• Авторизация


СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 18-09-2014 06:22 к комментариям - к полной версии - понравилось!


(Из чего состоит человек)

 

Известная история человечества охватывает 5-6 тысячелетий. Открытие всемирной истории дало возможность осознать тот факт, что человечество в целом, наподобие отдельного человека, имеет единую жизнь. Начиная с первой попытки Блаженного Августина и кончая гипотезой "философии истории" Гегеля-Маркса человеческая мысль стремилась проникнуть в смысл мировой истории. Многие считают, что этот смысл не сводится, как у животных, к размножению, экспансии и к получению удовольствий от жизни.
[497x332]
Поколения за поколениями людей
[468x700]
в течение тысячелетий стремились к чему-нибудь приятному,
[700x350]
чего-то достигали, от чего-то испытывали удовольствия, но всё это безвозвратно ушло в небытиё, не оставило никакого следа в человеческой истории и в истории Земли.
[700x329]
В этом люди ничем не отличаются от остальной живой материи.
[700x466]
Б.Франкл, считающийся на Западе главным специалистом по поиску смысла жизни человека, утверждает:"Не человек ставит вопрос о смысле жизни - жизнь ставит этот вопрос перед ним, и человек отвечает на него не словами, а действием". Это не смысл, который произошёл от слова "мысль", а бездумная жизнь животного. Лягушки поколение за поколением стремятся ловить вкусных комариков, греться на солнышке, спариваться и, оставив потомство, бесследно уйти в небытиё. Если условия жизни в любимом болоте не изменятся, то потомки год за годом будут в точности повторять один и тот же жизненный цикл. Многие, искренне считающие себя весьма прогрессивными мыслителями, например А.Никонов (2005), не видят основного отличия человека от лягушки. Смысл жизни человека он признаёт чисто лягушачий:"Если вы живёте безрадостно, не испытывая никаких удовольствий... , то зачем вы вообще коптите небо?". Лягушачья идеология Никонова и миллиардов его единомышленников является случайной реверсией эволюции человека, а не закономерным результатом развития.
К более здравомысленным выводам пришёл Т. де Шарден (1942):"Человечество не только явилось "целью" всей эволюции живого, но и имеет свою отличную от других видов эволюцию". К сожалению, эволюция эта не всегда идёт что называется "вперёд". Несомненнен один прогресс - умственное развитие людей, но и оно идет не непрерывно. Неоднократно наблюдались периоды остановок и даже упадка, утраты приобретённых прежними поколениями знаний и умений. Древний Китай тысячелетие назад обладал большим запасом знаний, позднее в значительно степени забытых. Древний Восток - Вавилон и Египет, достигнув известного уровня астрономических и математических знаний, замер на нём на много веков, пока мудрецы Греции за два-три века не преобразовали эти знания в научную систему. Затем в Западной Европе наступило интеллектуальное падение на полторы тысячи лет, пока с 17-го века не начался изумительный научный прогресс. Открытие Планком кванта действия - 1900 г., СТО - 1905, ОТО - 1916, создание КМ - 1924-26, принцип запрета Паули - 1925, уравнение Дирака - 1928... Этот процесс развития науки продолжался ещё лет 10, пока его темпы не снизились во второй половине ХХ века.

А в России фундаментальные научные исследования после 1990-х годов практически остановились. Известный физик В.Вайскопф (1977) предупреждал:"Если сегодня нанести урон фундаментальной науке, то пройдёт немного времени до той поры, когда не окажется новых поколений преданных науке молодых людей." В современной Российской Федерации предсказание европейского учёного полностью подтвердилось.

 
В течение всей известной истории наблюдается рост количества и качества фундаментальных научных знаний о наблюдаемом мире. Человечество кропотливо собирает в своей коллективной памяти теорему Пифагора, закон Архимеда, законы Ньютона и другие работоспособные модели материальной природы. Умения строить пирамиды, плавить бронзу, изготавливать деревянные сохи, создавать ламповые ЭВМ всегда оказывались преходящими и быстро забывались. Фундаментальные же научные знания о природе накапливаются, выстраиваются в непротиворечивую систему ("картину мира"), передаются из поколения в поколение и обеспечивают действительный прогресс человечества. В этом и состоит смысл жизни человечества, оправдывающий его существование именно как особого природного явления, а не просто как одного из видов животных.
[700x594]
Человечество создало в природе совершенно новое образование - непрерывно развивающийся мир коллективного идеального: научных знаний, идеологических догм, произведений искусства. Немецкий лингвист В.Гумбольт утверждал, что язык - это своеобразный промежуточный мир, находящийся между народом и окружающим его материальным миром. Лингвист напрасно выделял язык из других элементов коллективного идеального.
А.Пуанкаре (1905) по своему опыту знал, что "если мы всё более и более хотим избавить человека от материальных забот, так это затем, чтобы он мог употребить свою отвоёванную свободу на исследование и созерцание истины". При посредстве людей природа познаёт саму себя. Остальное в людях ей не нужно и не интересно. Размножение, питание, развлечения, другие биологические потребности и удовольствия от их удовлетворения - это всё не цели, а средства, которыми природа добивается от людей того, что ей нужно.
 
Своеобразие роли человечества в том, что оно пользуется такой формой мышления, при посредстве которого в принципе не способно познавать целостную природу. Гегель настаивал, что "если бы форма проявления и сущности вещей непосредственно совпадали, то всякая наука была бы излишней". Мифическая "сущность" природы - это вся природа во всех её проявлениях. Так воспринимают окружающую их природу бессознательные животные. Человек же своим рациональным мышлением расчленяет её на отсутствующие в ней "вещи", "свойства", "связи" и разрабатывает для них работоспособные модели. Никаких "сущностей" наука не ищет и не может найти, у неё совсем другие цели.
вверх^ к полной версии понравилось! в evernote
Комментарии (1):
Искренне благодарю вас за статью!У вас есть чему поучиться и синтезировать свои знания с вашими!Я везучая!Жизнь всегда подводит ко мне очень интересных и нужных,в плане развития,людей!


Комментарии (1): вверх^

Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник СМЫСЛ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА | Хворостенко - Дневник Хворостенко | Лента друзей Хворостенко / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»