
Михаил Кузмин. 1911
Русский литератор и композитор Серебряного века Михаил Кузмин - первый в России мастер свободного стиха.
Его дебютный и последний стихотворные циклы - "Александрийские песни" и "Форель разбивает лёд" - стали вехами в истории русской поэзии.
Он стал известен миру после публикации повести "Крылья" и стихотворного цикла "Александрийские песни".
"Поэт высокий и прекрасный", - сказал о Михаиле Кузмине Александр Блок.
И это сущая правда.
Достаточно и нескольких строк, чтобы в этом убедиться:
Протянуло паутину
Золотое «бабье лето»,
И куда я взгляд ни кину, —
В желтый траур все одето.
Песня летняя пропета,
Я снимаю мандолину
И спускаюсь с гор в долину
Где остатки бродят света,
Будто чувствуя кончину.
Со своими первыми стихами Михаил Кузмин выступал в символистских журналах, что и принесло ему известность на ранней стадии творчества.
Листья, цвет и ветки —
Все заключено в одной почке.
Круги за кругами сеткой
Суживаются до маленькой точки.
Крутящийся книзу голубь
Знает, где ему опуститься.
Когда сердце делается совершенно голым,
Видно, из-за чего ему биться.
Любовь большими кругами
До последнего дна доходит
И близорукими, как у вышивальщиц, глазами
В сердце сердца лишь Вас находит.
Через Вас, для Вас, о Вас
Дышу я, живу и вижу
И каждую неделю, день и час
Делаюсь все ближе и ближе.
Михаил Кузмин в шубе Вячеслава Иванова на крыше "Башни". 16 января 1908 года
Сквозь все стихотворения поэта Кузмина можно с легкостью проследить ряд постоянных образов и символов, такие как эллинистическая Александрия, а также русская религиозность. Кроме того, поэт отлично владел формой и обращал особое внимание на детали в своих работах. Именно это и стало причиной того, что творчество поэта иногда относят к акмеистам, что, впрочем, было не верно. Сам же Кузмин относ
ился к ним с легкой иронией.
Кузмин на портрете Ю.П. Анненкова. 1919
Музыка
Тебя я обнимаю,—
И радуга к реке,
И облака пылают
На Божеской руке.
Смеешься,— дождь на солнце,
Росится резеда,
Ресницею лукавит
Лиловая звезда.
Расколотой кометой
Фиглярит Фигаро.
Таинственно и внятно
Моцартово Таро.
Летейское блаженство
В тромбонах сладко спит,
Скрипичным перелеском
Звенит смолистый скит.
Какие бросит тени
В пространство милый взгляд?
Не знаешь? и не надо
Смотреть, мой друг, назад.
Чье сердце засияло
На синем, синем Si?
Задумчиво внимает
Небывший Дебюсси.
Выступая на различных кружках поэт очень часто прибегал к помощи музыкального сопровождения, что придавало его творчеству особенный шарм как в те времена, так и сейчас.
Муза
В глухие воды бросив невод,
Под вещий лепет тёмных лип,
Глядит задумчивая дева
На чешую волшебных рыб.
То в упоении зверином
Свивают алые хвосты,
То выплывут аквамарином,
Легки, прозрачны и просты.
Восторженно не разумея
Плодов запечатленных вод,
Все ждёт, что голова Орфея
Златистой розою всплывет.
Последний сборник Кузмина, "Форель разбивает лед", создавался с 1925 по 1928 год и увидел свет в 1929-м — в год "великого перелома", совершенно смертельный для русской литературы. Может быть, и к лучшему, что советская критика сборника почти не заметила, а эмигрантская — не поняла и кисло обругала.
Но читатели — заметили. "Форель" с ее оглушительно новым поэтическим языком, с ее ассоциативностью, доходящей до сюрреализма, стала для читателей настоящим событием. Переплетение реальной истории с кошмарами, видениями, воспоминаниями, аллюзиями дало богатую почву для размышлений Ахматовой, чья "Поэма без героя" совершенно явно вырастала из внутренней полемики с Кузминым.