МАРИЯ МИХАЙЛОВНА СИНЯКОВА (1890-1984) – СТАРЕЙШИНА РУССКОГО И УКРАИНСКОГО АВАНГАРДА
Мария Михайловна Синякова-Уречина (1890-1984)
Мария Михайловна Синякова-Уречина - одна из пяти сестер Синяковых, близких к русскому авангарду 1910-х годов, член союза «Председателей Земного шара» Велимира Хлебникова.
Мария Михайловна Синякова (Уречина) родилась 13 ноября 1890 в с. Красная Поляна, Змиёвского уезда, Харьковской губернии в семье купца Михаила Ивановича Синякова, занимавшегося ювелирным промыслом по изготовлению церковной утвари. В 1910-1911 гг. училась в харьковской студии Е.А.Агафонова «Голубая лилия», ориентированной на эстетику модерна и символизма. В 1910 г. побывала в Германии. В музеях Германии изучала живопись немецких и нидерландских старых мастеров, увидела живопись французских примитивистов Анри Руссо, Гогена, Матисса, и поняла, что цвет - это поэзия художника.
В 1913 г. с двумя сестрами уезжает в Москву, где знакомится с В.В.Маяковским и связывает свою судьбу с футуризмом. Училась в художественной студии И.И.Машкова и Ф.И.Рерберга. В 1914 г. выходит замуж за художника Арсения Моисеевича Уречина. Член общества «4 искусства». В 1913 г. подружилась с поэтами-футуристами В.В.Хлебниковым, Н.Н.Асеевым, Б.Л.Пастернаком, Г.Н.Петниковым. Ей посвящены несколько стихотворений Хлебникова, который был влюблен в неё (как, впрочем, и в её сестер, он посвятил им поэму «Синие оковы», 1922 г.). В ноябре 1913-январе 1914 гг. Синякова участвовала в выставке петербургского «Союза молодёжи» вместе с Д.Д. и В.Д.Бурлюками, К.С.Малевичем, В.Е.Татлиным, А.А.Экстер и другими яркими представителями русского авангарда. В 1914 г. вместе с мужем путешествовала по Центральной Азии и знакомилась с монгольским искусством. В этот же период Синякова оформила первую книгу. Это был сборник стихов Николая Асеева «ЗОР» (Москва, 1914 г.). На следующий год сделала оригинальную обложку сборника Н.Асеева и Г.Петникова «Литорей». В 1915 г. один её рисунок вошел в сборник «Стрелец» № 1, объединивший футуристов и символистов.
Акробаты. 1913 г. Местонахождение не установлено. Репродукция из журнала Огонек, 1913, № 47.
Любовь. 1913 г. Государственный музей искусств Республики Каракалпакстан им. И.В. Савицкого, г. Нукус.
В бане. 1910-е гг. Дерево, масло. 30х25 см. Частное собрание А.Е. Парниса, Москва.
1. Жены-Мироносицы. 1914-1915 гг. Доска, масло. 24х17,8 см. Частное собрание.
2. Лестница (Ladder). 1914-1916 гг. Частное собрание.
1. Николай Асеев. Книга стихов «ЗОР». Москва, Книгоиздательство «Лирень», 1914 г.
2. Николай Асеев - Григорий Петников. Сборник стихов «Леторей». Москва, Книгоиздательство «Лирень», 1915 г.
Рисунок из сборника «Стрелец» № 1. Петроград, Издательство «Стрелец», 1915 г.
Познакомившись с Давидом Бурлюком, Синякова под его влиянием начала разрабатывать новые формы, обратившись к традиционному народному творчеству и искусству Востока. В связи с начавшейся Первой мировой войной в 1914 г. Синякова возвращается в Харьков и подолгу живет в своей усадьбе в Красной Поляне. В её звонких по цвету краснополянских акварелях 1915-1916 гг. современные бытовые мотивы переплетаются с образами славянской и восточной мифологии на фоне сельской идиллии.
Солнце. Влюбленные. Краснополянский мотив. 1914 г. Бумага, акварель, графитный карандаш. 34х22,3 см. Собр. А.Е. Парниса, Москва.
Дерево Жизни (Пан и няня). 1914 г. Бумага, акварель. 35х25 см. Частное собрание, Киев.
Древо Жизни. 1914 г. Бумага, смешанная техника. Частное собрание.
Священная тема. Этюд. Бумага, акварель. 36,3х29,5 см.
Ковчег. Частное собрание.
Сельская идиллия. 1916 г. Бумага, акварель. 35,4х22 см. Частное собрание А.Е. Парниса, Москва.
Баня. 1910-е гг. Дерево, масло.
Баня. 1910-е гг.
Война. Рисунок. 1915 г. (?) Частное собрание А.Е. Парниса, Москва. Иллюстрация из книги Велимир Хлебников. Творения. Москва, Издательство «Советский писатель», 1986 г.
Война. 1915 г. Бумага, акварель. Частное собрание Игоря Дыченко, Киев.
Война. 1915 г. Бумага, акварель, тушь, гуашь. 36х23 см. Частное собрание, Киев.
Карусель. 1916 г. Бумага, акварель. Частное собрание, Киев.
1. Николай Асеев. «Ой конин дан окейн!» Четвёртая книга стихов. Москва, Издательство «Лирень», 1916 г. Ручной коллаж М. Синяковой. Из собрания В.С. Михайловича. Название книги в переводе с цыганского означает: «Люблю твои глаза!
2. Григорий Петников. Поросль солнца. 3-я книга стихов. Москва, Издательство «Лирень», 1918 г. Иллюстрации М. Синяковой.
1. Николай Асеев. «Ой конин дан окейн!» Четвёртая книга стихов. Москва, Издательство «Лирень», 1916 г. Ручной коллаж М. Синяковой. Из собрания В.С. Михайловича.
2. Николай Асеев. «Ой конин дан окейн!» Четвёртая книга стихов. Москва, Издательство «Лирень», 1916 г. Ручной коллаж М. Синяковой. Музей современного искусства, Нью Йорк (МОМА)
В годы гражданской войны М. Синякова, находясь в Красной Поляне, сближается с кругом местных художников-авангардистов Е.А.Агафоновым, Б.В.Косаревым, В.Д.Ермиловым. Её работы публикуются в харьковских левых изданиях - журнале «Пути творчества», 1919 г., №5 и «Сборнике нового искусства», 1919 г. Из воспоминаний М.Синяковой об этом периоде её жизни: «Сколько себя помню, рисовала и писала. С натуры. Писала молодых ребят и взрослых мужчин, девушек с лицами мадонн, женщин. Обнажённых. В купальне, в лучах солнца, в тени раскидистых деревьев. Среди животных - коз и баранов. Кто только не позировал мне! Наше жилище постоянно посещали писатели и поэты Хлебников, Пастернак, Асеев, Каменский. Все они были молодые, привлекательные. Хлебников сначала противился позировать обнаженным, говорил, что он не Феб, но и он уступил. Сестры также были моими моделями. Красную Поляну вспоминаю, как наипрекраснейшеешее время в моей жизни».
На берегах Сены. 1919 г. Бумага, акварель. 26х35 см. Семейная коллекция Уманских, Украина.
Семья. 1919-1920 гг. Бумага, акварель. Музей украинской живописи, Днепропетровск (ныне г. Днепр).
Ева. 1920 г. Бумага, акварель.
Ева. 1920 г. Бумага, акварель. 28х21,5 см. Частное собрание, Киев.
Любовники. 1920 г. Бумага, акварель. Частное собрание С.И. Григорьянца, Москва.
Пикник на траве. 1922 г. Бумага, гуашь. 24,5х21,9 см. Частное собрание.
Солнце. Бумага, акварель, карандаш. 41,5x31,8 см. Аукцион Christies, 2017 г.
Без названия. Бумага, акварель, карандаш. 35,5x22 см. Частное собрание.
Без названия. Бумага, акварель. 35х22 см. Частное собрание.
Гарем. Бумага, акварель. Частное собрание.
В 1922 г. Мария Синякова окончательно переехала в Москву. В московский период отошла от своей декоративной манеры и начала развивать новые строгие формы в черно-белой графике и книжной иллюстрации. Отдав дань неопривитивизму, она создала серию шаржированных портретов известных в то время поэтов и писателей Ахматовой, Брюсова, Есенина, Маяковского, Северянина и др. Эти портреты демонстрировались на «Выставке революционной литературы», устроенной по случаю 20-летия революции 1905 г. в 1925 г. Синякова участвовала в многочисленных выставках, советских и зарубежных: «Выставка художников «4 искусства» (1925 г., Москва, Музей изящных искусств, ныне ГМИИ им. Пушкина), «Международная выставка «Искусство книги» (1927 г., Лейпциг), «Современное книжное искусство на международной выставке прессы в Кельне» (1928 г.), «Международная выставка «Искусство книги» (1931 г., Париж) и др.
Музыканты. 1920-е гг. Холст, масло. 67,5х55,5 см. Частное собрание.
Лошади и купальщицы. Бумага, смешанная техника, гуашь, пастель. 30х40 см. Частное собрание.
Восемь девок, один я. 1923 г. Бумага, цветной карандаш.
Вакханалия. 1925 г. Бумага, карандаш. 18,5х14 см. Частное собрание.
Старцы. 1920-е гг. Картон, смешанная техника. 24х17 см. Аукцион Совком, 2008 г.
Петроград. 1920-е гг. Рисунок.
1. Шарж на Анну Ахматову. 1920-е гг.
2. Шарж на Алексея Крученых. 1924-1925 гг.
1. Шарж на Владимира Маяковского. 1924 г.
2. Шарж на Hиколая Асеева. 1924 г.
1. Шарж на Сергея Третьякова. 1924 г.
2. Шарж на Осипа Брика. 1924 г.
1. Шарж на Игоря Северянина. 1920-е гг.
2. Шарж на Андрея Белого. 1920-е гг.
1. Шарж на Валерия Брюсова. 1925 г.
2. Шарж на Виктора Шкловского. 1923 г.
1. Шарж на Михаила Кольцова. 1924 г.
2. Шарж на Михаила Левидова. 1924 г.
1. Шарж на Дмитрия Петровского. 1920-е гг.
2. Шарж на Илью Сельвинского. 1925 г.
В конце 1920-х гг. и в 1930-е годы в связи с усилившейся борьбой с формализмом в искусстве Мария Синякова отошла от живописи и целиком посвятила себя книжной иллюстрации. На верхах составлялись списки неугодных писателей, композиторов, художников. «Первыми жертвами «беспощадной борьбы с формализмом» явились Павел Филонов и его ученики - группа аналитического искусства. Один из сильнейших его учеников Василий Купцов выставил очень сильную вещь - самолет «АНТ-20» «Максим Горький», за что подвергся резкой критике. Дело не ограничивалось критическими выступлениями. Филонов был выброшен из художественной жизни России 1930-х гг. На протяжении десяти лет, вплоть до смерти от голода в блокадном Ленинграде в 1941 г., художник не выходил из дома, ни с кем не общался, никого не пускал в мастерскую, кроме малой группы оставшихся ему преданными учеников. Купцов в 1935 г. покончил с собой». (Мария Чегодаева. К истории социалистического реализма в России. Часть 3-я).
Василий Васильевич Купцов (1899-1935) АНТ-20 «Максим Горький». 1934 г. 110 х 121 см. Государственный Русский Музей.
Одной из первых книг, оформленных М.Синяковой, была книга А.Крученых «Разбойник Ванька-Каин и Сонька-маникюрщица» (1925 г.). Больше всего Синякова оформила детских книг Н.Асеева, К.Чуковского, К.Ушинского и др. Всего по моим подсчетам Синякова проиллюстрировала 14 книг. Общий тираж детских книг с её иллюстрациями, изданных в 1930-е гг., составил 645 тысяч экземпляров. В 1937 г. Синякова оформила тетраптих В.Маяковского «Облако в штанах» и книгу Н.Асеева «Маяковский начинается» (1940 г.)
А. Крученых А. Разбойник Ванька-Каин и Сонька-маникюрщица. Уголовный роман. Книга 132-ая. Рисунки Марии Синяковой. Москва, Издание Всероссийского Союза поэтов, 1925 г. Обложка и титульный лист.
А. Крученых А. Разбойник Ванька-Каин и Сонька-маникюрщица. Рисунок. 1925 г.
А. Крученых А. Разбойник Ванька-Каин и Сонька-маникюрщица. Рисунки Марии Синяковой. Москва, Издание Всероссийского Союза поэтов, 1925 г.
Сестры Синяковы: Мария, Оксана, Надежда и Вера. Фото 1920-х гг.
ДЕТСКИЕ КНИГИ, ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЕ МАРИЕЙ СИНЯКОВОЙ:
1. Н. Асеев. Цирк. Рисунки М. Синяковой. Государственное издательство, 1929 г.
2. А. Перегудов. Казенник. Рисунки М. Синяковой. Государственное издательство, 1928 г.
3. 1929 С. Федорченко. Семь листков про рыб и зверьков. Государственное издательство, 1929 г.
1-2. 1930 Мария Синякова. Практическое пособие для детей «Игры со светом и цветом». Государственное издательство, 1930 г.
3. Э. Сетон-Томпсон. АРНО. Художник М. Синякова. Государственное издательство, 1930 г.
1-6. Китай. Книга с иллюстрациями М. Синяковой. Москва, ОГИЗ, Молодая гвардия, 1931 г.
1-2. Л.Синицына. Прыгают-летают. Рисунки М. Синяковой. Москва, ОГИЗ, Молодая гвардия, 1931 г.
3. Н. Павлович. Барабанщик совхоза. Рисунки М. Синяковой. 2-е издание. Москва, ОГИЗ, Молодая гвардия, 1932 г.
1-3. Е. Ульрих, Н. Саконская. Смотр игрушек-самоделок. Рисунки М. Синяковой.
Москва, ОГИЗ, Молодая гвардия, 1932 г.
1-3. В. Маяковский. Облако в штанах. Тетраптих. Москва, Гослитиздат, 1937 г. Обложка, титульный лист и иллюстрация М. Синяковой.
В. Маяковский. Облако в штанах. Иллюстрация М. Синяковой (1)
В. Маяковский. Облако в штанах. Иллюстрация М. Синяковой (2)
Осенний натюрморт. 1938 г. Бумага, смешанная техника. 32,5х43,8 см. Частное собрание.
Во время Великой Отечественной войны Мария Синякова была в эвакуации и жила в Елабуге в одном доме с Мариной Цветаевой. Чтобы не умереть с голоду, втайне ходила собирать картофель. Из наследия Марии Синяковой 1940-х гг. сохранилось немногое - несколько портретов и книжные иллюстрации к старофранцузскому эпосу «Песнь о Роланде», 1943 г.
Портрет Веры Михайловны Гехт, сестры художницы. 1940-е гг. Литография, на бумаге 34,8х26 см. Частное собрание.
Портрет Велимира Хлебникова. 1940 г. Литография. Иллюстрация из книги В.Хлебников. Творения. Москва, Издательство «Советский писатель», 1986 г.
Портрет поэта Тихона Чурилина (1885-1946). 1940 г. Рисунок.
Песнь о Роланде. Старофранцузский эпос. Вольное стихотворное переложение Сергея Боброва.
Предисловие Ильи Эренбурга. Рисунки Марии Синяковой. Москва-Ленинград, Детгиз, 1943 г. Обложка.
1-6. Песнь о Роланде. Старофранцузский эпос. Вольное стихотворное переложение Сергея Боброва.
Предисловие Ильи Эренбурга. Рисунки Марии Синяковой. Москва-Ленинград, Детгиз, 1943 г.
Радио Москвы. 1948 г. Картон, гуашь, коллаж. 23,4х17 см. Частное собрание.
В 1952 г. Марию Синякову исключили из Союза художников за «пресмыкательство перед западным искусством». Она была лишена возможности участвовать в выставках, иллюстрировать книги. Как пишет Л.Алексеева, «ей приходилось раскрашивать игрушки, работать на полиграфической фабрике, делать плакаты для нового университета, рисовать лекарственные растения к медицинскому атласу». В 1956-1958 гг. решался вопрос о восстановлении её членства в МОСХе. После восстановления её членства в МОСХе в 1958 г. она получила возможность устраивать персональные выставки. Единственная такая персональная выставка М. Синяковой-Уречиной состоялась в сентябре 1969 г. в киевском отделении Союза писателей.
После выставки в Киеве и публикаций в печати к Синяковой, потянулись художники, коллекционеры, искусствоведы из Парижа, Нью-Йорка, Варшавы, Тбилиси, Киева. Молодые московские нонконформисты нашли в ее лице «сообщника» и показывали ее картины на своих бунтарских подпольных выставках. А она воспринимала успех сдержанно и спокойно.
Народное гуляние. По мотивам ранних акварелей. 1950-е гг. Холст, масло. 94,5х79,5 см. Павлодарский областной художественный музей.
Зимний пейзаж. 1952 г. Картон, масло. 37,5x49,5 см. Частное собрание.
Розы. 1950-е гг.
Натюрморт с цветами в белой вазе. Картон, масло. 33,5x43,5 см. Частное собрание.
Букет цветов на столе. Холст, масло. 60х74 см. Частное собрание.
Портрет сестры художницы Ксении Асеевой (Синяковой). 1960 г. Холст, масло. 60x49 cм. Аукцион Bonhams, 2017 г.
Портрет Татьяны Владимировны Синяковой.
Портрет Евгении Ивановны Синяковой, урожд. Козыревой.
И в заключение, как всегда, несколько недатированных картин Марии Михайловны Синяковой – загадки для искусствоведов:
Павлин. Бумага, гуашь. 24x19 см. Частное собрание.
Рыба. (Sinyakova - Fish)
Мария Михайловна Синякова-Уречина умерла 30 мая 1984 г. в Москве в возрасте 94 лет.
В 1990-1991 гг. на выставке «Украинский авангард. 1910-1930», показанной в Загребе и Киеве, впервые демонстрировались работы Марии Синяковой 1914-1916 гг.: «Ева», «Карусель», «Война» (два варианта) из частных коллекций, которые привели хорватских и французских знатоков авангардистского искусства в восторг. В последующие годы работы Марии Синяковой регулярно выставлялись на выставках русского авангарда.
В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Энциклопедия русского авангарда. Том I и II. Москва, Издательство Clobal Expert & Service Team, 2013 г.
ИСТОЧНИКИ:
1. Синякова-Уречина, Мария Михайловна - Википедия
2. http://rusavangard.ru/online/biographies/cinyakova-mariya-mikhaylovna/
3. https://www.liveinternet.ru/users/2225732/post154740396/ Синяковых пять сестер
4. https://artinvestment.ru/auctions/57900/
5. https://colovrat.at.ua/publ/8-1-0-87
6. Мария Синякова. Из воспоминаний. Русский футуризм: теория, практика, воспоминания. М. Наследие, 1999 г.
7. В. Божко (Харьков). Мария Михайловна Синякова dspace.nbuv.gov.ua›bitstream/handle/123
8. http://robinzon.tv/pda/articles/597
9. https://www.shukach.com/ru/node/283