Тейяр де Шарден (1940) писал:"В верхнечетвертичный период перед нами выступает современный человек в полном смысле этого слова... , эволюция с этого момента явно вышла за рамки своих анатомических форм, чтобы распространиться на... зоны психической спонтанности". До сих пор продолжаются споры о более точном определении времени появления на Земле такого человека. Большинство антропологов сходятся на мнении, что неандертальцы, жившие 100 - 35 тысяч лет назад не были людьми и не были предками людей. Скорее всего, внезапно появившиеся на территории Европы кроманьёнцы уничтожили их 30-40 тысяч лет назад как диких зверей, умеющих изготавливать каменные орудия и добывать огонь.
Самые древние языки, доступные изучению, - это те, на которых всего 4-5 тысяч лет назад говорили египтяне и шумеры. Похоже, тогда же зародились индо-европейские языки. Самые древние слова, которые удалось разыскать учёным, имеют возраст не более 10 тысяч лет. Развитой язык, превративший палеоантропа в Homo sapiens sapiens, появился приблизительно 50 тысяч лет назад. В ходе этого превращения животное из человека никуда не выветрилось. Он так и остался до сих пор стайным представителем царства животных, отряда приматов, надсемейства человекообразных приматов, семейства людей, рода Homo, вида Homo sapiens, подвида Homo sapiens sapiens (в отличие от неандертальца - Homo sapiens neandertalensis).
Все физиологические мотивации человека, эмоции, темперамент имеют животное происхождение и животные же внешние проявления. Хотя только у человека, как у биологического вида, наблюдается заметная морфологическая асимметрия левого и правого полушарий головного мозга, эксперименты показывают, что даже у цыплят довольно слаборазвитой умственно курицы научением ведает в большей мере левое полушарие. У многих животных и певчих птиц голосовые центры в мозгу расположены слева. Как и у всех стайных животных, в человеке неразрывно связаны биологические и социальные функции, которые не сводимы одна к другой. Отличается он от остальных стайных животных, прежде всего, наличием самосознания, которое позволяет ему частично управлять своими животными проявлениями.