяти человека остаются воспоминания лишь о произнесённых вслух или про себя мыслях. Впрочем, этот феномен может быть связан с особенностями функционирования декларативной памяти, не способной запомнить "предмыслие". Неизвестно, что из него запоминаентся в бессознательной натуральной памяти.

 

Н.А.Бернштейн (1961) называл работу подготовительной структуры "заглядыванием вперёд" или "экстраполяцией будущего", которую, по его мнению, организм осуществляет "по типу разложения в ряд Тейлора". Более реалистичным был П.К.Анохин (1955) в своей гипотезе"заготовленного возбуждения". Ю.Галантер и К.Прибрам считали, что у человека есть отчётливое предвосхищение того, что он собирается сказать, но предполагали невербальный характер плана будущего высказывания. Механизм такого предвосхищения может основываться на вероятностных данных, приносимых волнами будущего материи. Д.Макнейл (1952) провёл экспериментальное исследование единственного внешнего проявления этого феномена - спонтанной жестикуляции в процессе речи. Он показал, что жестикуляция является ключевой стадией организации фраз. Жесты слегка предвосхищают произносимые слова и отношения, которые они организуют. Макнейл пришёл к выводу, что жестикуляция, в основном, выполняет не коммуникативные функции, а составляет часть внутреннего микрогенеза речи.

 

Всё говорит о том, что предвосхищение будущих действий носит не экстраполяционный и не вероятностный характер. Достаточно присмотреться к бросанию в корзину мяча баскетболистом, чтобы убедиться в этом. Скорее всего, тахионная материя, лежащая в основе управления движениями, использует для предвосхищения какие-то целостные спектрально-пространственные модели.

 

Специальные исследования выявили феномен "опережающего отражения" и при чтении вслух. Оказалось, что глаза читающего бегут по строкам, значительно опережая те слова, которые чтец в данный момент произносит. Если же перед ним внезапно закрыть книгу, то он сможет вспомнить лишь то, что произнёс вслух либо про себя. Прочитанные и уже подготовленные к произнесению слова и предложения бесследно исчезают из памяти чтеца, если не дать их ему произнести. Эти исследования убедительно доказывают вспомогательную роль подготовительной структуры речи.

 

П.К.Анохин (1962) называл предмоторным аппаратом аналогичную подготовительную структуру в осуществлении различных движений живого организма.Он особо отмечал интегральный характер работы открытого им аппарата. Например, залп эффекторных импульсов, бегущих по диафрагмальному нерву, всегда представляет собой точнейшее выражение потребности организма в том или ином объёме воздуха.

 

Многие нейрофизиологи безосновательно утверждают, будто замысел будущего движения формируется в вещественных ассоциативных зонах коры. Определённый экспериментальный материал о возможных локализациях подготовительных структур опубликовал А.Р.Лурия в книге "Язык и сознание". Он выяснил, что при поражении предмоторных отделов головного мозга человека, непосредственно примыкающих к моторным зонам, внешняя и внутренняя речь теряют плавный характер и становятся отрывистыми. Однако в этих зонах, скорее всего, реализуются лишь некоторые функции подготовительных структур. Сами структуры пока систематически никем не исследовались.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Start-up-life 25-11-2014-04:06 удалить
Хворостенко, очень интересные замечания о речи "руками". Ведь, действительно, говоря, мы не следим за руками (ну, если не специально сдерживаем их). В увлеченом монологе руки "проговаривают" ту же речь, делая ее "объемней" и ярче. Что-то проговаривая важное для себя, неважно, вслух или про себя - руками "разговариваю" тоже. Сейчас вспомнила - если понаблюдать за детьми (ярко это выражено в 3-5 лет), они запоминают речь взрослого всем комплексом. Произнося понравившуюся им фразу, они и телом имитируют образец, и виден сам процесс "обучения/заучивания" жеста, эту речь сопровождающий. И еще - я присматриваю понравившиеся мне жесты и выучиваю их. Вот только сейчас задумалась - я не могу ответить, как надолго они задерживаются в моем обиходе.


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ СТРУКТУРА | Хворостенко - Дневник Хворостенко | Лента друзей Хворостенко / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»