• Авторизация


Крупная одночастная форма в музыке 29-06-2016 13:49 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения Сказон Оригинальное сообщение

В истории мировой музыкальной культуры прошлого столетия огромную роль приобрела крупная одночастная форма. К различным жанрам программной симфонической музыки обращались почти все выдающиеся композиторы XIX века. Не будет преувеличением утверждать, что ведущее место среди этих жанров заняла симфоническая поэма, использующая одночастную форму. Удельный вес этой формы в творчестве разных композиторов был, конечно, неодинаков. Если в. музыке Листа или Рихарда Штрауса она занимает ведущие позиции, то в творчестве других авторов ее роль более скромная. Параллельно с ней развивались и обогащались новыми завоеваниями и другие формы симфонической музыки. Но в развитии программного симфонизма, и прежде всего его центрального жанра — симфонической поэмы, — возникшего именно в музыке XIX века, роль крупной одночастной формы оказалась определяющей. Такого положения она никогда не занимала как в музыке предшествующего, так, пожалуй, и последующего столетия.

Важной особенностью крупной одночастной формы в музыке XIX века является ее синтетический характер. Сложившиеся в классическое стиле музыкальные формы образовали в ней сложные сочетания, обусловленные программным замыслом сочинения. Среди последних важное значение приобрели формы, объединяющие особенности сонатно-симфонического цикла.

Многообразные разновидности синтеза сонатного Аллегро и цикла можно встретить в творчестве большинства композиторов, обращавшихся к программной симфонической музыке. Взаимодействие сонатной формы и цикла стало характерной чертой эволюции крупной одночастной формы, источником новых завоеваний в ее развитии. Настоящая работа посвящена исследованию особенностей крупной одночастной формы в музыкальном творчестве XIX столетия. В задачу работы не входило решение сложных и многообразных проблем крупной одночастной формы в полном объеме. Тема, избранная автором, подверглась трем существенным ограничениям. Первое ограничение связано с типом синтетических одночастных форм, подвергнутых аналитическому рассмотрению: работа посвящена анализу крупной одночастной формы, сочетающей особенности сонатной формы и циклической .

Разумеется, всецело ограничиться только данной разновидностью одночастной формы не представляется возможным. Попутно будут приводиться, подчас, весьма подробные характеристики и других видов одночастных форм, сыгравших важную роль в ее развитии.

Но основное внимание будет уделено именно тем сочинениям, в которых сочетание сонатной формы и циклической определяет особенности их композиционной структуры. Второе ограничение связано с жанрами музыки, на которых базируется изложение настоящей работы. Как правило, исследуются особенности крупных одночастных сочинений, принадлежащих к жанрам симфонической музыки и прежде всего—программной симфонической поэмы. Это не означает, что крупные инструментальные сочинения других жанров полностью исключаются. В тех случаях, когда это является существенным для решения основных задач, автор обращается и к ряду других музыкальных жанров (симфонии, увертюре, инструментальному концерту, жанрам фортепианной музыки).

Но сочинения этих жанров рассматриваются лишь попутно, в свете основных проблем работы.

Третье ограничение связано с хронологическим периодом развития крупной одночастной формы, выделенном в данном исследовании. В основу работы положено композиторское творчество, развернувшееся в период XIX века. Захватывается также и начало XX века, музыкальное творчество которого по своим стилистическим тенденциям тесно связано с творчеством предшествующего столетия. В задачу работы не входит освещение развития крупной одночастной формы в советской и современной зарубежной музыке.

Те соображения, которые приведены в заключении работы, представляют собой лишь предварительные наметки, своего рода «взгляд в будущее». Освещение сложного пути развития одночастной формы в музыке XX века — это тема самостоятельного исследования. По своему профилю работа является теоретической. Основное внимание уделено в ней именно теоретическим проблемам одночастной формы, но расположение материала подчинено ее историческому развитию. Ибо невозможно понять особенности одночастной синтетической формы, ее свойства и закономерности, если не проследить становление этой формы, ее историческую эволюцию. В этой эволюции выделены лишь самые важные этапы, помогающие уяснить теоретические проблемы крупной одночастной формы.

Теоретический профиль работы объясняет неполноту освещения ряда важных явлений в развитии симфонизма XIX века. В работе выделено творчество тех композиторов, которые дали принципиально новые решения одночастной формы, определили ее развитие. В связи с указанными ограничениями встает важный и принципиальный вопрос о характере освещения явлений, сопутствующих развитию крупной одночастной формы. Ее становление было тесно связано и с развитием других музыкальных форм, с процессами, протекавшими в композиторском творчестве самых различных жанров. Поэтому необходимо обращаться и к явлениям, имеющим косвенное отношение к основной теме.

Удельный вес таких отступлений в отдельных разделах работы различен. В начальных главах работы, освещающих становление синтетической одночастной формы и ее предпосылки, смежным явлениям, естественно, уделено большее внимание, по сравнению с центральными главами работы. Но и в последующем изложении, посвященном развитию крупной одночастной формы, сочетающей особенности сонатного Аллегро и цикла, делаются ссылки и на сочинения, представляющие иные типы синтетических форм, а также другие жанры симфонической музыки. Степень подробности анализа музыкальных произведений неодинакова. Сравнительно развернутые разборы перемежаются с краткими характеристиками, а некоторые сочинения лишь упоминаются. Но даже самые подробные анализы не являются полными и исчерпывающими. Попытка ввести подобные анализы привела бы к бесконечному разрастанию работы, при котором основная линия потонула бы в многочисленных подробностях. Основная цель каждого из этих анализов— выявить композиционную структуру сочинения, подчеркнуть основные принципы, по которым строится его музыкальная форма.

Конечно, при этом нельзя обойти. многие вопросы, связанные с художественной природой данного сочинения: с его разностью, программными ассоциациями, тематизмом и свойствами музыкального языка. Эти стороны каждого сочинения анализируются в свете основной задачи и в той мере, в какой они помогают понять композиционное своеобразие сочинения. Естественно, что многое, отмечаемое в этих анализах, достаточно хорошо известно — ведь речь будет идти и о сочинениях, к которым обращаются в практике преподавания курсов анализа музыкальных произведений. Но это не значит, что характеристика их форм (подробная или сжатая) будет излишней.

При анализах хорошо известных сочинений нередко возникают разногласия и возможности различных толкований. В таких случаях автор считает необходимым изложить свое понимание и обосновать, почему он считает более правильной ту или иную трактовку. Но даже в тех случаях, когда речь будет идти о сочинениях ясных и четких по форме и не вызывающих существенных разногласий, определение их музыкальной формы существенно облегчит труд читателя и позволит нагляднее и убедительнее обосновать теоретические положения. В настоящей работе рассмотрено большое количество музыкальных произведений. При этом может возникнуть вопрос, почему одни важные явления освещены сжато, а другие более подробно. Найти необходимую меру соотношения основного и сопутствующего крайне трудно. Упреки в неполноте или, напротив, в чрезмерной подробности освещения отдельных вопросов вполне возможны и могут быть справедливыми. Автор настоящей работы отнюдь не предполагает, что им найдено наилучшее решение поставленной задачи.

Все же ему представляется, что высказанные в работе соображения могут принести известную пользу в разработке проблем крупной одночастной формы.

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Крупная одночастная форма в музыке | ratir - Ratir | Лента друзей ratir / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»