(Человек в животном)
[700x588]
Главная и несомненно существующая аналогия между историей развития человечества и историей формирования личности каждого человека состоит в одинаковости механизмов возникновения сознания. Наблюдение за процессом появления сознания у детей позволяет понять историю возникновения сознания у человечества. К сожалению, психологи недостаточно внимания уделяют экспериментальному изучению этой проблемы, а когда изучают, часто получают искажённую картину в виду излишнего влияния на методику постановки экспериментов некорректного предвзятого мнения о сути самосознания ребёнка.
Только необоснованным предубеждением Д.И.Фельдмана (1996) можно объяснить его утверждение, будто в раннем возрасте (от одного года до трёх) у ребёнка сильно развивается позиция "Я в обществе". Без хорошего понимания роли времени в последовательности событий, без развитой декларативной памяти ребёнок не способен отличить себя от общества, а тем более - понять свою роль в обществе. Точно так же, наши бессознательные предки жили "здесь и сейчас", не обладали декларативной памятью и вся их социальная жизнь управлялась сложной системой врождённых стайных инстинктов и приобретённых условных рефлексов. К ним, как и к ребёнку полутора лет, была неприменима позиция "Я в стае". Они не отличали себя от стаи, воспринимали её как единый организм.
Наблюдения за развитием декларативной памяти и сознания детей позволяет выяснить, как развивались эти феномены у раннего человечества. Месяцы в жизни ребёнка соответствуют тысячам лет человеческой истории. Даже после возникновения сознания четырёхлетний ребёнок с трудом вспоминает вчерашний день и почти не помнит - позавчерашний. В этом возрасте он ещё плохо различает, что было раньше, а что - позже. Оперативная память о текущих событиях у него ещё не выстраивается в стройную временную последовательность, а декларативная плохо отличает "сегодня" от "несегодня".
В воспоминаниях дошкольников определения по признакам места развиты лучше определений по времени, он легче вспоминает "это было на даче" нежели "это было в июле". Такой же была коллективная декларативная память первобытных племён ещё в начале ХХ века. Расцвет мышления и речи у детей дошкольного возраста наступает на пятом году жизни, а к концу шестого года у него развивается высшая форма декларативной памяти - "память-рассказ".