(с благодарностью за информацию Ела2012 и egulumbek он же под ником egul в Живом журнале )
Книга эта невероятно ценна своей иллюстративной составляющей – 100 живописных и графических работ мастера, созданных в 1880 – 1930-х годах. Все они, за редким исключением, здесь публикуются впервые. А примерно половина из них и была показана на выставке. В их числе и незабываемо впечатливший меня «Ноктюрн». Картина эта буквально гипнотизирует, как бы сказал Коровин, «особенным поэтическим заманом», музыкой зарождающихся сумерек. Даром ли названа «Ноктюрн». И эдак-то в «окаянные дни» 1919 года – когда по велению новой эпохи художнику приличествовало бы творить нечто в духе «Интернационала». И уж никак не воспевать изящных барышень в их мечтательном созерцании сквозь окна террасы розовеющей закатной дали. «Гражданин Коровин, мы, признаться, не ждали от вас ничего нового, но то, что вы нам предлагаете, не может быть принято нами, как вчерашний день не может быть принят за сегодняшний. Ваше искусство вместе с царизмом ушло в прошлое. Для пролетарского государства оно не может представлять ни ценности, ни интереса», — такой приговор в 1922 году услышал больной, подорванный нищетой и голодом Коровин от председательствовавшего в закупочной комиссии Третьяковской галереи художника Давида Штеренберга. Этот эпизод вспоминает художник Александр Куприн (кстати, бывший коровинский ученик по Училищу живописи), видя в нем судьбоносный момент, определивший выбор Коровина: «Этот день для него был не только вопросом жизни, но и вопросом ее смысла. Прощаясь у подъезда своего дома, он сказал:
— Ну вот, мы и приехали в свою обитель, где можно оставаться самим собой.
Взяв мою руку, он по-коровински добрым взглядом посмотрел мне в лицо и, как бы отвечая на собственные мысли, произнес:
— Все же я должен вам сказать, Александр Васильевич, мне в России больше делать нечего, или, вернее, как изволил выразиться господин Штеренберг: “Россия – это вчерашний день”.
<…> Намерения Константина Алексеевича уехать из России оказались твердыми. К весне 1923 года он получил разрешение, подписанное Луначарским, и покинул горячо любимую им Родину навсегда».
Коровин, конечно же, своим наследием уже давно вернулся на родину. И, как видим, его открытие продолжается. «В процессе исследования личного фонда К.А.Коровина, хранящегося в РГАЛИ, — обращает внимание Киселев, — наметились пути дальнейшего поиска архивных материалов о художнике, определились новые фонды, значительно расширился круг лиц, состоящих с ним в переписке, Так что работа по уточнению фактов биографии К.А.Коровина будет продолжаться». Несомненно, юбилейный год Коровина был отмечен особым интересом к его творчеству. Кроме уже названной московской выставки из частных коллекций, с апреля по июнь в Ярославском Художественном музее проходила его персональная выставка «Берега. Крым – Охотино – Франция», на идею которой откликнулись музеи Вологды, Вятки, Переславля-Залесского, Иваново, Костромы, Ростова. Позже, в июне, в Переславль-Залесском музее-заповеднике открылась выставка «Прославляющий жизнь» — из собственной коллекции и собрания Ярославского Художественного музея. Летом же прошла выставка Коровина в Музее-заповеднике В.Д.Поленова. А с августа по ноябрь масштабную экспозицию представлял Русский музей в Петербурге. Так что юбилейные события начались еще задолго до самого дня рождения Коровина, которое отмечается 5 декабря (23 ноября по старому стилю). Теперь выставку из Петербурга в начале весны (любимое время года художника) ожидают в родном городе Коровина в залах Третьяковской галереи.
В метафорическом смысле можно сказать, что Коровин никогда не покидал «горячо любимую им Родину», обращаясь памятью к ней в своих рассказах и очерках, коих около четырехсот было опубликовано за десятилетие его сотрудничества с парижской прессой (главным образом с газетой «Возрождение»). Начав осваивать новое для себя ремесло в солидном 68-летнем возрасте, художник оказался одаренным учеником, довольно быстро справившимся с редакторскими замечаниями, которые вызывали его корявые рукописи с фразами «без начала и без конца», более походившие на словесные эскизы. А к его 75-летию журнал «Иллюстрированная Россия», в котором он печатался с 1930 года, поместил статью секретаря журнала, известного публициста и критика Георгия Немировича-Данченко, высоко оценившего Коровина-писателя: «Здесь, в изгнании, вдали от родины, которую К.А. так трогательно и нежно любит, в нем открылся другой его талант – талант русского писателя, который сразу же выдвинул гордость нашей живописи в первые ряды русской литературы… Из К.А. выработался русский беллетрист, дарование которого в наши безрадостные дни сразу же засияло ярким блеском самобытности, неподдельного юмора и новизны тех литературных образов, которые он нам дал. Новизны, потому что К.А. нашел такие краски в изображении русского человека и русской действительности, которые до сих пор нам не были знакомы». И это был не единичный хвалебный отклик в прессе на литературный талант художника. Так что сетования Коровина в письме к Дорожинскому об отсутствии отзывов на его десятилетний труд, в общем-то, не справедливы. Другое дело, что Коровин, имевший на раннем этапе своего творчества печальный опыт общения с не понимавшей его критикой, уже и не отслеживал ее. «Коровин, — поясняет Ермолаева, — перестал обращать внимание на критику еще в России, когда все газеты наперебой ругали его и, что его особенно оскорбляло, “поносили декадентством”. Поэтому у него выработалось отрицательное отношение к статьям о себе. Это чувство, по всей вероятности, перенеслось и на почти полное игнорирование им газетных рецензий о своем творчестве и в Париже».
Стоит признать, что газетные публикации, став, можно сказать, основным постоянным заработком Коровина (который, практически, был единственным кормильцем своей семьи и семьи сына – с женой и ребенком), постепенно превращались в поденщину, что не могло не сказываться на качестве рассказов.
«Однако теперь он спешит, сюжеты рассказов повторяются, а качество становится неровным, — характеризует Ермолаева его творчество двух-трех последних лет. — И увы, откровенно слабые рассказы понемногу начинают вытеснять подлинные жемчужины. Конечно же, жизненные обстоятельства, когда нужно было худо-бедно содержать большую семью, образно выражаясь, посягали на музу Коровина, и он вынужден был писать, как он сам выражался, “на яичницу” – это касалось как его живописных работ, так и литературных произведений. Картины с видами России с “тройками, деревенскими пейзажами”, за что так доставалось Коровину от того же Александра Бенуа, а также пусть небольшие, но регулярные гонорары за газетные публикации все же позволяли выживать». Именно – выживать. Эмигрантский хлеб не был сладок. С первых же дней переселения в Париж Коровина преследовало безденежье. Он лишился почти всех своих картин, которые, покидая Россию, передал Ивану Крайтору для организации выставки по его приезде за границу. Картины эти, по словам Крайтора, якобы после выставки пропали. И подобные ситуации постоянно настигали художника, абсолютно неспособного быть продавцом своих картин, а непорядочные «посредники» лишь ввергали его в зависимость от выставленных коммерческих условий. При этом еще с бедственных лет в России Коровину было привычно смиряться с тем, что «картина больше уже стоит одними красками», чем он за нее получит.
Кто знает, окажись эмигрантская жизнь художника изобильной в материально-бытовом отношении, была бы у него нужда пускаться в воспоминания о былом, когда он жил на широкую ногу. И не лишились бы мы тогда «России Коровина» в слове? Его Россия, названная «вчерашним днем» теперь уже почти забытым пролетарским деятелем, запечатлелась «раем земли, называемым жизнью»: «Я <…> всегда любил и люблю людей. И сейчас, на старости лет, и вот пишу эти разные строки и строчки потому, что не хочется мне быть одному без людей и хочется им сказать, как проста и прекрасна жизнь. Как очаровательны люди в их быте. И этот быт, который я описываю в дивной стране моей, России, был прекрасен. И вы, которых уж нет, как были просты и искренны, забавны и хитры. Но почему так всегда чаровала меня жизнь разная, печальная и счастливая? Почему я так восторгался этим раем земли, называемым жизнью? Как мог, я восхвалял ее – в своих картинах, в своих писаниях». За полгода до своей кончины в завершении уже упомянутого рассказа «Светлое Христово Воскресение» Коровин, осознавая полное исчезновение «своей» России, вдруг, сподвигнутый неунывающим духом, невольно оказывается прорицателем, высказав свою затаенную надежду на возрождение весеннего Христова Света в России:
«В весне есть таинство обновления. Она беззаботна, весела. В ней – все жизнь и сила жизни. Весна гонит горе и не хочет его знать. Весна всегда молода.
И какая красота – праздник Светлого Христова Воскресения весной. Так он был радостен в России. Разливаются колокола красным звоном церквей московских.
Все нарядились, кто как мог. Христосуются, целуются.
В каждом доме кулич, пасха. Радостно встречают гостей, угощают без конца.
Я помню – это все было. И все пропало, как не было. Осталась какая-то волшебная сказка в воспоминании. Все пропало. Сгинуло и потонуло в ненужном ужасе, в голоде, искании куска хлеба, щепотки соли, в тифу и мраке бреда, в злейшей взаимной ненависти…
А может быть, просто это наше видение? А может быть, это тоже только страшная сказка. Может быть, в истории человеческой жизни свершаются сказки, мешается счастье с несчастьем… Может быть, вновь воссияет солнце, и весна вновь чудом оживит сердца человеческие светом разума?..»
Взявшись за перо, художник оградил от забвения все, что так дорого было ему в жизни. Он словно следовал по стопам Ивана Бунина, предпославшего своему автобиографическому роману «Жизнь Арсеньева» изречение одного поморского проповедника, – «Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии…»
Оригинал взят у
[показать]egul
[показать] ----------------------------------------
[показать] ------------------------------
[показать] ---------------------------
[показать]Константин Коровин "То было давно...там...в России..."
Серия сообщений "Коровин Константин":
Часть 1 - А.Я. Головин. Встречи и впечатления. Коровин
Часть 2 - РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Коровин Константин Алексеевич (1861-1939), часть1
...
Часть 4 - РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ Коровин Константин Алексеевич (1861-1939), часть3
Часть 5 - Константин Коровин как писатель... (часть первая)
Часть 6 - Константин Коровин как писатель... (часть вторая)