• Авторизация


ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЧЕЛОВЕК ОТ ЖИВОТНОГО 17-10-2014 05:58 к комментариям - к полной версии - понравилось!


(Человек в животном)

В антропологии до сих пор не решена однозначно проблема грани между высокоразвитым животным и человеком. Лауреат Нобелевской премии К.Лоренц (1973) суммировал собственно человеческие особенности поведения следующим образом: 1) разум и способность к прозрениям; 2) этика и сознательная ответственность; 3) культура; 4) речь; 5) самосознание и 6) металюбознательность. Но чаще антропологи стремятся выделить человека из животного мира одним каким-либо признаком. Так, Г.Ф.Хрустов (1994), следуя широко распространённому мнению, выделил человека тем, что другие животные не могут использовать орудие для производства орудия.

Другой лоренцев критерий - критерий наличия или отсутствия речи, несмотря на многочисленные исследования людей, человекообразных обезьян и дельфинов, оказался весьма неоднозначным. Одни увлечённо приписывают наличие речи шимпанзе, обученным передавать и принимать команды на языке жестов; другие выдвигают гипотезы о существовании у человека так называемого наглядно-действенного мышления, о невербальном составлении внутренних планов будущих действий (Н.А.Пономарёв, 1967; М.И.Лисин, 1997).

Речь - не команды для реакции "здесь и сейчас". Если бы в ходе развития общественной деятельности предлюдей не возникала необходимость сообщать соплеменникам о вещах, отсутствующих в этом месте или в данный момент времени, то речь у людей до сих пор не появилась бы, так как они обходились бы указательными жестами. Кстати. психологи обратили внимание, что указательный жест возникает у ребёнка из неудачного хватательного движения. После того, как мать несколько раз подаст ребёнку то, до чего он не смог дотянуться, сам собой вырабатывается понятный матери указательный жест :"Хочу это!". Так же, скорее всего, в командах предлюдей стали появляться элементы перемещаемости. Например, если соплеменник неверно понял команду вожака и принёс ему камень, которым вчера разбивали орехи, то непонятая команда может стать основой слов:"Принеси вчерашний камень".

Речь - это развёрнутая система общения людей. Её роль в становлении человека человеком видна на примере слепоглухонемых людей. Все исследованные учёными слепоглухонемые от рождения, которым ещё не привита способность к речевому общению с другими людьми, обладают самым примитивным внутренним миром - еда, сон и всё, связанное с едой и сном. Свои потребности они демонстрируют двигательным беспокойством, иногда доходящим до бешенства. Никаких потребностей в общественных связях у них нет. К человеку, обслуживающему их растительную жизнь, они относятся как к полезному предмету. Остальной вещественный мир для слепоглухих является лишь множеством препятствий, причиняющих одни лишь неприятности.После приобретения же речи и сознания слепоглухая О.И.Скороходова занималась даже научной работой.

Человек отличается от животного прежде всего сознанием, которое возникает у трёхлетнего ребёнка лишь после того, как у него появилась декларативная память и в ней накопилось необходимое количество словесной информации о своём прошлом. Но прежде ребёнок должен хорошо освоить речевое общение с другими людьми. Именно общение вынуждает его запоминать в декларативной памяти, что было вчера, а что - позавчера. Кроме того, оперативная память ребёнка постепенно приучается фиксировать на короткое время текущий поток последовательности событий. Это в конце концов приводит к появлению в декларативной памяти каждого здорового ребёнка представлений о непрерывности своего существования, о своей <i>самости</i>. Пятилетний ребёнок ещё не умеет по Хрустову "использовать орудие для производства орудия", но это уже вполне сложившийся человек, который умеет выделять себя из окружающего мира и осознаёт происходящее с ним.

Лейбниц был неправ, когда утверждал, что "сознание не возникает, а лишь мало-помалу вышелушивается из материи". Как из многих миллионов видов животных только у человека возникло сознание и нет никаких промежуточных форм "полусознания", "четвертьсознания" у других животных, так и в каждом человеке оно вдруг возникает в виде "озарения", а не нарастает постепенно.

Основное свойство человеческого языка - его способность сообщать об удалённых во времени и в пространстве событиях - американский лингвист Ч.Хоккет (1958) называл перемещаемостью, которая позволяет людям общаться, когда "предмет сообщения и его результаты удалены во времени и пространстве от источника сообщения". К сожалению, сам Хоккет не уберёгся от обычной в среде психологов подмены перемещаемости, как свойства языка, поведенческой перемещаемостью, т.е. перемещаемостью знаний и умений при посредстве памяти человека и животных. Так, рассуждая о развитии первобытных людей, он относил их культурную преемственность к области языковой перемещаемости. С таким же успехом он мог назвать примером языковой перемещаемости соловьиную трель, которой птенец обучается у сородичей. В широком смысле перемещаемость языковой системы позволяет людям в общении использовать слова "опять", "без", "или", "ведь", не являющиеся командами. Она же проявляет себя в структурных категориях: "над", "под", "вне", "внутри", "потом" и т.п.

Язык обладает истинным свойством перемещаемости, когда имеет свою собственную память - времена глаголов - и когда при его посредстве можно понять и ответить на вопрос:"Что ты вчера делал в огороде?". Именно этим отличается язык людей от довольно обширных наборов команд, при посредстве которых общаются между собой бессознательные животные. Перемещаемость языка порождает у людей новый в животном мире феномен - воображение, способность мысленно придумывать несуществующие ситуации.

[557x530]

Способностью к воображению объясняется религиозность некоторых людей. Бессознательные животные не могут верить в бога и в другие несуществующие явления. Не способны животные так же лгать, это прерогатива человека.

О.Тоффлер (1970) предложил 50 тысяч лет существования человека разумного измерить числом поколений, каждое продолжительностью в 62 года. Получилось около 800 поколений, из которых 650 жили в пещерах и мало общались друг с другом. Только при жизни 70 поколений оказалось возможным, благодаря появлению письменности, осуществлять эффективную связь между поколениями. Лишь 6 последних поколений знакомы с печатным словом. Подавляющее большинство искусственных предметов, с которыми мы сейчас имеем дело в повседневной жизни, было создано нынешним поколением.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ЧЕЛОВЕК ОТ ЖИВОТНОГО | Хворостенко - Дневник Хворостенко | Лента друзей Хворостенко / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»