• Авторизация


Без заголовка 16-09-2014 11:45 к комментариям - к полной версии - понравилось!

Это цитата сообщения lj_pravdoiskatel77 Оригинальное сообщение

В поисках укро-идеи.

Галина Иванкина
[300x]
подсмотрено и записано Н.В. Гоголем

"Эта миска стояла, как нарочно, наравне с его ртом.
Не подвинувшись ни одним пальцем, он наклонил слегка голову к миске
и хлебал жижу, схватывая по временам зубами галушки"
Поднявшие голову укро-фашисты в один голос вещают, что русские рабы и совковые мракобесы за всю свою долгую, но при этом - корявую историю, так ничего и не создали. Никак себя не проявили и не вписались в общий строй человеческой цивилизации. В общем, античность, готика и прочий экзистенциализм с неореализмом – это вехи, свершения высокоразвитых европеодиов. Тогда как ватники-колорады "с раскосыми и жадными очами" только подбирали объедки с версальских столов и с упоением смотрели на лейблы, при этом ненавидя и кляня тот самый Запад, до коего им не доплыть, не догрести. То ли дело укры – древняя и гордая цивилизация, которую Париж и Лондон принимают, как равную. Да, например, когда активистки укро-коллектива Femen проводили свои акции в Париже, французская полиция действительно среагировала на гологрудых красавиц, как на своих местных хулиганок (в частности, на международной военной выставке Eurosatory-2014 двух укро-фемин забрали в участок). Можно ли считать это удачной евроинтеграцией и проявлением украинской самобытности – сказать сложно.
Нынче на Украине принято поплёвывать в сторону "дикой, отсталой России" и говорить о собственной грандиозности. Мол, Львовский Университет – одно из старейших учебных заведений в Восточной Европе, а вот лапотники раскачались только к середине XVIII столетия. Совершенно верно, хлопцы! Датой основания Университета считается аж 1661 год. Но есть нюанс – не глава самостийной Украины, а самый что ни на есть "оккупант" - польский король Ян II Казимир присвоил Иезуитской Коллегии статус университета. Короче говоря, никакого величия укро-духа, а сплошной "прогиб под изменчивый мир", как поётся в песне большого друга украинской расы.
Другим излюбленным коньком незалежных патриотов ещё в 1990-х годах сделался тезис об исконной древности их цивилизации. В частности, широко распространён миф о Триполье. Нет-нет, сама Трипольская культура – это, безусловно, реальность. Глупой фантастикой выглядит формулировка: "Трипольцы – это и есть прото-укры, и пока древние формы совков-колорадов бегали по лесам даже не в ватниках, а в вонючих шкурах, наши благородные предки имели развитую цивилизацию, которая может стоять вровень с критской, шумерской и египетской. Хотя, нет. Даже круче, ибо древнее. Вывод? Украина – колыбель цивилизации". Трипольская культура действительно интересна и – загадочна.
Высокоразвитая система сельского хозяйства, изысканная (а иначе и не сказать) керамика, удивительные культовые фигурки – всё это не может не восхищать. Вместе с тем, до сих пор точно не известно, можно ли трипольцев называть даже протославянами или это какая-то особая этническая ветвь. Как-то вот наскальную живопись в пещере Ляско никто не именует древнефранцузской, а таинственный город Аркаим, находящийся аккурат на территории Челябинской области, не принято именовать "поселением древних челябинцев". Триполье – несомненный повод для оптимизма, но никак не для чванства. Кстати, в нацистском Третьем Рейхе существовала целая организация Ahnenerbe — "Наследие предков", тоже занимавшаяся поисками "национальных корней", как-то: следов арийской культуры в Древней Элладе, меча Зигфрида, портянок Фридриха Великого, ну и по мелочи – бусинок, монист да фибул из захоронений древних вождей. На основании расовых бредней делались соответствующие выводы и как бы само собой, между прочим, выходило, что именно немецкая нация явилась единственным творцом, как древней, так и новой истории. Сам Генрих Гиммлер – большой любитель прусской старины и "правильных" нордических черепов, заправлял работой Ahnenerbe. Чем закончилась блистательная деятельность этого учреждения, равно, как и всего "великого Рейха", известно, по-моему, каждому.
Ещё одна любимая песня укро-патриотов называется "Киев – мать городов русских". Мол, вся российская государственность пошла от киевских князей. Украина "породила" Россию? Вроде бы, и формулировка известная, и слова такие действительно были сказаны в летописи, но как по-разному можно сие трактовать! "И сел Олег, княжа, в Киеве, и сказал Олег: "Да будет это мать городам русским". Напомню, что князь Олег правивший Новгородом, присоединил Киев к своим землям и уже тогда перенёс столицу. Вместе с тем, Гардарикой – "страной городов" - скандинавы называли именно северную Русь – Новгород, Старую Ладогу и так далее. Именно с Русского Севера пошла наша цивилизация. И – достигла Киева, который, разумеется, не был второсортно-заштатным городишкой, а являл собой прекрасный образчик высокоразвитого средневекового города. Но тезис о том, что Киев "породил" Русь тут вообще не при делах. К тому же, "мать городов", в данном случае – это прямой перевод греческого слова "метрополия". (От "метр" - мать и "полис" - город). Столица. Не более того. Но укро-витязям можно ещё, правда, гордиться тем, что легендарная Роксолана – красивая и коварная султанша – по некоторым сведениям была родом с Украины. Хотя, по другим данным, она – полька, что, разумеется, весьма прискорбно.
У Ильи Глазунова есть впечатляющее полотно – "Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию". Среди персонажей имеются и два великих малоросса - Николай Гоголь и Тарас Шевченко, в гениальности которых никто не сомневается. Вместе с тем, Микола Яновский (он же – Николай Васильевич Гоголь) развил свой недюжинный писательский талант в условиях именно российской, имперской культуры – на волне Золотого Века русской словесности. Гоголь подарил миру свою Малороссию – солнечно-тёплую, без конца и края - отчизну, однако же, стать великим он смог только в Петербурге, где бурлила интеллектуальная жизнь. Знакомство с "колорадским" поэтом Пушкиным и благосклонность царя - "ватника" Николая I – всё это дало Гоголю дополнительную возможность взойти на писательский Олимп.
"Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное…! Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пестрыми огородами, осеняемыми статными подсолнечниками. Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало – река в зелёных, гордо поднятых рамах... как полно сладострастия и неги малороссийское лето!" - так мог написать только исключительный гений, видевший в обыденности – великую красоту. Или вот: "И вечер, вечно задумавшийся, мечтательно обнимал синее небо, преобращая всё в неопределенность и даль". Украинская душа и русский, петербургский, интеллектуальный слог – богатство чувства и роскошь языка. Неоспоримо, что русский литературный язык во времена Гоголя был намного богаче и изысканнее украинского. Можно ли было создать шедевр "Вечеров на хуторе…" по-украински? С другой стороны, без малоросса Гоголя наша литература была бы несравнимо беднее.
Тараса Шевченко – широко одарённого крепостного крестьянина, выкупили из неволи при участии Василия Жуковского, Карла Брюллова и царской сестры Марии Павловны. Таким образом, Шевченко учился в Петербургской Академии художеств, а с 1860-го года (после всех своих мытарств) сделался академиком этого учебного заведения. Тарас Григорьевич - художник и поэт, человек энциклопедических знаний. Вместе с тем, он всегда с недоверием и даже ненавистью относился к "москалям". Они виделись ему угнетателями отчизны, несмотря на все благодеяния со стороны представителей русской интеллигенции и членов царской фамилии. Шевченко был сурово наказан за антиправительственную и во многом антирусскую поэму "Сон", за насмешку над физическими недостатками царицы (супруга Николая I страдала болезненной худобой и нервным тиком, появившемся после восстания декабристов).
Николай Павлович лично прочитал скандальную поэму "Сон". По словам Белинского, "…читая пасквиль на себя, государь хохотал, и вероятно дело тем и кончилось бы, и дурак не пострадал бы за то только, что он глуп. Но когда Государь прочёл другой пасквиль, то пришёл в великий гнев: ‘Допустим, он имел причины быть недовольным мною и ненавидеть меня, — заметил Николай, — но её же за что?’". Не менее отталкивающий образ русского человека рисует Шевченко в своей знаменитой "Катерине", да и мораль поэмы – недвусмысленна:
"Кохайтеся, чорнобриві,
Та не з москалями ,
Бо москалі — чужі люде,
Роблять лихо з вами".
По сюжету украинская селянка становится жертвой похоти офицера-москаля, который, естественно, её гнусно бросает. В советских учебниках, правда, писалось, что под "москалями" поэт подразумевал исключительно военных, но никак не многомиллионный русский народ. В записках многоизвестной гусар-девицы Надежды Дуровой, мать которой была родом из Малороссии, читаем: "Из всего их множества сердце матери моей отдавало преимущество гусарскому ротмистру Дурову; но, к несчастию, выбор этот не был выбором отца ее, гордого властолюбивого пана малороссийского. Он сказал матери моей, чтоб она выбросила из головы химерическую мысль выйти замуж за москаля, а особливо военного". Как видим, украинцы всё-таки разделяли эти два понятия – гусар и москаль.
Владимир Короленко, Константин Паустовский и, наконец, Михаил Булгаков. Все они связаны с Украиной. Но стали великими в качестве русскоязычных, русских писателей. Паустовский писал о себе: "В книгах почти каждого писателя просвечивается, как сквозь лёгкую солнечную дымку образ родного края с его бескрайним небом и тишиной полей, с его задумчивыми лесами и языком народа. Мне, в общем-то, повезло. Я вырос на Украине. Её лиризму я благодарен многими сторонами своей прозы. Образ Украины я носил в своём сердце на протяжении многих лет". Но сказал он это по-русски. Как и многое другое.
Критик украинского национализма – известный в начале XX века учёный-славист Андрей Стороженко (малоросс!) ещё в 1911 году писал в своём докладе "Происхождение и сущность украинофильства" об опасности "мазепинства", которое выгодно тем, кто хочет раскола и раздрая. "Родившись русским, "украинец" не чувствует себя русским, отрицает в самом себе свою "русскость" и злобно ненавидит все русское. Он согласен, чтобы его называли кафром, готтентотом, кем угодно, но только не русским. Слова: Русь, русский, Россия, российский – действуют на него, как красный платок на быка. Без пены у рта он не может их слышать. Но особенно раздражают украинца старинные названия: Малая Русь, Малороссия, малорусский, малороссийский. <…> Это объясняется тем, что многие из украинцев по тупости и невежеству полагают, будто бы в этих названиях кроется что-то пренебрежительное или презрительное по отношению к населению Южной России".
В другой своей работе "Малая Россия или Украина?" он прямо утверждает – нет никакой Украины, а есть Русь Великая и Русь Малая (собственно, Малороссия). "Теперь воздух насыщен украинским туманом. Но все-таки глядит отовсюду Малая, исконная Русь, и сияет золотыми куполами Киев. <…> Украинский туман должен рассеяться, и русское солнце взойдёт!" Русское – в данном случае, российско-имперское. Имперская идея всегда отрицала и - порицала национализм, отсюда критика "мазепинства".
Стороженко являлся одним из идеологов популярного в XIX – в начале XX века панславизма - идеологии, в основе которой лежит идея общеславянского единства на основе этнической, культурной и языковой общности. (Эта идеология была популярна среди украинской, чешской, болгарской интеллигенции – в частности, панславизм поддерживал знаменитый чешский художник Альфонс Муха, которого хорошо знают по его рекламным плакатам и афишам стиля Art Nouveau). Панславизму противостояли местечковые национализмы, в которых было много спеси, домыслов и вымыслов, вроде идеи о "древних украх".
Интересная ситуация – современные "мазепинцы" и прочие бандерлоги (в данном случае - от слова "Бандера") яро и безумно ненавидят Советский Союз. Спрашивается – за что? Именно в СССР проводилась гуманная и бережная политика в национально-культурной сфере. Бывшие "имперские окраины" наделялись полномочиями, им выделялись громадные средства на развитие искусств и промыслов, на поддержание древних традиций. В каждой из республик были свои киностудии, университеты, филармонии. Никто "в совке" не пытался уничтожать исконную самобытность всё тех же украинцев! Стихи русофоба Тараса Шевченко заучивались в московских школах, а учителя объясняли, что великий кобзарь боролся с ненавистным царизмом. Более того – республиканское искусство активно пропагандировалось "в центре". Мы чуть ли не каждый день слушали по всесоюзному радио выступления всевозможных "трио бандуристов" и эстрадной дивы Софии (Евдокименко) Ротару. Правда, она тогда пела не только "Червону руту", но и песню-речёвку "Родина моя" на стихи Роберта Рождественского:
"Я, ты, он, она
Вместе - целая страна!
Вместе - дружная семья
В слове мы - сто тысяч Я!"
И опять мы наблюдаем уже знакомую картину – знаменитые малороссы XX века смогли реализовать свой дар только в условиях советской культурной политики. Великий кинематографист Александр Довженко являлся, без сомнения, украинцем. Однако сделаться мировой величиной он мог исключительно, благодаря советскому строю. Когда СССР развалился, кому в мире стали интересны украинские фильмы? Кстати, многие культовые кинокартины 1950-х годов, вроде "Весны на Заречной улице" или "Королевы бензоколонки" тоже происходят на Украине. Но тема-то общая – советская. Впрочем, легендарный танк Т-34 был создан в Харькове, но – русским конструктором Михаилом Кошкиным. И Днепрогэс считался общесоюзной стройкой, хотя дело происходило на Днепре – многажды воспетом и Гоголем, и Шевченко. Это теперь мессир Коломойский – на волне укро-идеи – грозится взорвать Днепрогэс. Москалям на горе, видимо. А в советские времена мы все вместе возводили электростанции, железные дороги, новые города. Воевали против фашистов, в конце-то концов. Против тех самых фашистов, которых, начиная с 1990-х годов,поднимают на щит в Западной Украине.
Так вот, где же повод для особой государственно-цивилизационной гордости? Да, на Украине всегда было очень много талантов, но, куда ни сунься – всё великое формировалось в рамках либо русской (советской), либо – польской культуры. Ну, разве что Верка Сердючка ошеломляюще протанцевала на Евровидении 2007 года. Фриков там любят. Что ж, это повод для гордости. И никакого Триполья уже не надо!
http://zavtra.ru/content/view/v-poiskah-ukro-idei/

http://pravdoiskatel77.livejournal.com/10844865.html

вверх^ к полной версии понравилось! в evernote


Вы сейчас не можете прокомментировать это сообщение.

Дневник Без заголовка | Tateska - Дневник Tateska | Лента друзей Tateska / Полная версия Добавить в друзья Страницы: раньше»