(Животное в человеке)
-
Чувства долга, справедливости, стремления к идеалам нет оснований относить к истинно человеческим качествам, как это делают многие гуманитарии разного толка. Всё это в избытке наличествует у любых социальных животных в виде сложной системы стайных инстинктов, которыми они руководствуются, как сказали бы гуманитарии, самоотверженно. В специальной литературе описано множество случаев, когда, например, взрослые самцы шимпанзе жертвуют собой, нападая на тигра, чтобы дать возможность скрыться остальным членам стаи. Только высокообразованный человек смог выдумать такую дичь:"Возлюби ближнего как себя самого". У бессознательных стайных животных часто наблюдается приоритет стайного долга над индивидуальным инстинктом самосохранения, над любовью к себе самому.
-
-
Ч.Дарвин писал в 1871 г.:"...чувства и интуиция, различные эмоции и способности, такие как любовь, внимание, любопытство, подражание, благоразумие и т.д., составляющие предмет гордости человека, в зачаточном, а иногда и в хорошо развитом виде могут быть обнаружены у более низкоорганизованных животных". Биологические причины подобных своих инстинктивных побуждений людьми обычно не осознаются, и для "логичного" объяснения соответствующих действий порой привлекаются некорректные доводы, носящие характер подгонки под ответ.
-
-
Что в человеке человеческое, а что является проявлением его животной сущности, позволяет выяснить зоопсихология. Академик И.П.Павлов был совершенно неправ, когда заявлял:"...зоопсихологии не должно быть. Если человек имеет субъективный мир явлений, то в зоопсихологии его не должно быть, потому что животное ничего не говорит". И это говорил человек, десятилетиями экспериментировавший с собаками!
-
Зоопсихология весьма продуктивная наука, с основными результатами которой обязательно нужно знакомить всех специалистов по психологии человека. Исследователи животных эффективно используют внешние проявления их внутреннего мира для выявления его закономерностей. Те психологи, которые знают зоопсихологию, которые научились отличать в себе человека от собственого животного, могут многое рассказать о психологии животных на основании самонаблюдений над собственными бессознательными действиями, и лучше понимают психологию человека, в частности, его интуицию.
-
-
РЕФЛЕКС ПОДРАЖАНИЯ У ДЕТЕЙ И ЖИВОТНЫХ
Ч.Дарвин, наблюдая, как шестимесячный ребёнок начинает плакать, когда видит притворный плач кормилицы, полагал, что в столь раннем возрасте ему уже присущи эмоции сочувствия другим людям. На самом деле описанный Дарвиным феномен является проявлением врождённого стайного инстинкта ребёнка подражать остальным членам стаи. Точно так же, ребёнок рано начинает улыбаться в ответ на улыбки окружающих его людей. Генетическим путём он получает довольно большой набор врождённых шаблонов поведения - плачь, улыбка, зевота и т.п. В каких случаях их надо использовать, ребёнок учится, подражая взрослым. Воспитание детёнышей с использованием инстинкта подражания практикуется всеми позвоночными. И только у человека этот инстинкт превращается в веру.
[439x267]
ВНИМАНИЕ СОЗНАТЕЛЬНОЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
Следует различать состояния внимания у бессознательного животного и у человека в сознательном состоянии. Животное, выделив из наблюдаемого то, что достойно его внимания, реагирует на это либо соответствующей двигательной реакцией (хватательной, оборонительной и т.п.) либо её идеомоторным вариантом, не переставая присматриваться ко всему остальному в наблюдаемом мире. Человек же в сознательном состоянии реагирует на достойное внимания чаще всего мысленным анализом именно этого - "существенного", "важного".
В случае большой увлечённости наблюдаемыми событиями, он иногда может терять контроль над своими животными реакциями. Учёного, забывающего закрывать форточку, необоснованно называют рассеянным. На самом деле такой учёный не рассеян, а крайне сосредоточен на своих внутренних мыслях и полностью отключил внимание от внешней действительности. Такое состояние бывает у тетерева на току.