I.
НАРОДНАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ОДЕЖДА.
съ 862 по 1700 годъ.
Собственно Кафтанъ, узкій, почти въ обтяжку, съ узкими же, но длинными, сбористыми рукавами, былъ принадлежностью всехъ классовъ народа, кроме самаго низшаго сословія. Онъ простирался до коленъ и назади имелъ высокій стоячій воротникъ, который закрывалъ весь затылокъ и назывался Козырь. На кафтаны, по большой части обшивавшіеся золотымъ и серебрянымъ галуномъ, или цветною тесьмою, что въ старину называлось кружевомъ,—употребляли тонкія, легкія матеріи, предпочтительно шелковыя; сукно употреблялось редко. Козырь составлялъ одинъ изъ первыхъ предметовъ щегольства, и потому его наружную сторону, обыкновенно атласную, бархатную или парчевую, вышивали серебромъ и золотомъ, нередко же украшали жемчугомъ и драгоценными каменьями. По этому, вероятно, еще и по ныне въ Россіи сохранилось выраженіе: ходитъ козыремъ.—Кафтанъ, какъ и все почти старинныя Русскія платья, застегивался, напереди, пуговицами и петлицами, по большей части длинными, съ кисточками; а рукава, у запястій рукъ, стягивались тесмяными, ременными и металлическими зарукавьями, для украшенія которыхъ также употребляли жемчугъ и каменья (25) (Рис. № 8).
Описанный здесь кафтанъ былъ домашнею комнатною одеждою и служилъ вместо нынешняго камзола. Въ немъ никогда не выходили изъ дому, а надевали сверхъ него другое платье, безъ перехвата и воротника, длиною почти до лодыжекъ и почти съ такими же длинными рукавами. Оно называлось Ферези, Ферезея и Ферезъ, застегивалось напереди длинными петлицами съ пуговицами, а делалось изъ разныхъ бумажныхъ и шелковыхъ матерій, также изъ сукна, бархата и парчи (26) (Рис. № 9). Простолюдины надевали ферезъ прямо на рубаху и предпочитали для нея цвета: белый и синій (27).
При выходе изъ дому, на ферезъ надевали подобную же ей одежду, только еще длиннее, до самыхъ пятъ, и гораздо шире, съ прорехами подъ рукавами, для рукъ, и съ четвероугольнымъ откиднымъ воротникомъ, который виселъ назади почти до половины спины, иногда ниже, и украшался подобно козырю у кафтановъ. Названіе его было Охобень или Охабень (Рис, № 10). Точно такое же платье, только безъ воротника, называлось Однорядкою (Рис. № 11). Охобни почитались наряднее и потому, преимущественно, делались изъ объяри, атласа, бархата и парчи, а однорядки по большей части бывали изъ сукна, каразеи и другихъ шерстяныхъ матерій. Те и другія носили и въ рукава, и въ накидку (28). Въ царствованіе Феодора Алексеевича въ охобняхъ воспрещено было впускать во дворецъ и даже вообще въ Кремль (29), такъ что при торжественныхъ случаяхъ, лица, имевшія доступъ ко Двору, являлись туда уже въ однехъ ферезяхъ (30).
Въ сравненіи съ нынешнею одеждою ферезъ можно уподобить фраку и сюртуку, а охабень и однорядку—плащу и шинели.
Въ зимнее время носили Шубы на мехахъ: заячьемъ, песцовомъ, лисьемъ, куньемъ, собольемъ, бобровомъ и горностаевомъ, съ покрышкою изъ сукна, камки, атласа, бархата и парчи. Покроемъ своимъ шубы совершенно походили на охабень и однорядку, только были съ отложнымъ, меховымъ воротникомъ, начинавшимся отъ груди. У иныхъ оне застегивались пуговицами, а у другихъ завязывались длинными шнурами съ кистями (Рис. № 12). Въ такомъ виде были такъ называвшіяся Русскія Шубы (31); но изъ высшаго сословія многіе употребляли Шубы Турскiя, т. е. Турецкія. Эти имели весь покрой Русскихъ шубъ, но съ большою разностью въ рукавахъ, которые у нахъ: или бывали широкіе, простираясь въ длину до кистей рукъ, или делались двойные; одни, собственно для рукъ, оканчивавшіеся выше локтя, а другіе весьма длинные, висевшіе сзади и служившіе только для украшенія (32) (Рис. № 13). Въ исходе ХVІІ столетія, кажется не ранее, появились шубы еще инаго покроя, Польскія. Оне не имели ни отложнаго воротника, ни петлицъ, ни пуговицъ, а застегивались только у шеи запоною и делались съ просторными рукавами, имевшими меховые обшлага (33) (Рис. № 14). Простой народъ носилъ шубы овчинныя, нагольныя, или тулупы, надевая ихъ въ ненастную погоду навыворотъ, шерстью вверхъ (34). Независимо отъ описанныхъ здесь родовъ одежды, существовали еще и другіе, не бывшіе, такъ сказать, общенародными, а употреблявшіеся почти исключительно при Дворе. Таковы были: терликъ, Турскiй кафтанъ, зипунъ, становой кафтанъ, платно, опашень и кожухъ.
Зипунъ былъ во всемъ подобенъ кафтану, только, по большей части, делался не съ длинными петлицами, а съ короткими петлями, и не имелъ козыря. Иногда зипуны подбивались мехомъ и бывали съ стоячимъ ожерельемъ, обхватывавшимъ всю шею и украшавшимся жемчугомъ и каменьями (88) (Рис. № 17).
Становой кафтанъ, подобный кафтану Турскому, только съ широкими и не столь длинными рукавами, надевался Государями сверхъ зипуна. Для легкости, его делали предпочтительно изъ шелковыхъ матерій, иногда даже безъ подкладки (39) (Рис. № 18).
Платно надевалось на становой кафтанъ, и въ покрое много сходствовало съ ферезью, отличаясь отъ нея темъ, что застегивалось не длинными, а короткими петлями и имело не столь длинные рукава. Какъ исключительная принадлежность Государей, оно делалось изъ бархата и парчи и все кругомъ обшивалось кружевомъ изъ жемчуга и дорогихъ камней (40) (Рис. № 19).
Опашень походилъ на платно, только вместо длинныхъ, узкихъ рукавовъ имелъ ихъ короче и весьма широкіе (41) (Рис. № 20).
Кожухъ—тотъ же опашень, только подбитый мехомъ (42).
Последнія четыре одежды употреблялись одними Государями и Особами ихъ Дома. Платно принадлежало къ меньшому, опашень—къ большому Царскому платью.
Независимо отъ исчисленныхъ здесь главнейшихъ и наиболее употребительныхъ родовъ одежды, встречаются еще и другія названія, какъ-то: Бугай, Портище, Тентеня, Чюга Ормячокъ и пр.; но покрой ихъ неизвестенъ (43).
Въ печальныхъ случаяхъ носили смирное, т. е. траурное, платье, которому были присвоены цвета: черный, вишневый, гвоздичный и багровый (44).
Собственно кафтанъ, зипунъ и кафтанъ Турскій подвязывались поясами и кушаками (Рис. №№ 8, 16 и 17), а при прочихъ родахъ одежды ихъ не употребляли. Люди молодые носили ихъ по поясу, пожилые жъ и старики, особенно дородные, спускали ниже (45).
Пояса бывали многоразличны: шелковые, шелковые съ золотомъ и серебромъ, также бархатные и кожаные, украшенные коваными металлическими бляхами, жемчугомъ и каменьями (46), иногда съ висячими конторгами, тузлуками и съ калитою (небольшою сумкою, въ роде кошелька) (47).
Кушаки, какъ и ныне, складывались въ несколько разъ и делались изъ разноцветнаго шелка, часто съ примесью золота и серебра (48).
Вторымъ, какъ кажется, высшимъ разрядомъ шапокъ была шапка Мурмолка, высокая, съ плоскою тульею, къ голове несколько расширявшеюся. Такія шапки делались изъ бархата и изъ парчи и, вместо обыкновеннаго, меховаго околыша, имели меховую лоласть, въ виде отворотовъ, которые напереди, у тульи, въ двухъ местахъ пристегивались петлями и пуговицами (61) (Рис. №№ 15 и 16).
Еще высшаго разряда, нежели мурмолки, были шапки горлатныя, такъ называвшіяся потому, что на нихъ преимущественно употребляли мехъ отъ горлъ или душекъ. Оне делались вышиною въ локоть, къ голове уже, нежели къ верху, и обшивались мехами: лисьимъ, куньимъ и собольимъ; мехъ черной лисицы предпочитался всемъ прочимъ (62) (Рис. № 13 и 14). Верхъ шапокъ былъ бархатный или парчевый, съ шелковою, серебряною, золотою или жемчужною кистью. Вообще ихъ носили только Государи и люди Думные, т. е. присутствовавшіе въ Государственной Думе, а въ торжественныхъ случаяхъ, какъ-то при большихъ аудіенціяхъ. въ нихъ являлись къ Двору Стряпчіе, Дворяне, Дьяки и даже Гости. При Царе Михаиле Феодоровиче горлатныхъ шапокъ не снимали съ головы даже въ Царскомъ присутствіи, ни при пріемахъ пословъ, ни въ Думныхъ заседаніяхъ (63); но въ царствованiе Его Преемника присутствовали уже безъ шапокъ, держа ихъ только въ руке (64). Бывало, что, вместо горлъ, на шапки употребляли черевину, т. е. часть зверинаго меха, противоположную хребту, и тогда оне принимали названіе шапокъ черевьихъ (65).
Шапки Мурмолки, шапки Горлатныя и шапки Черевьи иногда украшались запоною, изъ драгоценнаго камня или изъ крупнаго жемчуга, съ прикрепленнымъ къ ней султанчикомъ изъ дорогихъ белыхъ перьевъ или изъ жемчужныхъ зеренъ...
Подборка статей из инета:
«По одёжке встречают...»
Эта всем известная поговорка пришла к нам из глубины столетий. Тысячу лет назад нашим предкам было достаточно один раз взглянуть на одежду незнакомого человека, чтобы понять, из какой он местности, к какому роду- племени принадлежит, каково его общественное положение и «гражданское состояние» — совершеннолетний или нет, сочетался ли браком и так далее.
Такая «визитная карточка» позволяла сразу решить, как вести себя с незнакомцем и чего от него ждать. Отметим, кстати, что человека, без крайней необходимости переодевшегося в одежду, не соответствующую его достоинству и полу, ожидало в лучшем случае осуждение, если не наказание. В силу климатич
Читать дальше http://lebedinajpesnja1.blogspot.ru/2012/10/blog-post_1064.html
Серия сообщений "Русь Святая":Все страны живут по законам, а Россия – по пословицам и поговоркам. (Александр II)Часть 1 - Что мешает современным мужчинам и женщинам быть счастливыми?
Часть 2 - Русское обережье. Никитина Арина Ивановна
...
Часть 33 - Наряды наших прабабушек
Часть 34 - Основы вероучения. О християнской одежде
Часть 35 - Русская народная теплая одежда. Книги по народному русскому костюму.
Часть 36 - РУССКАЯ РУБАШКА
Часть 37 - Пища богов. Тайны русской кухни
...
Часть 42 - Студия-лаборатория практического освоения принципов Айки
Часть 43 - Мавро Орбини - Историография народа славянского
Часть 44 - Подборка статей по символам и узорам