Чарльз Дана Гибсон (Charles Dana Gibson; 1867-1944) - американский художник-иллюстратор. Прославился как создатель образа утонченной лирической героини, получившей название "Gibson Girl". Он создавал популярные иллюстрации, сотрудничая с такими известными изданиями, как Scribner's, Harpers, Collier's и The Century. Иллюстрации служили образцом не только тенденций моды, но и всего жизнестроительства. Гибсоновскую девушку превозносили мужчины и копировали женщины, в то время как краткие подписи сопровождали рисунки комментариями и объяснениями, раскрывающими историко-социологический подтекст иллюстраций.

Девушка Гибсона (Portrait of a Young Gibson Girl). Картон, перо и тушь Частное собрание
На рубеже веков иллюстрации в журналах играли в жизни людей ту же роль, что сейчас играет телевидение. Оттуда приходили модные фасоны, манера поведения и стереотипы. Если сейчас телезрительница сравнивает себя с героиней сериала или фильма, а свою жизнь выстраивает по биографии киноактрис и певиц, тогда читательница журнала ориентировалась на героинь кратких поучительных рассказов или на их изображения в журналах. В 1890-х таким образцом для подражания стала "Гибсоновская девушка", вымышленный собирательный образ идеальной героини.

Решительная женщина. Бумага, перо и тушь Частное собрание
Она получила хорошее воспитание и вполне традиционна в своих взглядах и манерах, однако, то и дело в ее глазах проскакивает лукавый или мятежный огонек. Она идеальна во всем, и даже самая правильная читательница найдет в ней пример для подражания. Гибсоновская девушка выше зависти и суеты, выше низменных эмоций, однако, она не высокомерна и не кичится своей "надмирностью". Она позиционировала себя как достижимый идеал, и это стало залогом ее популярности. И хотя героиня от иллюстрации к иллюстрации меняла свой облик (фактически это были изображения совершенно разных женщин), ее образ был легко узнаваем за счет манеры письма.
Secial Ladder, 1902 Бумага, перо и тушь Частное собрание
"Гибсоновская девушка" была настолько популярна, что стала символом эпохи. Ее узнаваемый образ (благородные черты, осиная талия и высоко заколотые волосы) встречался не только в журнальных иллюстрациях, но и на предметах обихода. С 1895 по середину 1910-х Америка переживала настоящую "гибсономанию": изображения героини вышивались по ткани, выжигались по дереву и коже, гравировались в металле. "Гибсоновская девушка" смотрела с вееров, подставок для зонтов, подушек, скатертей, покрывал. Героиню увековечивали в песнях, стихах и даже кинематографических постановках! Сотни девушек из хороших семей в сопровождении гувернанток потянулись в студию к Чарльзу Гибсону, чтобы стать прообразом своей любимой героини.

Ее красота была замечена везде. 1910. Бумага, перо и тушь США, Стокбридж, Музей Нормана Роквелла
Со временем "гибсоновская девушка" (Gibson Girl) обзавелась партнером - идеальным во всех отношениях "гибсоновским мужчиной" (Gibson Man). Он был одновременно романтиком и реалистом, твердо стоящим на ногах. В нем нашли отражение все девические грезы о "блестящей партии" - молодом человеке, постоянно и искренне восхищающимся своей избранницей и при этом имеющим вес и авторитет в обществе. Но каким бы идеальным ни был жених любимой героини, в каждой серии рисунков подчеркивалось превосходство женщины над мужчиной. Центром вселенной, созданной художником, по-прежнему оставалась "гибсоновская девушка". Эту пару можно считать своеобразным прототипом Барби и Кена, символизировавшим в 1900-х массовую культуру. В одной из серий 1899 года художник даже изобразил весь жизненный цикл "гибсоновской девушки" от подростка до почтенной родоначальницы.
Триумф гения
Начало Первой Мировой Войны ослабило интерес публики к их любимцам. Массовое сознание потихоньку повернулось от самонадеянного оптимизма к сдержанному цинизму, в рамках которого не было места восторгам от четы "гибсоновских героев". Во время Первой мировой войны Чарльз Гибсон занимался тем, что вводил в мир иллюстрации своих учеников, а превалирующими темами их рисунков стали духоподъемные сюжеты. После войны художник возглавил журнал Life, давший в свое время ему путевку в жизнь, а от иллюстрирования журналов он практически отошел. Причин тому было две: во-первых, теперь он мог целиком и полностью посвятить себя академической живописи маслом (раньше у него не хватало на нее времени), а, во-вторых, после Первой мировой пришла эпоха флэпперов, и идеал "гибсоновской девушки" потихоньку стал отходить в прошлое.

Чайная комната. Бумага, перо и тушь Частное собрание
Она уже не обладала таким авторитетом - иконами стиля стали изображения художника Джона Хелда. Плоскогрудые, короткостриженные, раскованные, эпатирующие старшее поколение девушки - флэпперы - вытеснили элегентных и чувственных женщин рубежа веков. Если Гибсоновская девушка строила свою жизнь в соответствии с советами родителей и умными книгами, флэпперы исповедывали культ спорта и молодости. Они курили, перечили отцам, устраивались на работу, ели в кафе и посещали парикмахерские. Гибсоновская девушка никогда бы до такого "безобразия" не опустилась бы!

Девушка Гибсона. 1905 Бумага, перо и тушь Частное собрание
Впрочем, символы эпохи рубежа веков продолжали появляться на страницах журналов вплоть до 1920-х годов, и хотя их авторитет несколько ослаб, публика благосклонно принимала новые иллюстрации. Последним всплеском ностальгии по "Прекрасной эпохе" стали Голливудские фильмы начала 1940-х годов. Сам же Чарльз Дана Гибсон умер в 1944-м году, еще окруженный ореолом былой славы.

Этюд выражений. Картон, перо и тушь Частное собрание

Девушка Гибсона

Сцена в французском кафе. Бумага, перо, тушь и карандаш Частное собрание
Cover illustration for Collier’s magazine, October 30, 1909

Без названия.1900 (ок) Бумага, перо и тушь Частное собрание

Званый ужин. Бумага, перо и тушь Частное собрание

Угол парка

Квашеная капуста и ветчина. Бумага на картоне, перо, тушь и карандаш Частное собрание

Терпение. 1910 Тушь, перо, бумага

В Париже 1905 Бумага, перо и тушь Частное собрание

Образование мистера Пиппа. 1898, ноябрь. Бумага, перо и тушь Частное собрание

После оперы. Бумага, уголь Частное собрание

Девушка Гибсона (Gibson Girl, A Widow and Her Friends, book cover). 1901 Бумага, перо и тушь Частное собрание
http://mosaicinternet.ru/internet_shkatulka/charl_z_dana_gibson_1867_1944_ssha/
https://vestinewsrf.ru/kul_tura/charl-z-dana-gibson-1867-1944-ssha/
http://nevsepic.com.ua/art-i-risovanaya-grafika/13867-charles-dana-gibson-1867-1944-77-rabot.html