(Человек в животеном)
Язык - это основное орудие, при посредстве которого человечество порождает сознание каждого нового своего члена, языковым воспитанием и обучением формирует его душу и снабжает нравственными нормами, позволяющими человеку ограничивать влияние на его действия и мысли врождённых животных инстинктов. В дальнейшем он при посредстве языка самостоятельно формирует свой личный опыт жизни и обрабатывает получаемую от других людей информацию. Мы ощущаем как осознанные только те внешние и внутренние события, которые подверглись словесной обработке. В остальных случаях действуем бессознательно и автоматически ("машинально"). Э.Кассирер (1944) предлагал определение "человек разумный" заменить определением "человек символический", т.к. любой человек живёт в символическом мире словесных и других придуманных людьми знаков. В этом главное отличие человека от животных. Остальные его отличия, в том числе сознание и разум, являются производными от главного.
Понятие "язык" не следует понимать слишком буквально как систему членораздельных звуковых сигналов, формируемых с помощью языка во рту. Этого иногда не понимают даже такие крупные специалисты по психологии мышления, как чл.-кор. АН СССР Л.В.Крушинский, который утверждал (1984), что "между так называемыми вербальной и невербальной формами мышления нет неодолимой грани. Скажем, никто не откажет в способности мыслить глухонемым от рождения; известно, что высочайшего интеллектуального уровня способны достичь слепоглухонемые". Крушинский необоснованно отказал в праве называться вербальным языком языку жестов и мимики, которым пользуются глухонемые, языку тактильных членораздельных сигналов, используемых слепоглухонемыми, языку морской флажковой азбуки. Между тем, свойства языка и его пригодность для интеллектуального общения лишь в незначительной степени зависят от его модальности.
У глухих от рождения людей центры управления языком жестов локализованы в тех же областях височной доли головного мозга, которые в норме связаны с устной речью. Разница лишь в том, что в языке жестов, судя по всему, участвует теменная третичная зона (пространственная). Слепоглухонемая американка Е.Келлер писала:"Когда я пытаюсь вспомнить о чём-нибудь, о чём мне говорили, я чувствую руку, которая печатает буквы на моей руке". Способность к мышлению зависит лишь от способности человека пользоваться тем или иным языком. Л.С.Выготский убедительно показал, насколько отстаёт в развитии нормально слышащий ребёнок, которого глухонемые родители не обучили хотя бы языку жестов.
Человеческий язык принципиально отличается от разнообразных систем команд, которыми обмениваются бессознательные животные и насекомые. Во-первых, он обеспечивает выделение из наблюдаемой природы отдельных объектов ("языковых индексалов") в такой форме, которая понятна другим людям своего племени ("дискрипативный смысл"). Во-вторых, язык обладает способностью к перемещению рассказываемого в пространстве и времени. Обозначение предметов словами (существительные) появились, когда в языке стал развиваться пространственный перенос. До этого было достаточно указать:"вот это".
Известно, что говорить и сказать - не одно и то же. Человек может говорить, говорить без умолку, но так ничего и не сказать. Так обычно говорил М.Горбачёв. "Бессодержательную речь всегда легко в слова облечь" (Гёте). Другой, наоборот, молчит, но именно своим молчанием он сказал собеседнику нечто очень важное. Всё зависит от контекста и от применяемой в обществе языковой системы. Последняя определяет сам характер развития общества. Важнейшим достижением было изобретение фонетического письма. Цивилизации, не принявшие подобной символики, обрекли себя на многовековую отсталость. Точно так же, познания греков в математике долгое время ограничивались геометрией из-за отсутствия у них языка алгебры
Язык практически никогда не бывает однозначным, и порой приходится с трудом догадываться, что хотел сказать нам собеседник. В любом естественном языке многие слова и предложения позволяют различные трактовки. В первой половине ХХ века Б.Уорф, автор известной "гипотезы Уорфа", работал в обществе страхования от огня. Ему удалось обнаружить среди причин пожаров весьма необычную. Она крылась в неточности и неоднозначности языка, в неправильном соотнесении слов и предметов реального мира. Не всегда в этом виноваты авторы текста. В полушутливых "Законах Чизхолма" следствие третьего закона формулируется весьма правдоподобно:"Даже если ваше объяснение настолько ясно, что исключает всякое ложное толкование, всё равно найдётся человек, который понял вас неправильно".