Человек обычно испытывает неприятное чувство скуки, когда ему не хватает новых стимулов для действий или новых впечатлений при пассивном наблюдении окружающей действительности. Эмоция скуки явно досталась нам в наследство от бессознательных предков. Это видно из поведения молодых высокоорганизованных животных. Они тоже испытывают скуку, когда им не с кем или не с чем играть. Эмоция скуки была "изобретена" природой с целью ускорения развития детёнышей, приобретающих в играх жизненный опыт.
С этой эмоцией тесно связан врождённый инстинкт любознательности, стимулирующий у растущих животных удовольствие от познания нового. Обычно с возрастом угасает как эмоция скуки, так и бескорыстная любознательность. Остаётся у взрослых бессознательных животных лишь прагматичная ориентировочно-исследовательская реакция на новые внешние явления, могущие нести угрозу.
Человек, как предполагают некоторые учёные, это аберрация природы, своеобразная инфантильная обезьяна. И.И.Мечников писал:"... мы имеем право вывести, что человек представляет остановку развития человекообразной обезьяны более ранней эпохи. Он является чем-то вроде обезьяньего "урода". А.Гелен (1955) характеризовал человека как "ещё не определившееся животное", говорил о его животной "незавершённости". У человека и во взрослом возрасте часто сохраняется и эмоция скуки, и любознательность.
Однако удовлетворять свою любознательность и развиваться дальше большинству людей лень, поэтому понапридумано множество способов подавления чувства скуки ("хорошо провести время", "убить время") -
всякого рода развлечения, массовое искусство, кроссворды, пустопорожний словесный пинг-понг в чат-форумах Интернета.
Приглушается скука и на интересной работе. Западные идеологи подводят "научную базу" под этот образ жизни. Бергсон отказывался признавать правомочность любознательности ради бескорыстного познания и утверждал, что "интеллект служит не для познания, а для действия". Ницше в своих философских построениях заменил гносеологического (познающего) субъекта "заинтересованным субъектом". Так понимаемый субъект безразличен к истине как таковой. Для него познавательная деятельность выступает лишь как средство решения прагматических задач. Эта идеология получила своё полное развитие и завершение в прагматизме, типично американском учении, впоследствии импортированном в Европу (У.Джемс, Дж.Дьюи, Ф.Шиллер).
В экспериментальных исследованиях западных психофизиологов оказалась не только разорвана природная взаимосвязь скуки и любознательности, но и вообще психическая эмоция скуки человека часто заменяется гормональной потребностью организма. Так, американский психолог М.Закерман (1984) довольно тщательно исследовал стремления человека к поиску новых внутренних ощущений, которые он сводил исключительно к биохимическим процессам и связывал с уровнем моноаминооксидазы (МАО), эндорфинов и половых гормонов. Функция МАО состоит в ограничении уровня некоторых медиаторов, в частности, норадреналина и дофамина, которые имеют отношение к регуляции эмоциональных состояний. Закерман считал, что поиск острых ощущений всегда связан с потребностью обеспечения оптимального уровня активации катеноламиноэргической системы. В своих экспериментальных исследованиях Закерман не учитывал, что корреляция, как метод анализа, не позволяет выяснить, какой объект является причиной, а какой - следствием.
Подобные гипотезы опровергаются непреложным фактом: каждому любителю острых ощущений не столько нужны сами ощущения, сколько восторженные зрители. Ни один человек никогда не совершал "безрассудные поступки", если точно знал, что о его подвигах никогда никому не станет известно. Гормональная система таким моральным стимулам не подвержена. Следовательно, приключенческие варианты "убивания времени" в значительной степени подстёгиваются неискоренимым стремлением каждого стайного животного выделиться, подняться выше в иерархии своей стаи. К.Левин в многочисленных опытах выявил влияние успеха и неуспеха в присутствии наблюдателей на поведение людей в психически напряжённой ситуации. Причём, в аффективных состояниях части животных в стае иногда наблюдается феномен заражения, превращающего стаю в единое стадо (у людей - в толпу), испытывающее коллективную ненависть (презрение, страх...) по отношению к другим стаям. Так в больших городах возникают "майданы нэзалэжности", "болотные площади" и прочие мероприятия, которые, независимо от замыслов организаторов, являются для рядовых участников проверенным способом бездумно избежать скуки.
Архимед, открыв свой знаменитый закон, не остался радоваться в тёплой ванне, а голым выскочил на улицу с криком "Эврика!", чтобы все оценили его достижение. Каждое новое поколение молодых людей легко обнаруживает, что острые ощущения при зрителях, всяческие чудачества являются прекрасным способом уйти от неприятной эмоции скуки, не затрудняя себя мыслительными усилиями. Сейчас в качестве "зрителей" всё чаще используют сетевых сочатников (собалабольщиков). Инстинкт любознательности и эмоция скуки - это не химические и не гормональные феномены, а психические.
Интересную подсказку дают наблюдения С.С. Корсаковым людей, потерявших способность запоминать новые впечатления в декларативной памяти:"Пока с больным не разговаривают, он или молчит, или напевает какой-нибудь стих или молитву... У этих больных... жизненности, вдохновения нет и следа. Интересов решительно никаких нет, кроме физических."
Следовательно, эмоция скуки у взрослого человека стимулируется бессодержательными впечатлениями, поступающими в декларативную память. У больных синдромом Корсакова в эту память вообще не поступает никаких новых впечатлений, при нормально функционирующей натуральной памяти. Такие больные не испытывают эмоцию скуки, и у них не активируется инстинкт любознательности.