• Авторизация


Эйзенштадт. Мавзолей Гайдна 14-11-2014 13:31 к комментариям - к полной версии - понравилось!


 взято с http://cleofide.livejournal.com/131523.html
Если пройти мимо дворца Эстергази, пересечь ближайший перекрёсток, 
то за следующим перекрёстком откроется вид на необычное барочное сооружение, похожее издали на куртинку грибов с крепкими красными шляпками.
Это и будет Кальвариенкирхе (Голгофская церковь), она же в обиходе - Гайдновская церковь.

[показать]

 

Поближе:

[показать]

Голгофой (Кальвариенберг), собственно, называется холм, на котором стоит церковь. Она постепенно строилась с конца 17 - начала 18 века, когда Эйзенштадт стал австрийской резиденцией князей Эстергази. 
Поднимемся по лестнице к Капелле Милости (Gnadenkapelle), откуда князь Пауль со своей семьёй обычно отправлялся на богомолье.

[показать]

Капелла была построена в начале 18 века. Она совсем маленькая. Посмотреть внутрь можно, но только через решётку.

               [показать]

Если просунуть внутрь объектив или просто прижаться к решётке, на алтаре обнаружится статуя Девы Марии в образе Царицы Небесной:

                 [показать]

От капеллы открываются виды на близлежащие улицы и дома. Опять увидим церковь Милосердных братьев...

        [показать]

...и переулок напротив Кальвариенкирхе. У него какой-то совсем южный вид, и кажется даже, будто он спускается к морю...

[показать]

Дома рядом - почти все старые, как минимум середины 18 века, а то и старше.

[показать]

Они украшены статуями и рельефами...

[показать]

А под рельефом над дверью дата: "1730". Домик-то - старше Гайдна, и переживёт, скорее всего, многих из нас...

[показать]

Основное здание церкви - за углом.
Оно строилось очень долго, с 1715 (закладной камень) по 1797 год (окончательное оформление интерьера и новый орган), хотя богослужения проводились тут уже с 1743 года.
Интерьер получился весёленький и жизнерадостный; он очень гармонирует с характером церковной музыки самого Гайдна. 

[показать]

Ведь поздние мессы маэстро были рассчитаны именно на это пространство и на праздничную обстановку, поскольку исполнялись по случаю именин княгини Марии Герменегильды Эстергази, которые отмечались в день Рождества Богородицы. Дева Мария тут тоже несколько кокетливая и очень нарядная, её статуя стоит слева от входа:

[показать]  [170x258]

А рядом покажу, как до замужества выглядела княгиня Мария Герменегильда, тогда ещё Лихтенштейн (портрет работы Георга Вайкерта, 1784; крупнее - здесь:  (http://www.liechtensteinmuseum.at/de/pages/1499.asp)

 (Между нами, прекрасная и добрая княгиня была не только супругой князя Николая II, но и, скажем так, близкой приятельницей русского посла в Вене, графа Андрея Кирилловича Разумовского).  Здесь же исполнялась и первая месса Бетховена, C-dur, которая князю сильно не понравилась. И для этого же храма писал некоторые свои церковные сочинения Иоганн Непомук Гуммель, когда находился на службе у Эстергази.

Гайдн принимал участие в постройке здешнего органа (как консультант) и играл на нём. Орган был сооружен мастером Г.Маллеком в 1797 году и жив до сих пор. В 1951 году он был перестроен (в сторону увеличения) и, конечно, по звучанию отнюдь не аутентичен.

[показать]

Вид на хоры и орган из центра храма:

[показать]

Пожилая дама в белом костюме и тёмной шляпке, сидящая за столиком у входа, разительно отличается от наших околоцерковных старух, готовых накинуться на любого чужака и с позором выдворить его прочь (то-то мой отрок боязливо жмётся к двери у входа).
Эта старушка улыбчива и любезна; она продаёт билеты в мавзолей Гайдна, расположенный, если смотреть с этого места, справа от её столика (и соответственно, слева от входа).
У неё же можно купить брошюрки и открытки о церкви, 
а также диски с записями церковных произведений, в том числе гайдновских, исполненных местной капеллой (одним диском я соблазнилась; поют и играют довольно провинциально - интересны в основном пьесы для часов с флейтой, сыгранные на здешнем органе).

Перед входом в мавзолей - памятничек с посвятительной доской Гайдну.

[показать]

Вообще атмосфера в храме - удивительно тёплая и дружелюбная, особенно по контрасту с полицейской казёнщиной московского ХСС, где постоянно натыкаешься на таблички "Проход закрыт", "не прикасаться", и т.д. Церковная старушка открыла нам дверь... и деликатно оставила одних мысленно пообщаться с духом Гайдна. Никаких одёргиваний и замечаний касательно съёмки не было вообще. Ведь вандалами мы явно не выглядели, да и зачем бы вандалы пожаловали в такое место?.. 

[показать]

Решётка, правда, была закрыта - вероятно, она отмыкается лишь по совершенно особым случаям.

[показать]

История мавзолея сама по себе интересна, как детектив слегка гиньольного характера.

Как известно, маэстро умер в своём венском доме 31 мая 1809 в разгар оккупации города Наполеоном. Похороны прошли очень скромно и практически незаметно. Но в 1820 году, когда уже стало ясно, какой величиной был Гайдн, князь Николай II Эстергази приказал перенести его прах в Эйзенштадт и перезахоронить в склепе при Кальвариенкирхе. Но! Внезапно обнаружилось, что отсутствует... череп. Пара фанатов-френологов похитила его, дабы изучить содержимое головы великого человека. Когда этих типчиков уличили в кощунстве, череп отнюдь не вернули законному хозяину. Князю сплавили чей-то чужой череп. А настоящий каким-то путями попал в Венское общество друзей музыки, где его с 1895 по 1954 (!!!) год хранили в хрустальном ларце. 
Поэтому, хотя князья Эстергази (наследники Николая) воздвигли мавзолей и поставили там гробницу, памятник не освящали, продолжая требовать от венских музыколюбов вернуть череп Гайдна туда, где ему полагается быть. И только после торжества справедливости и гуманизма в этом вопросе бренные останки маэстро наконец воссоединились, что было отмечено торжественной церемонией в Кальвариенкирхе...
Нужно оговорить, что подобная странная для нас тяга к разъединению останков - это сугубо австрийская черта. Ведь сердца почти 20 Габсбургов находятся в часовне в Августиненкирхе, а их же тела - под собором св. Стефана. Но случай с Гайдном какой-то уж очень вопиющий: дело-то происходило даже не в 18 веке, а в середине 20-го...

Мраморная гробница, по-моему, очень красива (скульптор - Оскар Тиде, Tiede). Сам гроб украшен четырьмя путти; в углах - четыре статуи, изображающие времена года (их я почему-то не сняла, и теперь жалею).

[показать]

[показать]

[показать]

У входа в мавзолей - монументальная мемориальная доска в честь Гайдна и таблички с транскрипцией текста и информацией о создателях памятника.

  [показать]   [170x240]

...Выйдя на церковный двор, вдруг обнаруживаешь не замеченный поначалу скромненький и какой-то слегка дурашливый бюст Гайдна у стены одного из соседних помещений. Бюст был установлен к 270-летию со дня рождения маэстро. На камне внизу надпись: "Мой язык понимают во всём мире" - слова Гайдна, якобы сказанные им Моцарту, когда тот выражал опасения, что в Англии старому "папе" будет трудно, поскольку он не знает английского языка (да ведь выучил же! В 60 с лишним лет!)...

[показать]

 

 

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Эйзенштадт. Мавзолей Гайдна | Таня_Симпл - Дневник Таня_Симпл | Лента друзей Таня_Симпл / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»