• Авторизация


МИФ О НЕОСОЗНАВАЕМЫХ МОТИВАЦИЯХ 04-11-2014 05:38 к комментариям - к полной версии - понравилось!


(Человек в животном)

 

Со времён З.Фрейда в среде психологов бытует миф о существовании в человеке неосознаваемых мотиваций. Причём, речь обычно идёт именно о принципиально неосознаваемых мотивациях, а не о тех довольно частых состояниях человека, когда его сознание занято каким-либо напряжённым мыслительным процессом, и он действует машинально, не задумываясь о своих действиях.
 
Сознание организовано таким образом, что здоровый человек при желании и умении способен сознательно наблюдать состояние всего своего тела – скелета, мышц, потребностей, мотиваций, эмоций. Механизмы управления своим телом человек принципиально наблюдать не может, зато в достаточной степени отчётливо чувствует, к чему привело управление. Существование фрейдовского мифа поддерживается стремлением людей укладывать всё наблюдаемое (в том числе и свои внутренние ощущения) в привычную модель причинно-следственных связей.
 
Причины любых мотиваций и поступков человека являются не ненаблюдаемыми (неосознаваемыми) явлениями, а они попросту не существуют в виде самостоятельной объективной реальности. В человеке и в воздействующем на него внешнем мире до такой степени всё взаимосвязано в единое целое, что не существует “причина” или конечное количество “причин”, почему сейчас ему хочется осетрины с хреном, а через полчаса вдруг захотелось конституцию. В медицине давно разрабатывается довольно трезвое направление – кондиционализм, апологеты которого отказываются от понятия “причина” и заменяют его значительно более ёмким понятием “условия”.
 
 Всё, что делает и о чём думает человек, порождается совокупностью внешних и внутренних условий, в которых он действует с учётом состояния своей психики и ненаблюдаемых внутренних адаптивных программ (условных рефлексов). Известный советский психофизиолог А.А.Ухтомский (1927) писал:”... физиологи правильно думают, что “бессознательно” и слепо идущих актов в нас несравненно больше, чем кажется на первый взгляд, да и те действия, которые признаются “сознательными”, предопределены, с одной стороны, воспитанными наклонностями, с другой – текущими влияниями среды. Действия наши теряются своими корнями в далеко пройденной истории рода, культуры и воспитания каждого из нас”.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (2):
Я с интересом прочитал это сообщение. Правда, у меня возникли некоторые вопросы. Не в смысле устроить дискуссию, а попросить уточнить некоторые детали. Мне постоянно хочется перевести сухой профессиональный язык на бытовой уровень. Мне хочется перенести результаты их трудов на почву личных представлений для того, чтобы узнать имеют ли они лично для меня какую либо ценность и, если таковой являются, то как можно их применить. Что подразумевается под словами "..речь обычно идёт именно о принципиально неосознаваемых мотивациях..."? Если имеется ввиду "бессознательное", то почему это миф? Например я стараюсь преодолеть сознательно страх перед бродячими собаками намеренно не обходя их. Отчего же, проходя мимо и удаляясь от них, у меня шетинится кожа. При малейшем "тявканьи" я непроизвольно вздрагиваю.
Ответ на комментарий Быков_Сергей # К тем явлениям, о которых Вы пишете, относятся три психологических термина, обычно понятных на бытовом уровне, - рефлекс, инстинкт, мотивация. Первые два относятся к бессознательной психике, мотивация бывает и осознаваемая, и неосознавемая. "Щетинится кожа" - это врождённый рефлекс, страх перед опасностью - это врождённый инстинкт, мотив, по которому Вы обходите стороной стаю собак, - это сознательная мотивация, основанная на личном либо чужом опыте. Но и рефлексы, и инстинкты, появляясь бессознательно, осознаются человеком. Этому посвящено данное размышление в дневнике.


Комментарии (2): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник МИФ О НЕОСОЗНАВАЕМЫХ МОТИВАЦИЯХ | Хворостенко - Дневник Хворостенко | Лента друзей Хворостенко / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»