Для того, чтобы животные могли выполнять сложные цепочки последовательных действий, природа обычно разбивает их на отдельные операции, врождённая программа выполнения каждой из которых включается только после полного выполнения предыдущей операции. Так, у ряда видов птиц самец по команде, получаемой от весеннего солнца, вначале в соответствии с первой программой строит гнездо. После полного выполнения этой программы у него последовательно включаются программа зазывания самки и спаривания с ней, если ей гнездо понравится. После этого включается программа кормления самки на яйцах, кормления вылупившихся птенцов и завершающего обучения их летать.
Сигналом к смене программ всегда является успешное завершение выполнения предыдущей программы. Оказалось, что легко можно заменить кладку яиц в гнезде птенцами. "Родители" охотно начинают их кормить, но заменить птенцов кладкой яиц, т.е. вернуть уже выключенный рефлекс, как правило, не удаётся. У более примитивных организмов возврат к уже пройденным этапам вполне возможен. П.Грубер брал гусеницу шелкопряда, довёдшую постройку кокона до 6-й стадии, и пересаживал её в кокон, достроенный только до 3-й стадии. В этом случае гусеница снова строила 4-ю, 5-ю и 6-ю стадии. Всё это проявления врождённого ума животных и насекомых. Человек обладает таким умом, но способен и разумно спланировать новую последовательность своих действий.
Понятие разум в русском языке предполагает способность использования рационального мышления. И в латинском языке "разумный" обозначается словом rationalis. Ф.Якоби отмечал главную особенность разума - стремление всё понимать.Высокоразвитые животные, обладающие хорошим умом - способностью решать сложные целостные адаптационные (приспособительные) задачи, не могут и не станут "понимать" наблюдаемую действительность, т.е. выделять "причины", "следствия", "связи" и формулировать из них силлогизмы. Они не могли бы эффективно приспосабливаться к быстро изменяющимся условиям жизни, если бы пользовались рациональным мышлением, разумом. У них ум, а не разум. Возникновение в ходе эволюции врождённых программ адаптивного поведения животных, конечно, не могло осуществляться только по примимтивной схеме "мутации - отбор". Вначале происходила выработка условных рефлексов, которые затем закреплялись в генетической памяти. У животных и у людей потомству передаётся ум - комплекс врождённых умений, в том числе умение приобретать новые полезные умения - условные рефлексы. Разум же ребёнок не получает генетически. Он воспитывается в человеке довольно длительным обучением.
Ни один из воспитанных животными человеческих детей разумом не обладал, только умом. Л.В.Крушинский (1973) находил элементы рассудочной деятельности и у бессознательных животных. Но он некорректно называл разумной деятельностью способность животного приспосабливаться к новой ситуации в окружающей среде. Несоответствие нормам русского языка такого использования слова "разум" отмечено ещё в словаре Даля:"...можно сказать умная лошадь, собака, но разумная - нельзя".
Разумность поведения часто характеризуют способностью к абстрагированию, к мысленной замене широкого класса предметов условным знаком. Сторонники такого критерия разумности просто-напросто забывают, что природа давно придумала абстрактный знак - яркий цветок, чтобы управлять поведением явно неразумных насекомых. Вся система поиска пищи живыми организмами основана на абстрактных знаках, заменяющих в их памяти множество пищевых продуктов. Более адекватным критерием разумности человека можно считать изготовление им искусственных предметов, не существующих в природе. Но сейчас в этой сфере, пока неизвестно, случайно или нет, наблюдается странный регресс. В начале периода формирования человека разумного, когда он ещё не обладал декларативной памятью и сознанием, наши предки сразу же после разделки туши очередного мамонта бросали свои каменные топоры и скребки. После добычи следующего мамонта изготавливались новые орудия. Предки жили "здесь и сейчас" и о прежних своих мамонтах и орудиях не помнили.
Нынешнее цивилизованное общество с недавних пор стало стремительно возвращаться к первобытной манере: "использовал - выбросил". Но если каменные скребки без ущерба для Земли и для живой материи до сих пор лежат в недрах, то каждая цветастая полиэтиленовая упаковка для чипсов в течение 400 лет будет выделять свои летучие ядовитые компоненты. Вряд ли кибернетик Эшби имел в виду такое поведение человека, когда выдавал его за эталон разумности. Разумность - это способность к рациональному мышлению. Рациональное мышление человека основано на его способности расчленять (при посредстве интуиции) целостную наблюдаемую действительность на элементы, их свойства, взаимосвязи, закономерности.
Нейрофизиологи столкнулись с парадоксальным фактом: с отсутствием прямой связи между умом животных и уровнем развития у них новой коры. У птиц эта кора вообще отсутствует, а вороны по своей способности к решению умственных задач находятся на уровне хищных млекопитающих. У вороновых полушария головного мозга достигли весьма большого объёма по сравнению с другими птицами за счёт мощно развитых ядер стриатума. Вряд ли эти отделы мозга ворон способны обеспечивать ёмкую и динамичную память, которую они ежедневно демонстрируют. Скорее всего птицы научились использовать стриатум для управления процессом обработки и запоминания данных в тахионной материи. Как у ворон, так и у человека основные умственные и поведенческие особенности определяются врождёнными и благоприобретёнными программами, записанными где-то не на веществе мозга.
Вещественный мозг животного выполняет функции связующего звена между программами управления и вещественным миром, поэтому он накладывает ограничения на умственные способности животных. Две тысячи лет назад историк Иосиф Флавий в своих "Иудейских древностях" писал, что когда человек был изгнан из рая, он в числе прочего утратил способность разговаривать с животными. Миф о возможности таких разговоров и о наличии у животных своеобразного "языка" жив до сих пор. Но как ни старались американские супруги Гарднеры обучить шимпанзе Уошо языку жестов глухонемых людей, им это не удалось. Обезьяна оказалась способной лишь запомнить и использовать "здесь и сейчас" большое количество различных команд. У любых, самых умных, животных нет и не может быть декларативной памяти, без которой разум невозможен. По этому поводу в словаре Даля написано:"...низшая ступень ума должна быть признана за некоторыми животными, но разума нет ни в одном... , можно сказать умная лошадь, собака, но разумная нельзя".