Скромна, изящна, невесома,
Но лишь услышишь первый звук,
Наполненный любви истомой,
И всё меняется вокруг.
Как будто с голубиной стаей
Паришь свободно в небесах,
Летишь, несбыточно мечтая,
С улыбкой лёгкой на устах.
Вот голос флейты тише, глуше...
И слышно лишь биенье крыл...
Её чарующую душу
Недаром Моцарт полюбил.
Автор: Евгения Таранова
Этот удивительно виртуозный инструмент, с легким, воздушным, как бы «порхающим» звуком, напоминающим пение птиц, относится к группе деревянных духовых. Согласно древнегреческим мифам его изобретение заслуга сына Гефеста – Ардала. Пожалуй, ни один другой инструмент не подвергался таким преобразованиям и совершенствованиям. Звучание флейты напоминает о волшебстве. Изумительно красивые звуки рождаются в среднем регистре – необычайно ясные, чистые и прозрачные. Недаром в фольклоре и сказках многих народов флейта занимает особое место, ее часто наделяют мистическими свойствами. Мелодичное звучание флейты в руках опытного музыканта способно не только подарить эстетическое удовольствие, но и просто заворожить своей выразительной и пронизывающей музыкой, которая, кажется, попадает нам прямо в сердце. Мягкое и мелодичное звучание флейты может усладить наш слух, смягчить сердце, вызвать самые добрые, светлые чувства, разбудить душу.
Хоффмайстер. Концерт для флейты с оркестром.
Выразительность звучание флейты привлекала внимание величайших композиторов. А. Вивальди написал 13 концертов для флейты с оркестром. И.С. Бах, хорошо знающий технические возможности, сочинил огромное число произведений с участием флейты, особенно прекрасны его сонаты, а искрометная «Шутка» и необыкновенно трогательная «Сицилиана» не оставляют равнодушными меломанов всего мира и поныне. К шедеврам флейтовых репертуаров относят произведения Г.Ф. Генделя К.В. Глюка И.Гайдна В.А.Моцарта, Л.В.Бетховена. Очаровательная «Мелодия» - популярнейшее соло в опере «Орфей» К. В. Глюка продемонстрировала чувственно-выразительный аспект флейт. Значимое место солирующего инструмента флейта получила в работах В.А. Моцарта. Действительное понимание тембра и виртуозных возможностей выявил Л. Бетховен. Век романтизма также обозначился развитием исполнительского мастерства игры на флейте. В этот период репертуар флейтистов обогащался шедеврами таких мастеров как К. М. Вебера, Ф. Шуберта, Д. Россини, Г. Берлиоза, К. Сен-Санса.
Бетховен. Серенада для флейты и фортепиано.
Но не сразу звук флейты стал таким нежным, серебристым, и тембр ее не всегда был таким чистым и мягким. Не сразу ее звучание приобрело ту яркость и блеск, которые позволяют ей соревноваться с целым оркестром.
Много превращений претерпел этот древний инструмент! Из каких только материалов его не изготавливали: из тростника и бамбука, из костей животных, из дерева. И формы его были разные. Сначала возникли простые свистковые флейты, похожие на наши детские игрушки-свистульки, а потом появились более сложные - продольные и поперечные.
Карл Бах. Концерт для флейты с оркестром.